Программа семинарских занятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа семинарских занятий
Семинарское занятие №1
Тема: Психология развития человека в образовании: понятия,
Задачи, методы
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, разделы и задачи психологии развития;
2. Основные подходы к определению понятия «развитие», области развития;
3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие – тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь;
4. Понятие и психологическая сущность образовательных технологий.
Основные понятия:
Возрастная норма, воспитание, воспитанность, воспитуемость, научение, обучение, образовательные технологии, обученность, обучаемость, онтогенез, психология развития, развитие, развитие психики, рост, созревание, уход, филогенез, функционалгенез, методология, метод.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий.
2. Заполните таблицу: основные методы организации исследований развития человека
Название метода | Характеристика |
Эксперимент | |
Наблюдение | |
……. | |
3. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения.
К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать …; исходя из …, составить … наблюдения; продумать … его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок – … об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться … .
4. Ответьте на вопрос: при проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями внимания детей 3-4 лет, причинами их частой отвлекаемости, особенно во время занятий по развитию речи. Какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину частой отвлекаемости детей? Составьте план исследования на основе одного из методов, пользуясь источником №5. Подготовьте протокол для регистрации исследования.
5. Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области психологии развития, по вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных на современном этапе развития общества.
7. Как решается Л.С. Выготским проблема соотношения обучения и развития? Раскройте взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.
8. Инструменты измерения обучаемости и обученности.
9. Соотнесите понятия «развитие», «уход», «воспитание».
10. Законспектируйте статью М.Я. Басова «Проблема развития человека»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Литература:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2002.
2. Ананьев, Г.О проблемах современного человекознания [Текст] / Г.О. Ананьев. – М.: Наука, 2001.
3. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 1991.
4. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2003.
6. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2002.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012.
10. Психология развития [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2001.
11. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006.
12. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
13. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012.
Семинарское занятие №2
Семинарское занятие №3
Семинарское занятие №4
Семинарское занятие №5
Тема: Особенности психического развития и обучения ребенка
Дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Динамика ведущего вида деятельности дошкольника;
2. Изменение социальной ситуации развития в дошкольном возрасте;
3. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте;
4. Развитие личности и познавательной сферы в дошкольном возрасте;
5. Особенности общения ребенка на протяжении дошкольного детства;
6. Кризисы дошкольного возраста (кризис рождения, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет): симптомы и особенности протекания;
7. Развивающие возможности дошкольного образования.
Основные понятия:
«Комплекс оживления», общение, госпитализм, биологическая беспомощность новорожденного, безусловные рефлексы, условные рефлексы, доречевое общение, система «Я», предметная деятельность, ситуативно-деловая форма общения, наглядно-действенное мышление, ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, ситуативная речь, сюжетно-ролевая игра, произвольность поведения, соподчинение мотивов, способность к замещению, символическая функция сознания, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, эгоцентрическая речь, контекстная речь.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий.
2. Ознакомьтесь с официальными документами: «Конвенция о правах ребенка» и «Концепция дошкольного воспитания», какие развивающие возможности они предполагают?
3. Проанализируйте программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детство», «Школа 2100», «Программа под ред. М.А. Васильевой» и др.).
4. Проанализируйте одну из зарубежных систем дошкольного образования с позиции развивающих возможностей.
5. Решите задачи (письменно):
Миша Г. (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у ребенка при подобных действиях с игрушками, предметами?
Коля Д. (2 г. 5 мес.) охотно играет с такими игрушками как пирамидка, матрешка, вкладыши. Мама, знакомя сына с пирамидкой, научила его различать кольца по величине, цвету, учила правильно нанизывать кольца. Научившись играть с пирамидкой, Коля так же охотно играет с вкладышами. Он активен, эмоционален, радостен, произносит слова «больше, меньше, равно» и т.д. в соответствии с действием. А в семье Светы Н. (2 г. 8 мес.) подобные игрушки даются все сразу. Девочка в первый момент реагирует активно, но быстро теряет интерес к игрушке.
В чем причина разного отношения детей к одинаковым игрушкам? Дайте психологическое обоснование действиям Колиной мамы.
Ознакомьтесь с записями игр. Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу взаимоотношения их в игре: 1) Даша построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Даши. Даша расплакалась. 2) Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет. 3) Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись к Саше, въехал со своими машинками в гараж Саши. 4) Миша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.
6. Подготовьте конспект двух методик по изучению особенностей психического развития в дошкольном детстве (на выбор студента).
7. Проведите психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста, пользуясь методикой, которая представлена в приложении 3. Представьте протоколы и анализ полученных данных.
8. Просмотрите психологические журналы за последние 2 – 3 года, выберите статьи по проблемам дошкольного детства. Какие статьи показалась вам наиболее интересными и актуальными? Подготовьте резюме одной из статей: какие методы исследования были использованы, какие выводы сделаны.
9. Дайте характеристику развивающей технологии «Шаг за шагом».
Литература:
1. Андрющенко, Т.Ю. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога [Текст] / Т.Ю. Андрющенко, Г.М. Шолилова. – М.: Академия, 2003.
2. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Сфера, 2001.
3. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2002.
4. Волков, Б.С. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Сфера, 2000.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
6. Кайл, Р. Детская психология: тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. – СПб.: Прайм-еврознак, 2002.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2004.
8. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагенство, 1996.
9. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006.
10. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2003.
11. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000.
12. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000.
13. Шаграева, Д.Б. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] / Д.Б. Шаграева. – М.: Владос, 2001.
14. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004.
Семинарское занятие №6
Семинарское занятие №7
Семинарское занятие №8
Семинарское занятие №9
Тема: Особенности психического развития и образования
Во взрослости
Вопросы для обсуждения:
1. Ведущий вид деятельности во взрослости;
2. Социальная ситуация развития во взрослости;
3. Возрастные новообразования во взрослости;
4. Нормативные кризисы взрослости;
5. Особенности образования в ранней, средней и поздней взрослости.
Основные понятия:
Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуализация, акме, акмеология, индивидуальный жизненный стиль, генеративность, типологии старости, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий.
2. Перечислите известные вам стереотипы в отношении старости. Подумайте, исходя из собственного жизненного опыта, можно ли оспорить некоторые из них?
3. Обсудите с родителями, со знакомыми старше 35-40 лет проблему возрастных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предварительно продумайте те вопросы, которые целесообразно задать, и их тактичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и «проявленности» для окружающих.
4. Дайте психологический комментарий приведенным ниже высказываниям пожилых людей (письменно):
«Ноги дрожат, когда остановишься, но об этом думать не хочется».
«У нас главное событие – кот нашелся».
«Я сегодня частушки сочинила».
«Унывать некогда, много работы».
5. Подготовьте на основе материалов из периодических журналов по психологии конспект двух методик, которые посвящены изучению психологических особенностей в период зрелости и старости (на выбор студента).
Литература:
1. Бодалев, А.А. Вершина в развитии личности взрослого человека [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Флинта, 1998.
2. Гамильтон, Я. Психология старения [Текст] / Я. Гамильтон. – СПб.: Питер, 2002.
3. Краснова, О.В. Социальная психология старости [Текст] / О.В. Краснова, А.Г. Лидера. – М.: Академия, 2002.
4. Основы общей и прикладной акмеологии [Текст] / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой и др. – М.: РАГС, 1995.
5. Психология зрелости: хрестоматия [Текст] / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2003.
6. Стюарт-Гамельтон, Я. Психология старения [Текст] / Я. Стюарт-Гамельтон. – СПб.: Питер, 2002.
7. Хухлаева, О.В. Кризисы взрослой жизни [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2009.
8. Хухлаева, О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2002.
9. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое или болезненное [Текст] / Н.Ф. Шахматов. – М.: Медицина, 1996.
10. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста [Текст] / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999.
Семинарское занятие №10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа семинарских занятий
Семинарское занятие №1
Тема: Психология развития человека в образовании: понятия,
Задачи, методы
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, разделы и задачи психологии развития;
2. Основные подходы к определению понятия «развитие», области развития;
3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие – тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь;
4. Понятие и психологическая сущность образовательных технологий.
Основные понятия:
Возрастная норма, воспитание, воспитанность, воспитуемость, научение, обучение, образовательные технологии, обученность, обучаемость, онтогенез, психология развития, развитие, развитие психики, рост, созревание, уход, филогенез, функционалгенез, методология, метод.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Составьте словарь предложенных терминов и понятий.
2. Заполните таблицу: основные методы организации исследований развития человека
Название метода | Характеристика |
Эксперимент | |
Наблюдение | |
……. | |
3. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения.
К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать …; исходя из …, составить … наблюдения; продумать … его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок – … об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться … .
4. Ответьте на вопрос: при проведении исследования экспериментаторы заинтересовались особенностями внимания детей 3-4 лет, причинами их частой отвлекаемости, особенно во время занятий по развитию речи. Какими методами следует воспользоваться исследователю, чтобы выяснить причину частой отвлекаемости детей? Составьте план исследования на основе одного из методов, пользуясь источником №5. Подготовьте протокол для регистрации исследования.
5. Попробуйте составить список проблем (вопросов), относящихся к области психологии развития, по вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных на современном этапе развития общества.
7. Как решается Л.С. Выготским проблема соотношения обучения и развития? Раскройте взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.
8. Инструменты измерения обучаемости и обученности.
9. Соотнесите понятия «развитие», «уход», «воспитание».
10. Законспектируйте статью М.Я. Басова «Проблема развития человека»: хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
Литература:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2002.
2. Ананьев, Г.О проблемах современного человекознания [Текст] / Г.О. Ананьев. – М.: Наука, 2001.
3. Волков, Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 1991.
4. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / О.Б. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2003.
6. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2002.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012.
10. Психология развития [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Академия, 2001.
11. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение: от рождения до пожилого возраста [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2006.
12. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
13. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2012.
Семинарское занятие №2