Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника

1. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите ключевые понятия темы: речевой этикет, культура мышления, культура языка, культура речи, культура соматической (телесной) коммуникации.

2*. В рабочей тетради составьте схему сравнительных подходов к определению понятия «речевое поведение (лингвоэтология)».

3*. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти особенности ваших качеств в процессе общения.

4. Определите свои ведущие потребности и мотивы, склонности и интересы, реализуемые в ходе общения.

5*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура речевого этикета».

6*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура соматической коммуникации».

7*. Определите понятие культура языка и культура речи.

2. План практического занятия.

(для очной и заочной формы обучения)

1. Сущность социальной коммуникации в деловом общении

2. Понятие перцепции в деловом общении.

2. Психологические механизмы социальной перцепции.

3. Эффекты восприятия партнера по общению.

4. Общение как взаимодействие.

5. Невербальное общение и его формы.

Реферат на тему: Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Социально-психологический тренинг:

1. Тренинг представляет собой моделирование ситуаций и действий, обучаемых в этих ситуациях, а также проведение упражнений игры по развитию перцептивных навыков общения. Для его проведения каждый студент готовит ситуацию взаимовосприятия и отрабатывает рефлексию.

2. Проведение ролевой игры по развитию коммуникативных навыков общения. Отрабатываются следующие ситуации: обратиться к пожилому человеку, узнать который час; обратиться к декану факультета по вашему заявлению; к преподавателю о переэкзаменовке и т.п.

Задания для практической работы:

1. Тест «Определение модальности восприятия».

2. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.

3. Задание на развитие точности передачи и понимания сообщений невербального канала (имитационная игра).

4. Задания на тренировку умений диагностировать неконгруэнтность собеседника и распознавать ложь (имитационная игра).

5. Показ видеофильма «Детектор лжи»

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие составляющие речевого поведения?

2. Что такое речевой этикет?

3. Какие задачи решаются в при использовании культуры мышления?

4. Какие составляющие культуры соматической (телесной) коммуникации?

5. Что включает в себя культура речи?

МОДУЛЬ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

Тема 2.1. Технология восприятия партнера по деловому

Общению

1. Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.

2. Изучите раздел «Технология восприятия партнера по деловому общению» по любому учебнику психологии общения.

3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.

4. Разберитесь в понятиях «перцепция» и «психотехники общения».

5*. Выпишите в тетрадь основные элементы перцептивного восприятия.

6*. Обсудите в учебной группе: психологический механизм установки на восприятие.

2. План практического занятия.

(для очной формы обучения)

1. Методы принятия групповых решений (Методы Синектики, дневников, Гордона, Дельфы, «635», голосования «за и против», утопических игр, Дельбека).

2. Приемы организации пространства в деловом общении.

3. Этапы, цели и задачи проведения делового совещания.

4. Психологические и риторические приемы убеждения собеседника.

5. Нейтрализация замечаний собеседника.

6. Особенности общения с разными психологическими типами собеседников.

7. Проведение ролевой игры.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

1. При проведении ролевой игры необходимо обратить внимание на отработку навыков проведения интервью. Для работы предлагается свободная тема, например, 1) политические симпатии студентов факультета; 2) изучение удовлетворенности молодежной политикой администрации города (или академии); 3) эффективные формы проведения практических занятий в ВУЗе.

В роли ведущего интервью по возможности должен побывать каждый студент. В ходе игры ведущий должен потренировать навыки: вступления в контакт, активного слушания, резюмирования, стимулирования, снижения активности интервьюеров. По результатам игры проводится обсуждение успешности выполнения.

2. В ходе занятии отработать:

- построение деловой беседы с подчиненным на предмет повышения его мотивации к профессиональной деятельности.

-построение деловой беседы с руководителем на предмет повышения заработной платы.

3. Провести деловую игру «Выбор руководителя»: микрогруппам из студентов предлагается для изучения характеристики деловых и личных качеств 3-х специалистов, претендующих на должность инспектора таможенного отдела. Характеристики составляются студентами.

Необходимо:

1) методом мозгового штурма выделить необходимые и достаточные психологические качества к должности, например, «Начальник таможенного отдела», или «инспектор, старший инспектор таможенного поста»,

2) методом дискуссии отобрать из числа имеющихся кандидатов наиболее подходящего на данную должность.

Результаты работы групп сравниваются, обсуждаются.

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,20011.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое «фактор превосходства»?

2. Как проявляется «фактор отношения к вам»?

3. Что такое идентификация?

4. Какой смысл вкладывается в понятие «казуальная атрибуция»?

5. Раскройте понятие «эмпатия» и «аттракция».

Наши рекомендации