Перечень используемых программ, технологий, пособий

Для коррекционно-развивающей работы.

ДЕТИ СДИАГНОЗОМ ЗПР (коррекционная направленность) Возраст: 2 ребенка – 5 лет   1.Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития « Другие мы». 2.Картотеки развивающих игр.
ГРУППА ДЕТЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ (развивающая направленность). 1.Авторская программа по психологической подготовке детей к школе « Лаборатория профессора Ума»(М.Р.Григорьева). 2. Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2006. 3.Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Вако, 2010. 4.Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.- сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.- Волгоград: Учитель, 2012. 5.Психологическая работа в ДОУ( компакт-диск).Волгоград: Учитель, 2009. 6. Задания в тетрадях, работа по карточкам. 7.Технология « Логические блоки Дьенеша». 8.Картотеки развивающих игр.
1смешанная группа( развивающая направленность). Возраст: 3-5 лет.   1.Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста ( 3-4 года).- Спб.: Паритет, 2008. 2.Картотеки развивающих игр. 3.Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Вако, 2010. 4.Психологическая работа в ДОУ( компакт-диск).Волгоград: Учитель, 2009.
1младшая группа( развивающая направленность). Возраст: 1,5-3 года.   1.Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- Спб.: ООО Издательство « Детство- Пресс», 2009. 2.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003. 3.Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.- Волгоград: Учитель, 2012. 4.Картотеки развивающих игр.

Приложение 5

МКДОУ « НОВОХОПЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА « РОДНИЧОК»

Лаборатория

Профессора Ума

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Составитель:

педагог – психолог Спасских Л.В.

Данная программа разработана на основе авторской программы

« Лаборатория профессора Ума» М. Р. Григорьевой.

Пояснительная записка.

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети больше всех нуждаются в профессиональной помощи педагога-психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.

Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, в процессе выполнения упражнений, развиваются его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Использование большого количества красочного наглядного материала, элементов технологий (ТРИЗ, ИКТ, «Логические блоки Дьенеша») позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Цель: формирование и развитие компонентов психологической готовности к школе.

Задачи:

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Развитие внимания, наглядно-образного, элементов логического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

3. Развитие изобретательской смекалки, творческого воображения, фантазии, диалектического мышления, поисковой активности, стремления к новизне, чувства цвета.

4. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

5. Профилактика нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Принципы работы по программе:

· принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка навыка;

· принцип положительного подкрепления;

· принцип доверия;

· учет зоны ближайшего развития.

Формы работы: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Педагог-психолог организует работу детей в групповой форме (7-8 человек). Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку, простой карандаш; у педагога-психолога - демонстрационный, раздаточный, дидактический мате­риал.

Продолжительность:

Курс составляет: 30 занятий (по плану).

Одно занятие: 30 минут.

Календарно-тематическое планирование.

Дата № занятия Тема Количество часов
1 – неделя октября Вводное занятие. Знакомство.
2 – неделя октября Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума.
3 – неделя октября Попробуй, разберись!
4 – неделя октября Наш первый эксперимент.
1 – неделя ноября Продолжаем эксперимент.
2 – неделя ноября Перепутанные буквы.
3 – неделя ноября Ассоциации.
4 – неделя ноября Сравнение .
1 – неделя декабря Синтез .
2 – неделя декабря Логические задачки от Профессора Ума .
3– неделя декабря Что спрятано?
4 – неделя декабря День в лаборатории работы с клеткой .
3 – неделя января Тренируем зрительную память .
4 – неделя января Тренируем слуховую память.
1 – неделя февраля Тренируем механическую память.
2 – неделя февраля Что на что похоже?
3 – неделя февраля В лаборатории Ума.
4 – неделя февраля В гостях у сказки.
1 – неделя марта Учимся думать .
2 – неделя марта Учимся думать.
3 – неделя марта Заколдованные слова.
4 – неделя марта И снова сказки!
1 – неделя апреля Царство геометрических фигур.
2 – неделя апреля Волшебный лес.
3 – неделя апреля Умники и умницы.
4 – неделя апреля Город мастеров .
1 – неделя мая Увлекательный лабиринт .
2 – неделя мая Школа арифметики .
3 – неделя мая Умники и умницы. О чем говорит линейка роста?
4 – неделя мая Заключительное.

Структура занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 9 блоков упражнений.

№ п/п Упражнение Задачи Время
1. Приветствие (ритуал) Создание положительного настроя на работу. 3 мин.
2. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия. 5 мин.
3. Дыхательно-координационные упражнения Активизация работы стволовых отделов головного мозга, снятие мышечного напряжения. 3 мин.
4. Подвижная игра Снятие эмоционального и двигательного напряжения. Развитие внимания, сдержанности, двигательного контроля. 4 мин.
5. Симметричные рисунки Развитие коорди­нации движений и графических навыков, активизация структур мозга и межполушарного взаимодействия. 2 мин.
6. Графические диктанты Развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. 3 мин
7. Пальчиковая гимнастика Развитие психи­ческих функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. 2 мин.
8. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления Профилактика заболевания глаз. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. 3 мин.
9. Прощание (ритуал) Что ты чувствуешь? Формирование групповой сплоченности, фиксация на позитиве. Развитие умения осознавать свои чувства, рассказывать о них. 4-5 мин.
Продолжительность занятия 30 мин.

Ожидаемые результаты.

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упраж­нений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверен­ными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улуч­шаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 1 года. Результаты работы можно оценить, используя набор диагностических методик готовности ребенка к школе (Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова « Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет»).

Литература:

1. Григорьева М. Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель. 2009.

2. Останкова Ю.В.Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Волго­град: Учитель. 2007.

3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М.: АРКТИ. 2008.

4. Шевелев К. В. Готовимся к школе: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Часть 1, 2 . М.: Ювента. 2009.

5. Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей кшколе: игры, задачи, основы письма и рисования /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ: Астрель, 2005.

6.Гаврина, С. Е. Рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М.: РОСМЕН, 2002.

7. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Т. Н. Образцова. - М.: ООО «Этрол», 2005.

8.Ю.А.Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова « Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет».- В.:Учитель,2012.

9. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.учреждений: 3-е изд.-Минск: ИВЦ Минфина,2007.

10. Печерога А.В.Развивающие игры для дошкольников.-М.:ВАКО,2010.

Наши рекомендации