Система общественных отношений

Социальные Политические Идеологические

Производственные

Структуры общения (по Г.М. Андреевой)

Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса(по Лассуэлу)

Кто (передает сообщение) — коммуникатор

Что (передается) — сообщение

Как (осуществляется передача) — канал

Кому (направлено сообщение) — аудитория

С каким результатом передается — эффективность сообщение

Функции общения (по Б. Ф. Ломову):

информационно-коммуникативная;

регуляторно-коммуникативная;

аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная - это знаковые, речевые формы передачи информации для осуществления совместной деятельности. Генетически это первая функция общения. Миф о Вавилонской башне – она не была построена, так как общение не выполнило свою коммуникативную функцию – люди говорили на разных языках.

Регуляторно-коммуникативная – это осуществлениерегуляции коммуникации.

Аффективно-коммуникативная– это осуществление чувственного аспекта взаимодействия.

Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т. д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т. д.), что и обусловливает разные виды общения.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным.

Неформальноеобщение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения — любовь и дружба.

Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада своей личности. Способность устанавливать неформальное общение зависит от:

черт личности (направленность на общение, доверие, незамкнутость);

обладания «техникой» общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т. д.

В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие

виды общения:

социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и т. д.);

групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т. д.;

личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другим.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако наряду с речью широко используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые системы (символы математики, нотная запись, азбука Морзе и др.).

Средства общения видоизменяются и совершенствуются вместе с развитием человеческого общества. Их использование зависит от условий, в которых осуществляется деятельность, от степени владения соответствующими средствами.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь),

невербальную (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика).

Оптико-кинетическая система знаков включает:

паралингвистическую систему: качество голоса, его диапазон, тональность, пространство и время, размещение лицом друг к другу;

экстралингвистическую систему: темп речи, плач, смех, покашливание; телодвижение, движение глаз.

Ниже приводятся фрагменты систем знаков, использовавшихся в различные исторические периоды.

система общественных отношений - student2.ru

Рис. 1. Жестовый счет от 1 до 30 у австралийского племени аранта.

система общественных отношений - student2.ru

Рис. 2. Узловое письмо перуанцев.

система общественных отношений - student2.ru

Рис. 3. Положение кистей и пальцев рук, обозначавшее отдельные цифры в популярной средневековой числовой системе.

система общественных отношений - student2.ru

Рис. 4. Эволюция шумеро-вавилоно-ассирийской письменности.

Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т. д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.

Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;

как управление общением детей в школьном коллективе.

В профессиональном общении педагога различают три стиля:

демократический — члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;

авторитарный — в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;

либеральный — руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.

Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается

сократический стиль, при котором Повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения-

Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:

индивидуальный стиль общения педагога;

установка преподавателя на отдельных учеников;

учет личностных особенностей учащихся;

уровень развития коллектива; наличие умений профессионального общения.

Наши рекомендации