Тема 3. Возможности метода проектов сегодня
Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах.
С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста :
· выявлять и формулировать проблемы;
· проводить их анализ;
· находить пути их решения;
· работать с информацией из различных источников;
· находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
· применять полученную информацию для решения поставленных задач.
К организации обучения по технологии «образовательный проект» предъявляют следующие требования: проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания; учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность должна иметь целесообразный и понятный им характер; работа учащихся должна быть осмысленной и активной: учащиеся должны стремиться четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей; для взаимодействия обучаемых используется групповая форма работы.
Тема 4. Основные требования к осуществлению обучения по методу проектов
Метод проекта состоит из последовательных этапов:
- формулирование цели. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов;
- разработка или выбор путей выполнения проекта. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте;
- работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа;
- оформление результатов. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- обсуждение результатов работы. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Тема 5. Метод проектного обучения как сложное системное образование
Проектный метод обучения – полиструктурное, динамическое системное образование, в качестве подсистем которого выступают: информационная, деятельностная и психологическая (См. схему 1). Информационная подсистема включает в себя когнитивный и рефлексивный компоненты. Когнитивный компонент – это, прежде всего, знание о мире, об устройстве вселенной и социума. Основной функцией когнитивного компонента является умение задавать вопросы, выявлять проблемы и строить план исследования. Рефлексивный компонент обеспечивает способность к самоконтролю, самокоррекции и глубинному обдумыванию индивидом различных проблемных ситуаций. Хотя информационная подсистема более всего настроена на обеспечение теоретической базы исследования, ее одной явно недостаточно. В органичном единстве с ней существует психологическая подсистема, которая определяет вектор движения мысли исследователя. Психологическая подсистема содержит мотивационный компонент – отвечающий практически за наличие у учащегося исследовательского интереса, за поисковую активность. Конвергентный и дивергентный компоненты отвечают за различные стили мышления.Конвергентное мышление— направленно на обнаружение отдельного правильного ответа – это традиционное мышление. Дивергентное мышление— мышление, которое порождает много идей или альтернатив, главная составляющая оригинального или креативного мышления. Дивергентное мышление наиболее широко используется в творческом разрешении проблем. Когда мы подходим к разрешению проблемы только с одной стороны, есть только один правильный ответ, и проблема заключается в том, чтобы найти его. Это приводит к конвергентному мышлению(мысленно мы стремимся найти ответ). Дивергентное мышлениедействует наоборот: мы находим множество возможных ответов, вырабатывающихся на основе одних и тех же исходных данных. Вместо повторения уже известных решений креативное мышление приводит к новым ответам и идеям. Однако, важны оба компонента. В реальных исследовательских ситуациях поисковая мотивация и дивергентное мышление малополезны без высокоразвитого конвергентного мышления, так как именно оно тесно связано с умением решать задачу на основе логики, и способностью к анализу и синтезу информации.
На наш взгляд, органичное единство приобретенных навыков исследовательского поведения и личности человека-исследователя обеспечивается именно функционированием психологической подсистемы. Психологическая подсистема решает задачу формирования исследовательского сознания, способствует формированию поискового интереса на основе понимания устройства мироздания и является базой для осмысленного подхода к знаниям, умениям и навыкам использования исследовательских методик.
Естественно, как бы много ни говорилось о теоретических, фундаментальных научных исследованиях, основой любого исследовательского проекта является практика. За практическую деятельность исследователя отвечает деятельностная подсистема. Деятельностная подсистема включает компонент умений и навыков исследовательского поведения, подразумевающий освоение и оттачивание, доведение до автоматизма различных теоретических и практических исследовательских методов и методик.
Но умения использовать исследовательские методики, даже доведенные до автоматизма, еще не есть качества личности человека - исследователя. Чтобы они стали таковыми, необходимо формирование осознания, вдумчивого отношения, личностной направленности, поэтому деятельностная подсистема включает также и креативный компонент, отвечающий за решение нестандартных ситуативных задач. Именно креативный компонент позволяет судить о степени сформированности деятельностной подсистемы, так как он прививает учащемуся специфический дух творческого восприятия действительности, позволяющий решать нестандартные ситуативные задачи, не задумываясь и не пугаясь нетривиальных решений. Основой деятельностной подсистемы можно считать компонент оптимизации выбора решения исследовательской проблемы. Как мы выяснили выше, основой творчества является стремление нестандартно увидеть задачу и предложить как можно больше возможных ее решений.
Схема 1.
Проектная методика обучения
Проектное обучение |
В некоторых американских университетах с целью развития творческих навыков проводят конкурсы на нахождение иных, отличных от обыденных способов решения житейских проблем. В рамках этого мероприятия в одном из университетов был сконструирован прибор, который за 70 операций опускает компакт-диск в сидером. Это безусловно нестандартный подход, однако метод проектов подразумевает нахождение оптимального, т.е возможно необычного, но рационального и простого решения проблемы. Именно за оптимизацию решения отвечает последний компонент деятельностной подсистемы – компонент оптимизации выбора. Он позволяет судить о способности учащегося принимать решения и оптимизировать задачи. Таким образом, деятельностная подсистема решает задачу практического обучения по методу проектов на основе осознания полученных навыков.Представленная система является нелинейной, так как наличествующие в ней информационные связи имеют как прямой, так и обратный характер. Подсистемы осуществляют постоянный обмен информацией.
Тема 6. Логико-содержательная модель проектного обучения учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального образования
Проведенный нами анализ теории и практики обучения проектной методике стал предпосылкой создания принципиально новой модели этого процесса. Прежде всего, это диктуется новым социальным заказом: «стремлением сделать образование не только средством получения профессии, но и обретения смысла жизни, ощущения ее полноты и удовлетворенности ее»[Чудновский В.Э., 2004].
Моделирование, наряду с системным анализом и синтезом, является одним из ведущих методов научного исследования. Начальный этап научного исследования предполагает разработку модели – построение материальной или мысленной системы, которая функционирует аналогично исследуемому процессу и позволяет изучить его свойства в системе.Одним из видов мысленной модели является образно-процессуальная модель, представляющая собой совокупность представлений о реальном и прогнозируемом состоянии объекта деятельности, а также о целях и способах реализации этой деятельности.
Рассмотрев психолого-педагогические, теоретические и социальные предпосылки, а также исходя из задач проектной методики и научной гипотезы исследования, мы разработали модель проектного обучения учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального обучения. При разработке модели мы опирались на основы теории педагогических систем, сформулированные В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королевым, Н.В. Кузьминой, В.П. Симоновым и др.
Модель проектного обучения учащихся общего среднего, начального и среднего профессионального обучения понимается нами как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий несколько компонентов: целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-диагностический, обеспечивающих психолого-педагогическую готовность к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. (См. схему 3).
Целевой компонент модели ориентирован на активизацию и интенсификацию процесса обучения, формирование исследовательского поведения. Целевой компонент включает комплекс задач, решение которых подразумевает, что:
· Учащиеся составят целостное представление о проектировании исследовательских задач;
· У учащихся произойдет формирование основ исследовательского интереса;
· Сформируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
Содержательный компонент, который включает необходимые знания, умения и навыки, дает установку на реализацию намеченной цели. Содержательный компонент объединяет в себе принципы, функции и содержание. Обучение по методу проектов опирается на принципы системности, преемственности и деятельности. Системность подразумевает логическую связь всех элементов процесса формирования. Преемственность характеризует диалектический характер обучения, каждый содержательный этап открывает возможность для постижения нового. Последний принцип показывает на характер формирования исследовательского интереса – в процессе деятельности.
Функциями проектного обучения являются социализация и адаптация в различных сферах, формирование исследовательского поведения и способность синтезировать информацию, полученную из различных источников. Содержание отображает структуру заранее спроектированной познавательной деятельности:
· Выявление сущности и назначения самостоятельной исследовательской деятельности.
· Выявление глобальных проблем современности и проектирование возможных путей их решения.
· Выстраивание собственного стиля исследовательского поведения.
Содержательный компонент решает следующие задачи:
· Разрабатывает ряд умений, в том числе : наблюдать, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, определять, дифференцировать и классифицировать понятия, структурировать материал, работать с авторскими и собственными текстами, проводить различные эксперименты, делать выводы из увиденного, объяснять и отстаивать свои идеи;
· Развивает способность увидеть необычное в обыденном, находить реальные проблемы, требующие исследовательского решения;
· Способствует сохранению высокой познавательной мотивации учащихся;
· Развивает самостоятельный творческий подход к обучению и к решению в дальнейшем жизненных и научных задач;
· Поощряет и развивает критическое мышление, сохраняя при этом терпимое отношение к ошибкам и инакомыслию;
· Развивает навыки составления исследовательских отчетов;
Процессуальный компонент модели определяет выбор форм и методов воздействия на учащегося, а также условия реализации успешного обучения по методу проектов.
В качестве оптимальной системы методов мы избрали: 1) объяснительно-иллюстративный (вводные беседы) – для формирования представления о проектном методе; 2) методы совместной деятельности (мозговая атака, учебные дискуссии, наблюдения, опросы, и моделирование ситуаций), позволяющие учащимся самостоятельно, или под контролем преподавателя решать ситуативные задачи и получать комплекс необходимых исследовательских умений; 3) методы проблемного обучения (деловые игры, проблемные задания и коммуникативные тренинги), моделирующие реальные, понятные учащимся проблемные ситуации, возникающие в различных сферах нашей жизни; 4) репродуктивный метод (тестирование, итоговые обсуждения, конференции, презентации.) – для контроля за процессом обучения по методу проектов.
Условия реализации успешного обучения по методу проектов представлены тремя компонентами: содержательно-регулятивными, нормативно-организационными и психолого-педагогическими, логически отображающими структуру проектного обучения (См. схему 1). Так как составляющая условий реализации успешного обучения по методу проектов позволяет проследить связь теоретико-методологических положений с практическими аспектами, ее целесообразно представить отдельной схемой (См. схему 2). Для обеспечения формирования информационной подсистемы проектного обучения необходимо соблюдение содержательно-регулятивных условий, подразумевающих овладение комплексом знаний, включающим: 1) историю вопроса, дающую представление об историческом развитии метода проектов и позволяющую осознать смысл и назначение метода сегодня, в конкретной профессиональной сфере;
2) Следующая составляющая позволяет получить конкретные представления о глобальных проблемах современности и житейских проблемах, возникающих в нестандартных жизненных ситуациях; 3) Последняя составляющая отвечает за теоретическую подготовку исследователя в области методологии, методов и методик проведения конкретного научного исследования.
Для обеспечения формирования деятельностной подсистемы требуется соблюдение нормативно-организационных условий, объединяющих широкий спектр составляющих, необходимых для формирования умений и навыков исследовательского поведения, включающих: 1)наличие материальной базы исследования; 2) грамотную организацию исследовательской деятельности по методу проектов;
Для обеспечения психологической подсистемы необходимо соблюдение психолого-педагогических условий, отвечающих за 1) наличие исследовательского интереса, деятельностное отношение к миру, желание задавать вопросы и умение выявлять проблемы; 2) развитие различных типов мышления (ковергентного и дивергентного); 3) развитие волевой сферы, достаточное для принятия самостоятельных, иногда необычных решений.
Схема 2.
Проектная методика обучения
Условия успешного обучения по методу проектов |
Контрольно-диагностический компонентхарактеризует результат процесса обучения по методу проектов. За критерий результативности принимается психолого-педагогическая готовность учащихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности. Структура психолого-педагогической готовности учащихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности может быть представлена в виде показателей, имеющих количественное выражение, а также различных уровней постижения культуры общения, подразумевающие комплексную диагностику. В качестве показателей нами предложены:
· Наличие исследовательского интереса.
· Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода.
· Способность проектировать исследовательскую программу.
· Умения и навыки применения исследовательских методов.
· Оценка результатов и выбор оптимального решения.
Контрольно-диагностический компонент позволяет осуществлять как комплексный, так и поэлементный контроль за процессом готовности учащихся к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности.
Представленную модель следует рассматривать в единстве всех ее элементов. Реализация на практике экспериментальной логико-содержательной модели приводит к достаточно глубоким и устойчивым изменениям в структуре личности учащегося, в связи с чем управление, коррекция и диагностирование должны осуществляться систематически в течение всего учебного проекта.
Уровни готовности к проектированию самостоятельной исследовательской деятельности: высокий, средний и низкий. Низкий уровень готовности подразумевает, что учащийся способен принимать участие в отдельных стадиях проектной работы, в групповой деятельности, или выполняя конкретные функции по указанию руководителя работ.
Средний уровень готовности – отвечает за способность учащегося самостоятельно проектировать решения заданной руководителем или группой проблемы и воплощать их в жизнь, в процессе групповой деятельности или под руководством.
Высокий уровень -это самостоятельное вычленение реальных проблем, требующих решения, построение гипотез, проектирование исследования, активное использование исследовательских методов и способность критически оценивать результаты работы, находя оптимальные решения.
Тема 7. Ориентировочные направления для проектных и научно-исследовательских работ в образовательных учреждениях
Творческий характер метода проектов не позволяет дать исчерпывающую тематику учебных проектов. Сам характер метода говорит о постоянном движении и развитии тем и проблематики обучения. Важно, что изучаемая проблема должна быть реальной, понятной, но в то же время не подразумевающей простого, однозначного решения. Цель проектного метода обучения в формировании творческих способностей, развитии неординарного взгляда на мир, поэтому темой учебного проекта может стать, в первую очередь, любая глобальная проблема и практически любая реальная проблема обыденной жизни. Нами предлагаются следующие направления для разработки исследовательских проектов:
· Социальные проблемы. Цель социального проекта - воспитание нравственности, гражданственности, социальной толерантности, стремление нести добро в окружающий мир, любовь к истории собственного народа, своей семьи, в сочетании с уважением к представителям других национальностей. Социальные проекты наиболее многогранны, чтобы лучше понять их направленность, мы обозначили примерную тематику социального проекта в следующем разделе.
· Проблемы психологии. Психология касается каждого из нас. Она задает вопрос: «Как мы можем более объективно взглянуть на свою жизнь, мысли и поступки?» Задача психологических проектов - показать учащимся, что ответ на этот вопрос можно получить в процессе вдумчивого размышления, наблюдения и исследования. Каждый человек – это вселенная, скопление миров. Возможно, наш мозг – самое сложное из существующих устройств, именно благодаря ему мы можем заниматься искусством, наукой, любить, ненавидеть, проявлять милосердие. Наши мысли, эмоции, действия – являются темами для исследовательских разработок в области психологии. Сократ сказал: «Познай себя», и хотя многие загадки вселенной лежат на глубине океана, находятся далеко в космосе, последний рубеж все же лежит намного ближе.
· Проблемы педагогики. Педагогика является с одной стороны областью научного знания, а с другой – основой трансляции знаний всех остальных наук – «всеобщее искусство учить всех всему». Соответственно проблемы педагогики, обучения, воспитания также касаются каждого из нас. Любой человек, вступающий в общение с другими людьми или группами людей, – уже педагог. Педагогика есть везде, где есть общение. Однако, основная цель педагогических проектов, на наш взгляд, - это мониторинг в сфере образования и воспитания. В то же время важно помнить, что многие темы социальных, психологических и других проектов неразрывно связаны с педагогикой.
· Экологические проблемы. Глобальная цель всех экологических проектов - показать учащимся, что возможная экологическая катастрофа не что-то отдаленное, а вполне реальная опасность. Многие опасности, с которыми столкнулось человечество в настоящее время, наступают очень медленно. Сюда входят накопление ядерного боезапаса, ухудшение состояния окружающей среды, глобальная вырубка лесов, глобальное потепление, озоновые дыры и прогрессирующий рост населения земли. Психологи называют многоступенчатые опасности, с которыми мы сталкиваемся, «синдромом вареной лягушки». Лягушки, помещенные в кастрюлю с медленно нагревающейся водой, не способны почувствовать постепенное повышение температуры. Они остаются спокойными до самой смерти. Подобно обреченным лягушкам, большинство людей не могут распознать плавно текущие, но смертоносные изменения. Цель экологических проектов – показать, что необходимы усилия большинства людей, чтобы повернуть вспять начавшиеся изменения, которые на современном этапе многие игнорируют.
· Проблемы химии. Учебные проекты в области химии призваны, прежде всего, показать, что химия – это не только учебная дисциплина, подобная второму языку – требует не только понимания, но и запоминания, а иногда и зубрежки, а органичная часть жизни любого человека, помогающая понять структуру мирозданья и разобраться в окружающей действительности. Химические технологии сегодня прочно вошли практически во все сферы нашей жизни, во многом облегчая ее, но одновременно и порождая многие проблемы, частично пересекающиеся с биолого-экологическими.
· Проблемы физики. Проектная деятельность в области физики имеет основной задачей показать учащимся систему межпредметных связей и помочь им увидеть, что физика – это не только язык формул, но и целая система, позволяющая описать многие необычные явления обыденной жизни.
· Проблемы биологии. В современной научной литературе проблемы биологии часто отождествляют с проблемами экологии, однако, это не так. Языком биологии сегодня говорят многие как гуманитарные, так и технические и технологические науки (химия, психология, педагогика, медицина, физиология и т.д.). Проекты в области данной науки призваны показать этот полиморфный характер биологических знаний.
· Проблемы математики. Язык математики – это международный язык технических и естественных наук. Постепенно математика проникает и в гуманитарное знание. Задача проектно-исследовательской деятельности в области математики – это обозначение межпредметных связей и развитие исследовательского интереса в данной области.
Несмотря на то, что предложена самая широкая тематическая ориентация, следует учитывать особенности различных возрастных групп учащихся и большую или меньшую степень их профессиональной ориентации.
Большое значение для понимания метода проектов имеет модель проектной деятельности учащегося.
Тема 8. Примерная тематика исследовательских проектов для учащихся учреждений общего и начального и среднего профессионального образования
Начальное и среднее звено общеобразовательной школы
1. «История моего имени и фамилии»
2. «Герб, флаг, гимн России».
3. «Вот она, какая моя Родина большая».
4. «Я - Россиянин».
5. «История моей улицы».
6. «Мои семейные реликвии».
7. « Славные сыны нашего Отечества».
8. «История моего города Москвы».
9. «Моя родословная».
10. «Обычаи и традиции русского народа».
11. «Правила поведения учащихся».
12. «Обычаи и традиции народов России».
13. «Дисциплина и ответственность».
14. «Красота русской природы».
15. «Что значит любить Родину?»
16. «Духовное наследие России».
17. «Мой родной край – Московская область».
18. «Наши права и обязанности».
Старшее звено средней школы
1. «Защищать Родину - это почетный долг».
2. «Отец, Отчизна, Отечество».
3. «Литературное наследие России».
4. «Праздники русского народа».
5. «Национальные праздники народов России».
6. «Что значит быть ответственным?»
7. «Религиозные праздники народов России».
8. «Искусство России и народные промыслы Золотого кольца».
9. «Великая Отечественная война: знаю, помню, горжусь».
10. «Отстаивая свои права, не забывай о правах других».
11. «Гражданин ли я России?»
12. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию».
13. «Русские за границей».
Начальное и среднее профессиональное образование
1. «Обязанность, долг, присяга».
2. «Я патриот своей Родины?»
3. «Наши предки на защите Отечества».
4. «Семейные праздники и традиции».
5. «Можно ли меня назвать гражданином России?»
6. «Достижения русских ученых и изобретателей».
7. «Мои замечательные земляки».
8. «Памятные места и достопримечательности моего города».
9. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?»
10. «За что я люблю Россию?»
11. «Народ и я - единая семья».
12. «Чем я могу помочь тем, кто в моей помощи нуждается?»