Тема № 4. Память. Внимание. Воображение.

Общая характеристика памяти, ее виды, мнемические процессы, способы развития памяти; теории памяти. Приемы эффективного запоминания. Сущность, виды и функции внимания. Основные теории и модели внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Воображение. Виды, операции, функции воображения. Воображение и творчество.

Цель – составить представление о познавательных психических процессах: памяти, внимании, воображении.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:сущность,характеристики процессов памяти, внимания, воображения;

уметь: выявлять специфические приемы и средства развития памяти, внимания, воображения.

Методические рекомендации к изучению темы:

Освоение данной темы предполагает изучение следующих вопросов: виды, процессы, теории памяти. Классификации видов памяти. Чувственная, образная и символическая память. Мгновенная и кратковременная память. Механизмы сна и буферная память. Долговременная память. Феноменальная память. Монистическая и множественная трактовка памяти. Теории памяти: ассоциативная, гештельттеория, теория памяти в бихевиоризме, смысловая, информационно-кибернетическая, деятельностная, культурно-историческая, генетическая. Обратить внимание на уровни переработки информации. Память и организация знаний. Ознакомьтесь с приемами эффективного запоминания.

Рассмотрите понятие внимания, его виды. Основные теории и модели внимания, развитие внимания в онтогенезе. Внимание как ограничение поля восприятия. Развитие произвольного внимания. Замечания по управлению вниманием.

Изучая понятие воображение, исходите из того, что воображение принадлежит к высшим познавательным процессам, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Рассмотрите виды, операции воображения; воображение и творчество.

Литература:[3], [6], [7], [9].

Вопросы для самопроверки:

  1. Выявите взаимосвязь памяти с другими познавательными процессами и личностью человека.
  2. Охарактеризуйте виды памяти у человека.
  3. Назовите условия, способствующие непроизвольному запоминанию.
  4. Определите факторы, благоприятствующие произвольному запоминанию.
  5. Какова роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общении человека?
  6. Какие психологические теории внимания вы знаете?
  7. Установите взаимосвязь воображения и творчества.

Тема № 5. Мышление. Интеллект. Речь.

Понятие мышления. Мышление как познавательный процесс, его природа, виды, логические операции, основные процессы мышления. Виды мышления. Психологические теории мышления. Понятие и модели интеллекта. Развитие интеллекта. Творчество. Творчество и интеллект. Творческая одаренность. Речь, ее функции, виды. Диалогическая речь и ее роль в процессе общения.

Цель– составить представление о мышлении как познавательном процессе, изучить психологические теории мышления.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:определение мышления, его виды, операции, процессы; понятие речи, ее функции, виды речи и их назначение; сущность интеллекта и его модели;

уметь: выделять отличие мышления от других познавательных процессов, определять специфику речи как инструмента мышления и средства общения.

Методические рекомендации к изучению темы:

По данной теме необходимо проработать вопросы, связанные с анализом мышления как познавательного процесса, определив его природу, виды, логические операции, основные процессы мышления.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенного нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Важнейший признак мышления – независимо от его отдельных индивидуальных особенностей – умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. В психологии распространена несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3)теоретическое мышление.

Далее следует проанализировать понятие и модели интеллекта. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект». Индивидуальные особенности интеллекта. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта. Рассмотреть: развитие интеллекта, интеллект и творчество, творческая одаренность. Изучите понятие и виды речи. Определить психологический смысл речи, выявить ее функции. Рассмотрите эволюцию идей о природе языка и речи. Речевой онтогенез. Основные психологические аспекты функционирования речи. Личность в речи. Диалогическая речь и ее роль в процессе общения.

Литература: [3], [4], [5], [7], [8].

Вопросы для самопроверки:

  1. Какая функция речи у человека получает развитие в первую очередь?
  2. В чем заключается специфика общения у животных?
  3. Каковы отличия речи человека от речи животных?
  4. Как в психологии интерпретируется проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью?
  5. Раскройте сущность мышления.
  6. Как выглядит классификация людей по типам мышления?
  7. В чем заключаются особенности творческого мышления?

Наши рекомендации