Проанализируйте метод воспитания мамы.
Ситуация 23.Ученик 2-го класса Костя (9 лет) внешне выглядит лет на 6. Стоит одиноко, съежившись, чувствуется какая-то неуверенность, безысходность...
В семье Кости — мама, бабушка, дедушка, отец ушел. Никаких ссор, скандалов, драк. Костя родился здоровым, воспитывался в семье. Беседуем с Костей:
— Кем ты, Костя, будешь, когда вырастешь?
— Кем-нибудь буду, конечно... Ведь все взрослые кем-то бывают... Может быть, буду слесарем... или улицы подметать... Не знаю...
— Как ты учишься?
— Слабый я, часто болею. Почти по всем предметам двойки. Очень боюсь, когда к доске вызывают... Стою и смотрю на всех — стыдно мне, что сказать ничего не могу. И забываю все, что и знал...
— А ты хочешь, чтобы были отметки?
— Нет, не хочу. Если бы их не было, никто бы не знал, что я такой плохой, что совсем глупый, ничего не умею...
Откуда такая безысходность?Какие факторы психического развития и каким образом могли повлиять на психическое развитие Кости? Проведите психологический анализ ситуации психического развития Кости.
Ситуация 24. Учительница 1-го класса М.И. очень эмоционально переживала неуспехи своих учеников, стараясь исправить их ошибки. При этом награждала эпитетами: «бестолковый», «неуч», «растяпа», «неряха» и др. Да еще прибавляла: «ты всегда...», «вечно ты...», «ты вообще...» Другая учительница Ю.Н. видела в своих учениках одаренных мальчиков и девочек. И если что-то у них не получалось, то она старалась подчеркнуть в них сообразительность, ум, догадливость, даже если до успеха было еще далеко.
Дайте психологический анализ действий учителей.
Ситуация 25.Разговор двух мам. Одна из них с тревогой говорит: «Я слышала, что к шести годам у ребенка пробуждается интерес к учению. Некоторые дети уже в пять лет читают. Я все жду, жду, а у моего Васи ни интереса, ни желания учиться не появилось, хотя ему скоро идти в школу».
Какой фактор, влияющий па психическое развитие ребенка, не был использован мамой?
Ситуация 26.Разговор двух молодых мам: «Я считаю, .что раз моя дочь растет очень активной, самостоятельной, то с нее надо и спрашивать». «А я думаю, — говорит вторая, — пусть вырастут, тогда будут делать все сами».
Кто из двух мам прав?
Ситуация 27.Мишу (5 лет) с раннего детства баловали бабушки, дедушка. Они предупреждали малейшее его желание, каждый шаг, каждый помысел. Наблюдая со стороны, трудно было определить: какой характер у этого мальчика, что он любит? Что его раздражает? Что вызывает интерес? Кто он? Миша был идеально послушен. Скажут «иди» -— идет, скажут «садись» — садится. А не скажут ничего — так и будет стоять столбом. Бабушек и дедушку это не тревожило. Наоборот, именно от «ку-кольности» мальчика они были в восторге. Их беспокоило только одно: Миша заикался. Иногда слегка, а иногда очень заметно. Мамы в Мишиной жизни не было. Со своим сыном она общалась по воскресеньям. Бабушки решили освободить молодую женщину от излишних хлопот. «Хорошо бы давать Мише побольше самостоятельности, — предложили соседи. — Например, он уже может гулять один во дворе, под окном, конечно».
— Что вы! — ужаснулась троица нянек. —- Но ему скоро в школу.
— Ну и. что? Его маму мы и в школу, и в институт водили за руку.
Приведите случаи из жизни, когда родители окружают ребенка чрезмерной заботой.
Какие важные факторы психического развития ребенка в этом эпизоде не задействованы? Предположите возможные последствия подобного воспитания ребенка. Ваши советы подобным родителям.
Ситуация 28.В семье растут двое детей: Нина и Таня, совершенно разные по характеру и способностям.
Почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают разными по характеру и способностям?
Ситуация 29.Во время занятий по развитию речи с детьми шести лет воспитатель знакомил их со свойствами разных сортов бумаги. Он предложил детям самим поэкспериментировать, определить свойства бумаги, смачивая, сминая ее и т.д.
Какие факторы психического развития детей были задействованы воспитателем?
Какую цель преследовал воспитатель, ставя детей в положение экспериментаторов? Дайте психологический анализ.
Ситуация 30.Замечено, что в закрытых детских учреждениях несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.
Как называется это явление? Укажите причины его возникновения.