Проанализируйте метод воспитания мамы.

Ситуация 23.Ученик 2-го класса Костя (9 лет) внешне выглядит лет на 6. Стоит одиноко, съежившись, чувствуется какая-то неуве­ренность, безысходность...

В семье Кости — мама, бабушка, дедушка, отец ушел. Никаких ссор, скандалов, драк. Костя родился здоровым, воспитывался в семье. Беседуем с Костей:

— Кем ты, Костя, будешь, когда вырастешь?

— Кем-нибудь буду, конечно... Ведь все взрослые кем-то быва­ют... Может быть, буду слесарем... или улицы подметать... Не знаю...

— Как ты учишься?

— Слабый я, часто болею. Почти по всем предметам двойки. Очень боюсь, когда к доске вызывают... Стою и смотрю на всех — стыдно мне, что сказать ничего не могу. И забываю все, что и знал...

— А ты хочешь, чтобы были отметки?

— Нет, не хочу. Если бы их не было, никто бы не знал, что я такой плохой, что совсем глупый, ничего не умею...

Откуда такая безысходность?Какие факторы психического развития и каким обра­зом могли повлиять на психическое развитие Кости? Проведите психологический анализ ситуации психи­ческого развития Кости.

Ситуация 24. Учительница 1-го класса М.И. очень эмоциональ­но переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом награждала эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха» и др. Да еще прибавляла: «ты всегда...», «веч­но ты...», «ты вообще...» Другая учительница Ю.Н. видела в своих учениках одаренных мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было еще далеко.

Дайте психологический анализ действий учителей.

Ситуация 25.Разговор двух мам. Одна из них с тревогой гово­рит: «Я слышала, что к шести годам у ребенка пробуждается инте­рес к учению. Некоторые дети уже в пять лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу».

Какой фактор, влияющий па психическое развитие ребенка, не был использован мамой?

Ситуация 26.Разговор двух молодых мам: «Я считаю, .что раз моя дочь растет очень активной, самостоятельной, то с нее надо и спрашивать». «А я думаю, — говорит вторая, — пусть вырастут, тогда будут делать все сами».

Кто из двух мам прав?

Ситуация 27.Мишу (5 лет) с раннего детства баловали бабуш­ки, дедушка. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел. Наблюдая со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика, что он любит? Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он? Миша был идеально послушен. Скажут «иди» -— идет, скажут «садись» — садится. А не скажут ничего — так и будет стоять столбом. Бабушек и дедушку это не тревожило. Наоборот, именно от «ку-кольности» мальчика они были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно. Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она обща­лась по воскресеньям. Бабушки решили освободить молодую жен­щину от излишних хлопот. «Хорошо бы давать Мише побольше самостоятельности, — пред­ложили соседи. — Например, он уже может гулять один во дворе, под окном, конечно».

— Что вы! — ужаснулась троица нянек. —- Но ему скоро в школу.

— Ну и. что? Его маму мы и в школу, и в институт водили за руку.

Приведите случаи из жизни, когда родители окружа­ют ребенка чрезмерной заботой.

Какие важные факторы психического развития ребен­ка в этом эпизоде не задействованы? Предположите возможные последствия подобного вос­питания ребенка. Ваши советы подобным родителям.

Ситуация 28.В семье растут двое детей: Нина и Таня, совер­шенно разные по характеру и способностям.

Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают разными по характеру и способ­ностям?

Ситуация 29.Во время занятий по развитию речи с детьми ше­сти лет воспитатель знакомил их со свойствами разных сортов бу­маги. Он предложил детям самим поэкспериментировать, опреде­лить свойства бумаги, смачивая, сминая ее и т.д.

Какие факторы психического развития детей были за­действованы воспитателем?

Какую цель преследовал воспитатель, ставя детей в положение экспериментаторов? Дайте психологический анализ.

Ситуация 30.Замечено, что в закрытых детских учреждениях несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.

Как называется это явление? Укажите причины его возникновения.

Наши рекомендации