Система общественных отношений
Социальные Политические Идеологические
Производственные
Структуры общения (по Г.М. Андреевой)
Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);
интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);
перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).
Модель коммуникативного процесса(по Лассуэлу)
Кто (передает сообщение) — коммуникатор
Что (передается) — сообщение
Как (осуществляется передача) — канал
Кому (направлено сообщение) — аудитория
С каким результатом передается — эффективность сообщение
Функции общения (по Б. Ф. Ломову):
информационно-коммуникативная;
регуляторно-коммуникативная;
аффективно-коммуникативная.
Информационно-коммуникативная - это знаковые, речевые формы передачи информации для осуществления совместной деятельности. Генетически это первая функция общения. Миф о Вавилонской башне – она не была построена, так как общение не выполнило свою коммуникативную функцию – люди говорили на разных языках.
Регуляторно-коммуникативная – это осуществлениерегуляции коммуникации.
Аффективно-коммуникативная– это осуществление чувственного аспекта взаимодействия.
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т. д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т. д.), что и обусловливает разные виды общения.
Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным.
Неформальноеобщение наполнено субъективным личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения — любовь и дружба.
Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада своей личности. Способность устанавливать неформальное общение зависит от:
черт личности (направленность на общение, доверие, незамкнутость);
обладания «техникой» общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т. д.
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие
виды общения:
социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и т. д.);
групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью. Это общение в процессе труда, обучения и т. д.;
личностно ориентированное общение, т. е. общение одного человека с другим.
Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако наряду с речью широко используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые системы (символы математики, нотная запись, азбука Морзе и др.).
Средства общения видоизменяются и совершенствуются вместе с развитием человеческого общества. Их использование зависит от условий, в которых осуществляется деятельность, от степени владения соответствующими средствами.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:
вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь),
невербальную (используются различные неречевые знаковые системы — жесты, мимика, пантомимика).
Оптико-кинетическая система знаков включает:
паралингвистическую систему: качество голоса, его диапазон, тональность, пространство и время, размещение лицом друг к другу;
экстралингвистическую систему: темп речи, плач, смех, покашливание; телодвижение, движение глаз.
Ниже приводятся фрагменты систем знаков, использовавшихся в различные исторические периоды.
Рис. 1. Жестовый счет от 1 до 30 у австралийского племени аранта.
Рис. 2. Узловое письмо перуанцев.
Рис. 3. Положение кистей и пальцев рук, обозначавшее отдельные цифры в популярной средневековой числовой системе.
Рис. 4. Эволюция шумеро-вавилоно-ассирийской письменности.
Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения, как умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т. д. Все это является составной частью профессионального мастерства и обеспечивает успех педагогической деятельности.
Педагогическое общение — это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.
Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:
как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;
как управление общением детей в школьном коллективе.
В профессиональном общении педагога различают три стиля:
демократический — члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;
авторитарный — в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;
либеральный — руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.
Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается
сократический стиль, при котором Повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения-
Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:
индивидуальный стиль общения педагога;
установка преподавателя на отдельных учеников;
учет личностных особенностей учащихся;
уровень развития коллектива; наличие умений профессионального общения.