Модуль 1. общение, его виды и формы
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Тема 1.1. Социально-психологический анализ общения
1. Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел «Социально-психологический анализ делового общения по любому учебнику психологии общения.
3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы..
4. Разберитесь в понятиях «общение» и «деловое общение».
5. Изучите элементы основных функций общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.
6. Обсудите в учебной группе: механизмы социальной перцепции.
7*. Рассмотрите интерактивную функцию общения и ее особенности[1].
8*. Определите цели и мотивы общения.
9*. Составьте схему структуры общения.
2. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое коммуникация в общении; механизмы социальной перцепции; основные свойства интерактивной функции.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?
2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности.
3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.
4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?
5. Какие функции общения вы можете назвать?
Тема 1.2. Виды и формы общения
1.Задания для самостоятельной работы
1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы делового общения от простого общения.
2*. Выпишите определения основных форм делового общения: совещания, беседы.
3. Определите в чем разница между понятиями «совещание » и «беседа».
4*. Уясните, чем отличаются императивное и манипулятивное общение.
5*. Проведите самостоятельное тестирование по определению позиций в трансактном анализе (Родитель-Ребенок- Дитя».
2.Рекомендации по подготовке заданий
При подготовке заданий пользуйтесь учебным пособием: Кукушин В.С. «Психология делового общения» 2003.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
.2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2006.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие виды общения вы знаете?
2.. Что может помешать вам понять вашего собеседника? А что может помочь вам?
3. Какие типы взаимодействия людей в общении вы знаете?
4. В чем заключается сущность и функции деловой беседы?
5. Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить?
6. Как подготовиться к деловой беседе?
7. Какие рекомендации по аргументированию своих доводов и опровержению доводов собеседника вы можете дать?
МОДУЛЬ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ
Тема 2.1. Технология восприятия партнера по деловому
Общению
1. Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел «Технология восприятия партнера по деловому общению» по любому учебнику психологии общения.
3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы.
4. Разберитесь в понятиях «перцепция» и «психотехники общения».
5*. Выпишите в тетрадь основные элементы перцептивного восприятия.
6*. Обсудите в учебной группе: психологический механизм установки на восприятие.
2. План практического занятия.
(для очной формы обучения)
1. Методы принятия групповых решений (Методы Синектики, дневников, Гордона, Дельфы, «635», голосования «за и против», утопических игр, Дельбека).
2. Приемы организации пространства в деловом общении.
3. Этапы, цели и задачи проведения делового совещания.
4. Психологические и риторические приемы убеждения собеседника.
5. Нейтрализация замечаний собеседника.
6. Особенности общения с разными психологическими типами собеседников.
7. Проведение ролевой игры.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
1. При проведении ролевой игры необходимо обратить внимание на отработку навыков проведения интервью. Для работы предлагается свободная тема, например, 1) политические симпатии студентов факультета; 2) изучение удовлетворенности молодежной политикой администрации города (или академии); 3) эффективные формы проведения практических занятий в ВУЗе.
В роли ведущего интервью по возможности должен побывать каждый студент. В ходе игры ведущий должен потренировать навыки: вступления в контакт, активного слушания, резюмирования, стимулирования, снижения активности интервьюеров. По результатам игры проводится обсуждение успешности выполнения.
2. В ходе занятии отработать:
- построение деловой беседы с подчиненным на предмет повышения его мотивации к профессиональной деятельности.
-построение деловой беседы с руководителем на предмет повышения заработной платы.
3. Провести деловую игру «Выбор руководителя»: микрогруппам из студентов предлагается для изучения характеристики деловых и личных качеств 3-х специалистов, претендующих на должность инспектора таможенного отдела. Характеристики составляются студентами.
Необходимо:
1) методом мозгового штурма выделить необходимые и достаточные психологические качества к должности, например, «Начальник таможенного отдела», или «инспектор, старший инспектор таможенного поста»,
2) методом дискуссии отобрать из числа имеющихся кандидатов наиболее подходящего на данную должность.
Результаты работы групп сравниваются, обсуждаются.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,20011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое «фактор превосходства»?
2. Как проявляется «фактор отношения к вам»?
3. Что такое идентификация?
4. Какой смысл вкладывается в понятие «казуальная атрибуция»?
5. Раскройте понятие «эмпатия» и «аттракция».
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Современные подходы к психологии делового общения.
2. Структура и основные нарушения процесса коммуникации в деловом общении.
3. Правила эффективной коммуникации в деловом общении.
4. Основные принципы и техники построения партнерских отношений в деловом взаимодействии.
5. Приемы противостояния негативному психологическому влиянию в процессе делового общения.
6. Стереотипы в деловом общении.
7. Основные ошибки руководителя при проведении беседы с подчиненными.
8. Правила выбора аргументации в процессе преодоления возражений в деловой беседе.
9. Средства повышения воздействия на аудиторию в процессе публичного выступления.
10. Особенности проведения различных типов совещаний.
11. Сложности при проведении деловых переговоров (из практики таможенных органов).
12. Особенности различных видов интервью при приеме на работу.
13. Психологические приемы влияния на партнера.
14. Имидж в деятельности специалиста таможенных органов.
15. Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.
16. Психологические основы ведения телефонных разговоров.
17. Основные принципы ведения дискуссий и споров.
18. Социально-психологические барьеры в деловом общении.
19. Восприятие и понимание в процессе общения.
20. Основы физиогномики и ее использование в деятельности специалиста таможенных органов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Социально-психологическая характеристика процесса общения.
2. Цели общения.
3. Мотивы общения.
4. Социально-психологические условия эффективного общения.
5. Виды и формы делового общения.
6. Общепсихологические барьеры общения.
7. Социально-психологические барьеры делового общения.
8. Характеристика статусно-ролевого делового общения («пристройки»).
9. Общая характеристика речевого поведения.
10. Речевой этикет и его применение.
11. Общая характеристика соматической (телесной) коммуникации.
12. Понятие перцепции в деловом общении.
13. Технологическая модель ведения деловой беседы.
14. Логические основы делового общения.
15. Основные логические законы и их применение в процессе общения.
16. Основные требования к культуре речи специалиста таможенных органов.
17. Основные требования к культуре языка.
18. Психотехника формирования аттракции (прием «зеркало отношений»).
19. Психотехника формирования аттракции «имя собственное».
20. Характеристика типов личностей в процессе делового общения.
21. Психотехника формирования аттракции «золотые слова».
22. Дискуссия как организованная форма коммуникационной деятельности.
23. Психологические ошибки, возникающие в процессе восприятия партнеров по общению.
24. Психотехника «Золотые слова».
25. Механизмы социальной перцепции в деловом общении.
26. Культура мышления российского таможенника.
27. Типовые схемы формирования первого впечатления
28. Основные функции делового общения.
29. Психологические основы переговорного процесса
30. Динамика переговорного процесса.
31. Психотехника ведения деловых переговоров.
32. Имидж российского таможенника и его особенности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: «Психология общения»
Направление подготовки : 030900.62
Квалификация выпускника: бакалавр
Автор
Александр Иванович ПУСТОЗЁРОВ
Издано в авторской редакции
[1] Примечание: задания, отмеченные значком * - для студентов заочной формы обучения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Тема 1.1. Социально-психологический анализ общения
1. Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел «Социально-психологический анализ делового общения по любому учебнику психологии общения.
3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы..
4. Разберитесь в понятиях «общение» и «деловое общение».
5. Изучите элементы основных функций общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.
6. Обсудите в учебной группе: механизмы социальной перцепции.
7*. Рассмотрите интерактивную функцию общения и ее особенности[1].
8*. Определите цели и мотивы общения.
9*. Составьте схему структуры общения.
2. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое коммуникация в общении; механизмы социальной перцепции; основные свойства интерактивной функции.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?
2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности.
3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.
4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?
5. Какие функции общения вы можете назвать?