Ситуация ролевого взаимодействия: перцептивные механизмы
Рассмотрим типовые схемы социального восприятия. В их основе лежит хорошо известный эффект ореола: если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления, создавшего «ореол», может быть весьма продолжительным. Исследования в области интимно-личностных отношений показывают, что оно может продолжаться и год, и полтора при достаточно интенсивном общении. Ю. Крижанская и В. Третьяков выделяют три основных фактора возникновения оценочной ошибки и соответственно три схемы формирования первого впечатления. Каждая схема запускается так или иначе присутствующим в ситуации знакомства определенным фактором: превосходства партнера, привлекательности партнера и сходства воспринимаемого лица с наблюдателем.
Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров, точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту, материальному положению и т. д. Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. Умный (с точки зрения наблюдателя) человек становится и весьма порядочным, и ответственным, и хорошим собеседником. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше надо для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого в спокойной обстановке не стали бы и слушать. В 80-х гг. по Москве, пребывающей в состоянии дефицита, прокатилась волна своеобразных мошенничеств. К иногородним людям, приезжающим в Москву с большими суммами наличных денег в надежде «достать» мотоцикл, машину, ковер, новую бытовую технику и томящимся в бесконечных очередях специализированных магазинов, подходили изящные, уверенные люди в хорошей одежде или спецодежде магазина. Спокойно и с достоинством они предлагали человеку помощь в приобретении товара за соответствующую мзду, забирали деньги и спокойно скрывались за дверью «Служебный вход». Естественно, что ни их, ни денег горе-покупатель больше не видел. Когда в милиции им задавали вопрос: «Как же вы могли отдать деньги неизвестно кому?», пострадавшие пожимали плечами, поминали гипноз и всякую магию. Однако дело не в магии, а в социально-психологическом фокусе, который выкидывает с неуверенным человеком фактор превосходства.
И еще одно: человек, которого наблюдатель воспринимает как уступающего ему в значимом параметре, тоже попадает в поле действия фактора превосходства — он незаслуженно недооценивается наблюдателем.
Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Так, эксперименты Бершайда и Уостера показали, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины склонны считать более заботливыми и порядочными.
Третья схема восприятия партнера запускается его сходством с наблюдателем. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо относятся к человеку или разделяют какие-то важные его идеи, он склонен оценивать выше и по прочим психологическим показателям. Иначе говоря, люди, близкие мне по убеждениям, в целом лучше людей, исповедующих другие, противоположные взгляды. На этом свойстве социального восприятия построены самые знаменитые приемы манипулятивного общения. Скажем, правило трех «да»: сделай так, чтобы человек в разговоре три раза подряд ответил на твои вопросы «да» (пусть самые простые), и ты можешь рассчитывать на его большую благосклонность при решении принципиальных вопросов.
Рассмотрим механизм, работающий в ролевой перцептивной ситуации - стереотипизацию — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Г. Тэджфел выделяет четыре функции стереотипов, две из которых реализуются на индивидуальном уровне, две — на групповом. Значение стереотипа для каждого члена группы:
□ селекция социальной информации;
□ создание и поддержание положительного «я-образа».
Для группы в целом:
□ формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы;
□ создание и поддержание положительного «мы-образа».