Материалы для проведения занятий: -

Ростов- на-Дону

2017г.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Сплоченность коллектива определяется А.А.Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.

Наиболее полно этот подход был разработан А. Петровским, который связал процесс групповой сплоченности с формированием различных уровней ее структуры, среди которых он выделил:

1. Уровень совпадения эмоциональных привязанностей, на котором представлены непосредственные эмоциональные взаимоотношения индивидов в группе (т. е. уже рассмотренный эмоциональный аспект).

2. Уровень совпадения ценностных ориентации, обусловленных процессом совместной деятельности (обозначенный автором как «ценностно-ориентационное единство»). Отношения индивидов на этом уровне строятся не столько на основе привязанностей или антипатий, сколько на основе сходства ценностных ориентации.

3. Уровень полной включенности в совместную деятельность (обозначенный автором как «ядро» групповой структуры). На этом уровне индивиды разделяют цели групповой деятельности, и мотивы их поведения связаны с принятием ценностей более общего и высокого уровня, связанных с общим отношением к миру, человеку, труду.

Таким образом, три уровня здесь выступают как основные стадии развития группы и ее структурные компоненты. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность, на втором происходит дальнейшее укрепление связей, обусловленное совпадением систем инструментальных ценностей, на третьем групповая сплоченность достигает своего полного выражения в форме совпадения терминальных ценностей и следования общей цели. При этом основным фактором формирования сплоченности выступает не эмоциональные привязанности, не общение как таковое, а именно совместная групповая деятельность.

Структура тренинга:

Данный тренинг был разработан, основываясь на вышеперечисленные компоненты взаимоотношений в группе. Каждое занятие направлено на диагностику/развитие отдельных компонентов и имеет соответственные цели.

Занятие 1. Направлено на формирование представления учеников об обратной связи.

Цели занятия :

- Познакомить участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

- Установление благоприятного психологического климата в группе.

- Развить в группе эффект обратной связи.

Задачи занятия:

- формирование благоприятного психологического климата в группе;

- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

- развитие умения работать в команде;

сплочение группы.

Упражнения:

1. Подготовительный этап

1.1 Разминка (знакомство).

1.2 Диагностика уровня сработанности членов коллектива. Опросник.

2. Основной этап

2.1 Рисование по инструкции.

2.2 Упражнение "Печатная машинка"

3. Заключительный этап

3.1 Упражнение «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне..»

3.2Ширинг-круг

Материалы для проведения занятий:

1.1опросник

2.1 карточки с рисунками, листы бумаги для каждого участника

2.2 карточки-буквы

Занятие 2.Уровень совпадения эмоциональных привязанностей.

Цели занятия:

- Способствовать повышению уровня эмоциональных взаимоотношений индивидов в группе.

- Снятие тактильных барьеров.

Задачи занятия:

- активизация группового взаимодействия;

- формирование умение высказать собственное мнение;

- дать возможность ощущать поддержку со стороны участников.

Упражнения:

1. Подготовительный этап

1.1 Разминка. Тактильные приветствия

2. Основной этап

2.1 Упражнение «далекие-близкие»

3. Заключительный этап

3.1 Упражнение - "Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").

3.2 Ширинг-круг

Занятие 1

Направлено на формирование представления учеников об обратной связи.

Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи.

Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.

Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой. В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание». Умения слушания, развиваемые в реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения.

В зависимости от целей устного общения и поведения каждого из коммуникантов возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом:

· активное слушание — слушание-сопереживание;

· слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;

· слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;

· слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях.

ХОД РАБОТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Разминка (знакомство).

Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: по очереди каждый говорит свое настоящее имя, а затем имя, которое он придумал только что.

Цель: Формирование доверительной атмосферы в группе, знакомство.

Время: 5 мин

1.2 Диагностика уровня сработанности членов коллектива

Опросник

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Время: 5-7 минут.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Рисование по инструкции

Инструкция

Участники садятся в круг, один выходит в центр. Ему предлагается карточка с изображением, приведенному на рисунке. Его задача инструктировать участников таким образом, чтобы они, не видя карточки, смогли бы воспроизвести ее изображение. Участники 1 раз могут задавать наводящие вопросы, 2 раз - нет Всего 2 карточки и 2 участника по очереди выходят в круг и объясняют то, что изображено на рисунке. Потом производится сравнение результатов. Выделяются, те, кто нарисовал наиболее схоже с рисунком. Далее идет обсуждение упражнения.

       
  Материалы для проведения занятий: - - student2.ru   Материалы для проведения занятий: - - student2.ru

Цель:дать участникам понять, насколько важна роль обратной связи в группе, развитие умений четко и однозначно излагать информацию, понимать, внимательно слушать идействовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.

Время: 10 минут.

2.2.Упражнение "Печатная машинка"

Инструкция: Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Примеры фраз: «какое небо голубое», «я обязательно буду работать по профессии», «скоро практика, а программы так и нет»…

Цель упражнения: выработка навыков сплоченных действий.

Время: 10-15 минут.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

3.1 Пусть каждый участник закончит фразу: "Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне, то вспомню в первую очередь..." Для этого упражнения тоже можно взяться за руки.

3.2.Ширинг-круг

- Ребята, вспомните свое настроение «до» и «после» занятия?

- поделитесь своими впечатлениями от участия в упражнениях?

- какие упражнения привлекли ваше внимание?

На каких уроках в школе вы бы использовали эти упражнении ?

Или каким учителям-предметникам вы бы их порекомендовали?

Время:10 минут.

Занятие 2

Уровень совпадения эмоциональных привязанностей.

На этом уровне формируется эмоциональная сплоченность

В процессе становления группы или при одновременном вступлении в нее нескольких индивидов особое значение приобретает принятие общих норм и их согласие с общими целями. В этом случае речь идет о групповой сплоченности, т. е. процессе формирования в группе особого типа связей, которые позволяют превратить формальное объединение людей в действительную группу, функционирующую в соответствии с определенными целями и нормами и связанную устойчивыми эмоциональными отношениями.

Следует отметить, что близкие понятия «групповой сплоченности» и «совместимости», по сути дела, обозначают разные аспекты единого процесса. «Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью».

Разделить групповую сплоченность и совместимостьтак же, как «развести» эмоциональный и деятельностный аспекты, достаточно сложно. По-видимому, именно поэтому некоторые исследователи не отделяют групповую сплоченность от групповой совместимости. Так, в русле социометрического подхода межличностные отношения, имеющие эмоциональную основу, рассматриваются в качестве важнейшего компонента групповой сплоченности.

Ход работы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Разминка. Тактильные приветствия

Инструкция: Участникам предлагается встать по парам. Затем в каждой паре участники должны поприветствовать друг друга, обязательно прикасаясь к собеседнику. Задача пары состоит в том, чтобы придумать приветствие, которого еще не было ни в одной из других пар.

Цель упражнения:разогрев в начале тренинга, снятие напряжённости, коммуникативная разминка.

Время: 5-7 минут.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1 Упражнение «далекие-близкие»

Инструкция:

Действие 1.Один из участников становится лицом к стене, спиной ко всей группе ( необходимо большое пространство за спиной участника). Затем остальные члены группы становятся хаотично за спиной человека, основываясь на своей симпатии к нему ( чем сильнее эмоциональная привязанность- тем ближе к спине). Все участники должны запомнить свое место).

Действие2. Главный участник по-прежнему стоит лицом к стене. Остальные участники расходятся из своих мест в хаотичном порядке. Главный герой поворачивается . Теперь он расставляет всех так, как по его мнению, встали участники в действии1. Все запоминают свои места.

Действие 3. Участники занимают вновь позиции из действия 2. Теперь все видят, как воспринимают участники главного героя и как этот герой воспринимает остальных.

Таким образом главным героем должен побывать каждый участник

Цель упражнения: установить уровень эмоциональной привязанности между участниками группы

Время: 20-25 минут

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

3.1Упражнение - "Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").

Инструкция:Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет "три" дружно вскидывают руки вверх. Красиво и позитивно.

3.2 Ширинг-круг

- Ребята, вспомните свое настроение «до» и «после» занятия?

- поделитесь своими впечатлениями от участия в упражнениях?

- какие упражнения привлекли ваше внимание?

- с какими трудностями сегодня на занятии вы столкнулись?

Время: 10 минут.

Занятие 3

Ход работы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Упражнение «Встреча взглядами»

Инструкция: Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача — встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.

Цель упражнения: выработка навыков сплоченных действий.

Время: 5 минут.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1 Упражнение «Кто мне близок?»

Инструкция: Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение: вы должны будете образовать две подгруппы, которые могут включать в себя неодинаковое число участников. Встаньте сейчас с теми людьми, которые вам по той или иной причине близки. Что создает ощущение вашей общности, пусть каждый определит для себя сам. При этом важны два момента: во-первых, чтобы вы были честными по отношению к самим себе, и, во-вторых, чтобы вы выразили чувство близости, которое вы ощущаете именно в данный момент. Обращайте внимание на тех людей, которые присоединяются к вам. В зависимости от этого вы можете переходить из одной подгруппы в другую.

Вопросы для обсуждения:

— Объединяет ли членов каждой подгруппы что-то общее?

— Что отличает одну подгруппу от другой?

Цель упражнения: умение делиться на подгруппы

Время: 15-20 минут

2.2 Упражнение «Наклейки»

Инструкция: Я хотел бы предложить вам подумать над тем, в какой мере вы доверяете или не доверяете друг другу. Сейчас каждый получит от меня маленькую белую карточку, на которой он должен написать свое имя. После этого вы положите ее на пол перед собой. Затем каждый получит две наклейки: красную, которая означает доверие, и синюю, означающую недоверие. Ваше задание состоит в том, чтобы понять, кому из членов группы вы в наибольшей степени доверяете, а кому— не доверяете. Затем вы передадите соответствующие наклепки тем людям, которых вы выберете. Сначала прикиньте, сколько красных и сколько синих наклеек можете получить вы сами, и запишите эти числа на обороте вашей карточки. Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Сейчас я слегка толкну моего соседа справа. Он встанет и распределит свои наклейки. Вернувшись на свое место, он закроет глаза и слегка толкнет своего соседа справа, чтобы тот, в свою очередь, встал и распределил свои наклепки.

Вопросы для обсуждения:

— В какой мере ваш прогноз совпал с фактически полученным вами количеством наклеек?

Как вам думаете, от кого вы получили красные, а от кого — синие наклейки? Подтвердилось ли это предположение?

— Кто получил больше одной красной или больше одной синей наклейки? Как он к этому отнесся?

— Как реагировали участники, не получившие ни одной красной или ни одной синей наклейки?

— Какие выводы вы сделаете для себя из этого упражнения?

Цель упражнения: развитие потенциала доверия у членов группы друг к другу

Время: 20 минут

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1 Упражнение «Найди пару»

Инструкция: Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.

Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Цель упражнения: развить прогностические возможности и интуицию; сформировать у членов группы установки на взаимопонимание.

Время: 10-15 минут.


Занятие 4

Ход работы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Упражнение «Подарок»

Инструкция: Я хочу предоставить вам возможность выразить ваши дружеские чувства друг к другу. Вы можете сейчас выбрать кого-нибудь из членов группы, кому вы хотели бы сделать небольшой подарок. Не говорите заранее о том, кого вы выбрали. У вас есть 20 минут для того, чтоб придумать подарок. Это может быть что-то готовое или сделанное вашими руками. Важно только, чтобы вы сосредоточились, прежде всего, на человеке, которому вы хотите что-нибудь подарить. Теперь по очереди передайте друг другу свои подарки.

Вопросы для обсуждения:

— Как выглядел процесс вручения подарков?

— Кто не получил ни одного подарка? Как он на это отреагировал?

—Какими другими способами выражали члены группы свое расположение друг другу?

Цель упражнения: предоставление участникам группы поработать в направлении умения выражать свою симпатию к участникам коллектива.

Время: 10 минут

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1Упражнение «Путаница»

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три». После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов: 1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг). 2. Участники группы образуют два или больше независимых круга. 3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным: в опыте нашей работы оно варьировалось от 3—5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Вопросы для обсуждения:

- Что вам помогало справиться с поставленной задачей?

-Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?

- Что помешало быстрее справиться с поставленной задачей?

Цель упражнения: сплочение участников группы; формирование умения достигать общей цели

Время: 20 минут

2.1 Упражнение «Машина»

Инструкция: «Машина» строиться из членов группы. Необходимо построить любой действующий механизм, при чем все члены группы должны быть в нем задействованы. 10 минут дается на обсуждение задания, 10 минут на постройку модели машины, при этом все члены группы должны сохранять молчание. Затем идет представление моделей действующих механизмов.

Цель упражнения: сплочение участников группы; формирование умения достигать общей цели

Время: 20 минут

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.1 Упражнение «Удовлетворенность работой группы»

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас показал, насколько он в данный момент удовлетворен работой группы. Сейчас я положу посередине комнаты книгу. После этого вы, не говоря ни слова, должны будете встать настолько близко к этой книге, насколько вы удовлетворены нашей работой. Тот, кто очень доволен работой, встает вплотную к книге, тот, кто очень недоволен, может встать, например, около стены. Все остальные могут занять любое место между этими двумя крайними позициями.

Позаботьтесь о том, чтобы во время выполнения этого задания никто не разговаривал. Когда каждый найдет себе место, попросите всех остаться на своих местах, посмотреть, где стоят другие, и затем коротко сказать, что они хотят выразить своим местоположением и как они относятся к позиции других.

3.2. Диагностика уровня сработанности членов коллектива. Опросник.

Участникам предлагается вновь пройти опросник, который был представлен в первом занятии. Затем можно проанализировать результаты и понять, была ли эффективна данная программа.

3.3 Ширинг – круг

— Если какой-то конкретный участник не удовлетворен работой группы, то хочет ли он при этом сам работать как-то иначе?

— Что мы все вместе хотим делать по-другому?

Цель упражнения: определение уровня удовлетворенности работой в группе

Время: 7 минут

Список источников для составления программы

1. Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа. - 2002. - №3. - М.

2. Грецов А.Г./ Лучшие упражнения для сплочения команды/ учебно-методическое пособие.- СПб, СПбНИИ физической культуры, 2006г.

3. Занковский А.Н. / Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2002.

4. Морозов А. В. Управленческая психология: Учебное пособие для студентов . – 2-е издание. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005.

5. В. Н. Парахина / Основы теории управления: учебное пособие / Под ред., Л. И. Ушвицкого. — М., 2004.

6. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие, 3-изд., перераб. и доп. . – М., 2006.

Для печати

К аое нб глуязтьд р пфсим ы

Ростов- на-Дону

2017г.

Сплоченность коллектива - важнейшая характеристика, мера его единения, вызванного осознанием обязанности цели, задач и идеалов, а также межличностными отношениями, имеющими характер товарищества, взаимопомощи.

Сплоченность коллектива определяется А.А.Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.

Наиболее полно этот подход был разработан А. Петровским, который связал процесс групповой сплоченности с формированием различных уровней ее структуры, среди которых он выделил:

1. Уровень совпадения эмоциональных привязанностей, на котором представлены непосредственные эмоциональные взаимоотношения индивидов в группе (т. е. уже рассмотренный эмоциональный аспект).

2. Уровень совпадения ценностных ориентации, обусловленных процессом совместной деятельности (обозначенный автором как «ценностно-ориентационное единство»). Отношения индивидов на этом уровне строятся не столько на основе привязанностей или антипатий, сколько на основе сходства ценностных ориентации.

3. Уровень полной включенности в совместную деятельность (обозначенный автором как «ядро» групповой структуры). На этом уровне индивиды разделяют цели групповой деятельности, и мотивы их поведения связаны с принятием ценностей более общего и высокого уровня, связанных с общим отношением к миру, человеку, труду.

Таким образом, три уровня здесь выступают как основные стадии развития группы и ее структурные компоненты. На первом уровне формируется эмоциональная сплоченность, на втором происходит дальнейшее укрепление связей, обусловленное совпадением систем инструментальных ценностей, на третьем групповая сплоченность достигает своего полного выражения в форме совпадения терминальных ценностей и следования общей цели. При этом основным фактором формирования сплоченности выступает не эмоциональные привязанности, не общение как таковое, а именно совместная групповая деятельность.

Структура тренинга:

Данный тренинг был разработан, основываясь на вышеперечисленные компоненты взаимоотношений в группе. Каждое занятие направлено на диагностику/развитие отдельных компонентов и имеет соответственные цели.

Занятие 1. Направлено на формирование представления учеников об обратной связи.

Цели занятия :

- Познакомить участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

- Установление благоприятного психологического климата в группе.

- Развить в группе эффект обратной связи.

Задачи занятия:

- формирование благоприятного психологического климата в группе;

- первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

- развитие умения работать в команде;

сплочение группы.

Упражнения:

1. Подготовительный этап

1.1 Разминка (знакомство).

1.2 Диагностика уровня сработанности членов коллектива. Опросник.

2. Основной этап

2.1 Рисование по инструкции.

2.2 Упражнение "Печатная машинка"

3. Заключительный этап

3.1 Упражнение «Когда я буду вспоминать о сегодняшнем дне..»

3.2Ширинг-круг

Материалы для проведения занятий:

1.1опросник

2.1 карточки с рисунками, листы бумаги для каждого участника

2.2 карточки-буквы

Занятие 2.Уровень совпадения эмоциональных привязанностей.

Цели занятия:

- Способствовать повышению уровня эмоциональных взаимоотношений индивидов в группе.

- Снятие тактильных барьеров.

Задачи занятия:

- активизация группового взаимодействия;

- формирование умение высказать собственное мнение;

- дать возможность ощущать поддержку со стороны участников.

Упражнения:

1. Подготовительный этап

1.1 Разминка. Тактильные приветствия

2. Основной этап

2.1 Упражнение «далекие-близкие»

3. Заключительный этап

3.1 Упражнение - "Пирамида позитивных пожеланий" (или "Коллективное рукопожатие").

3.2 Ширинг-круг

Материалы для проведения занятий: -

Занятие 3Уровень совпадения ценностных ориентации

Цели занятия:

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

- укрепление связей, обусловленное совпадением систем инструментальных ценностей

Задачи занятия:

- выработка навыков сплоченных действий;

- выработка умения делиться на подгруппы;

- развитие потенциала доверия у членов группы друг к другу;

-развить прогностические возможности и интуицию; сформировать у членов группы установки на взаимопонимание

Упражнения:

1. Подготовительный этап

1.1 Упражнение «Встреча взглядами»

2. Основной этап

2.1 Упражнение «Кто мне близок?»

2.2 Упражнение «Наклейки»

3. Заключительный этап

3.1 Упражнение «Найди пару»

Материалы для проведения занятий:

1.1 Белые карточки;

1.2 Наклейки двух типов: красная и синяя;

2.1 Лист бумаги с изображением сказочного персонажа.

Занятие 4Уровень полной включенности в совместную деятельность

Цели занятия:

- достижение полного выражения сплоченности в форме совпадения терминальных ценностей и следования общей цели.

Задачи занятия:

- предоставление участникам группы поработать в направлении умения выражать свою симпатию к участникам коллектива;

- формирование умения достигать общую цель;

- сплочение участников группы;

- определение уровня удовлетворенности работой в группе.

Упражнения:

1. Подготовительный этап

1.1 . Упражнение «Подарок»

2. Основной этап

2.1 Упражнение «Путаница»

2.2 Упражнение «Машина»

3. Заключительный этап

3.1 Упражнение «Удовлетворенность работой группы»

3.2 Диагностика уровня сработанности членов коллектива. Повторный опросник.

3.3 Ширинг-круг

Правила работы в группе:

-внимательно слушать задания

-принимать активное участие в выполнении заданий;

-высказывать свою точку зрения;

- по желанию привнести правила, которые хотите вы.

Способы работы:комплексные занятия, направленные на диагностику и развитие уровня коммуникации в студенческом коллективе:

Занятие 1

Направлено на формирование представления учеников об обратной связи.

Активность устного общения, эффективность, результативность взаимодействия во многом определяются тем, как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи.

Для установления обратной связи в устной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация и т.п.); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понять вас.

Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой. В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание». Умения слушания, развиваемые в реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения.

В зависимости от целей устного общения и поведения каждого из коммуникантов возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом:

· активное слушание — слушание-сопереживание;

· слушание-совет — слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего;

· слушание-вопрос — слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему;

· слушание-критика — предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях.

ХОД РАБОТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 Разминка (знакомство).

Инструкция:

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

А теперь представимся друг другу. Сделаем это так: по очереди каждый говорит свое настоящее имя, а затем имя, которое он придумал только что.

Цель: Формирование доверительной атмосферы в группе, знакомство.

Время: 5 мин

1.2 Диагностика уровня сработанности членов коллектива

Опросник

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое

Наши рекомендации