Тема 3.2. Дискуссия как организованная форма коммуникативной деятельности
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и законспектируйте основные стадии дискуссии.
2. Составьте классификацию основных типов вопросов, задаваемых в процессе дискуссии..
3. Изучите технологию проведения дискуссии.
2. План практического занятия:
1 .«Интеллектуальная разминка» по уточнению и закреплению понятий:
- полемика;
- дискуссия;
- виды спора;
- диспут;
- принципы дискуссии и полемики;
- публичный диалог;
- логическая структура спора;
- обманные приемы и уловки («приклеивание ярлыков»; «подтасовки и умолчания»; «игра в авторитеты»; «игра в цифры и детали»; «вырывание из контекста»; «абсурдная гиперболизация»; «аксиоматичность доказательств»; «отвлечение оппонента от предмета спора»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»; «притворство») - приёмы опровержения.
2, Обсуждение реферата на тему: «Об искусстве полемики».
3.Решение проблемных задач:
а) Объясните, в чём состоит сущность и значение приёма, которым пользовался Галилей в начале спора. «На новом посту в Падуе Галилей стал приобретать всё большую известность. Он любил спорить, разъяснять и доказывать свою правоту. Никто не мог превзойти его в научных дискуссиях: он начинал с того, что излагал точку зрения своих противников более ясно, чем то могли сделать они сами, а затем разносил её в пух и прах - в этом отношении он был истинным виртуозом.» (Роджерс Э. Физика для любознательных. - т.2., М.: 1978, с. 158).
б) На основании изученной литературы, составьте и обсудите с членами группы памятку: «Как отвечать на вопросы участников в ходе дискуссии».
4. Проведение педагогической игры «Дискуссия».
3.Рекомендации по выполнению заданий
и проведению практического занятия
При овладении методами проведения дискуссии обратите внимание соблюдение всех этапов (начало, основная часть, заключение, выводы).
Педагогическая игра «Дискуссия» представляет собой моделирование полемической ситуации (дискуссии, научного спора и т.п.) между студентами группы.
Цель игры заключается в формировании у студентов полемических умений, навыков ведения научного спора и дискуссий, ответов на вопросы.
Для проведения педагогической игры из студентов выбирается руководитель, его помощник и «психологи-консультанты». Тема дискуссии (полемики, научного спора) согласовывается с преподавателями и всеми слушателями.
В ходе дискуссии решаются три группы взаимосвязанных задач: задачи по отношении к проблеме, задачи по отношению к группе участников, задачи по отношению к каждому отдельному участнику. Решение этих задач требует выбора адекватных средств. На основе соотношения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.
По окончании дискуссии проводится ее анализ «психологами-консультантами» по следующим критериям:
Основные критерии | Оценка |
содержательность речи:наличие главной мысли, аргументированность, острота постановки вопроса, наличие фактов, убедительность | 1, 2, 3, 4, 5 |
четкость изложения содержания речи:структура речи, логичность изложения | 1, 2, 3, 4, 5 |
выразительность речи:правильность ударений, богатство лексики, образность | 1, 2, 3, 4, 5 |
ясность и понятность речи:учет аудитории, языковая ясность, дикция | 1, 2, 3, 4, 5 |
Средний балл уровня развития речи: высокий — 4,4-5 баллов; средний — 3,6-4,3 балла; низкий - 2,8-3,5 балла; очень низкий — 2,0-2,7 балла.
В заключении необходимо:
- дать характеристику подготовленности группы к практическому занятию и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки.
- проанализировать выступления, дополнить и уточнить содержание рассматриваемых вопросов.
- проанализировать работу обучаемых, их активность.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2007
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
6. Белланже, Л. Переговоры. – СПб.: Нева, 2002.
7. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение дискуссии, полемики и спора.
2. Как влияют на проведение дискуссии индивидуальные особенности участников?
3. Что такое «тезис и демонстрация»?
4. В чем выражается культура спора?
5. Какие вопросы и виды ответов используются в дискуссии?
Тема 3.3. Имидж российского таможенника как составная часть организационной культуры
1.Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.
2. Дополните конспект лекции о прочитанной теме во время самостоятельной работы.
3. Вспомните и опишите ситуации общения, иллюстрирующие основные элементы имиджа.
4. По тесту «Ваше отношение к себе» определите собственные приоритеты по удовлетворенности собой.
2.Рекомендации по выполнению заданий
При работе над темой обратите внимание на основные элементы имиджа российского таможенника, вербальные и невербальные средства общения, «телесный» имидж, внешний вид.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2007
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
4. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
5. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
7. Белланже, Л. Переговоры. – СПб.: Нева, 2002.
8. Бишоф А. Секреты эффективного делового общения. М: Омега-Л, 2006.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое имидж?
2. Какие модели поведения присущи имиджу?
3. Что такое «телесный имидж»?
4. Как влияет имидж не тактику общения?
5. Что входит в понятие «внешний вид» человека?
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Современные подходы к психологии делового общения.
2. Структура и основные нарушения процесса коммуникации в деловом общении.
3. Правила эффективной коммуникации в деловом общении.
4. Основные принципы и техники построения партнерских отношений в деловом взаимодействии.
5. Приемы противостояния негативному психологическому влиянию в процессе делового общения.
6. Стереотипы в деловом общении.
7. Основные ошибки руководителя при проведении беседы с подчиненными.
8. Правила выбора аргументации в процессе преодоления возражений в деловой беседе.
9. Средства повышения воздействия на аудиторию в процессе публичного выступления.
10. Особенности проведения различных типов совещаний.
11. Сложности при проведении деловых переговоров (из практики таможенных органов).
12. Особенности различных видов интервью при приеме на работу.
13. Психологические приемы влияния на партнера.
14. Имидж в деятельности специалиста таможенных органов.
15. Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.
16. Психологические основы ведения телефонных разговоров.
17. Основные принципы ведения дискуссий и споров.
18. Социально-психологические барьеры в деловом общении.
19. Восприятие и понимание в процессе общения.
20. Основы физиогномики и ее использование в деятельности специалиста таможенных органов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Социально-психологическая характеристика процесса общения.
2. Цели общения.
3. Мотивы общения.
4. Социально-психологические условия эффективного общения.
5. Виды и формы делового общения.
6. Общепсихологические барьеры общения.
7. Социально-психологические барьеры делового общения.
8. Характеристика статусно-ролевого делового общения («пристройки»).
9. Общая характеристика речевого поведения.
10. Речевой этикет и его применение.
11. Общая характеристика соматической (телесной) коммуникации.
12. Понятие перцепции в деловом общении.
13. Технологическая модель ведения деловой беседы.
14. Логические основы делового общения.
15. Основные логические законы и их применение в процессе общения.
16. Основные требования к культуре речи специалиста таможенных органов.
17. Основные требования к культуре языка.
18. Психотехника формирования аттракции (прием «зеркало отношений»).
19. Психотехника формирования аттракции «имя собственное».
20. Характеристика типов личностей в процессе делового общения.
21. Психотехника формирования аттракции «золотые слова».
22. Дискуссия как организованная форма коммуникационной деятельности.
23. Психологические ошибки, возникающие в процессе восприятия партнеров по общению.
24. Психотехника «Золотые слова».
25. Механизмы социальной перцепции в деловом общении.
26. Культура мышления российского таможенника.
27. Типовые схемы формирования первого впечатления
28. Основные функции делового общения.
29. Психологические основы переговорного процесса
30. Динамика переговорного процесса.
31. Психотехника ведения деловых переговоров.
32. Имидж российского таможенника и его особенности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: «Психология делового общения российского
таможенника»
Специальность: 080115 - «Таможенное дело»
Автор
Александр Иванович ПУСТОЗЁРОВ
Издано в авторской редакции