Перечень используемых программ, технологий, пособий
Для коррекционно-развивающей работы.
ДЕТИ СДИАГНОЗОМ ЗПР (коррекционная направленность) Возраст: 2 ребенка – 5 лет | 1.Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития « Другие мы». 2.Картотеки развивающих игр. |
ГРУППА ДЕТЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ (развивающая направленность). | 1.Авторская программа по психологической подготовке детей к школе « Лаборатория профессора Ума»(М.Р.Григорьева). 2. Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду.Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2006. 3.Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Вако, 2010. 4.Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет/ авт.- сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.- Волгоград: Учитель, 2012. 5.Психологическая работа в ДОУ( компакт-диск).Волгоград: Учитель, 2009. 6. Задания в тетрадях, работа по карточкам. 7.Технология « Логические блоки Дьенеша». 8.Картотеки развивающих игр. |
1смешанная группа( развивающая направленность). Возраст: 3-5 лет. | 1.Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста ( 3-4 года).- Спб.: Паритет, 2008. 2.Картотеки развивающих игр. 3.Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Вако, 2010. 4.Психологическая работа в ДОУ( компакт-диск).Волгоград: Учитель, 2009. |
1младшая группа( развивающая направленность). Возраст: 1,5-3 года. | 1.Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- Спб.: ООО Издательство « Детство- Пресс», 2009. 2.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.- М.: Книголюб, 2003. 3.Афонькина Ю.А. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней.- Волгоград: Учитель, 2012. 4.Картотеки развивающих игр. |
Приложение 5
МКДОУ « НОВОХОПЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА « РОДНИЧОК»
Лаборатория
Профессора Ума
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Составитель:
педагог – психолог Спасских Л.В.
Данная программа разработана на основе авторской программы
« Лаборатория профессора Ума» М. Р. Григорьевой.
Пояснительная записка.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети больше всех нуждаются в профессиональной помощи педагога-психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.
Предлагаемый курс занятий направлен на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в игровой форме, т.к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры, одновременно играя с дошкольником, в процессе выполнения упражнений, развиваются его способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания и мыслительные процессы. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Использование большого количества красочного наглядного материала, элементов технологий (ТРИЗ, ИКТ, «Логические блоки Дьенеша») позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Цель: формирование и развитие компонентов психологической готовности к школе.
Задачи:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Развитие внимания, наглядно-образного, элементов логического мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Развитие изобретательской смекалки, творческого воображения, фантазии, диалектического мышления, поисковой активности, стремления к новизне, чувства цвета.
4. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
5. Профилактика нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.
Принципы работы по программе:
· принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка навыка;
· принцип положительного подкрепления;
· принцип доверия;
· учет зоны ближайшего развития.
Формы работы: занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Педагог-психолог организует работу детей в групповой форме (7-8 человек). Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку, простой карандаш; у педагога-психолога - демонстрационный, раздаточный, дидактический материал.
Продолжительность:
Курс составляет: 30 занятий (по плану).
Одно занятие: 30 минут.
Календарно-тематическое планирование.
Дата | № занятия | Тема | Количество часов |
1 – неделя октября | Вводное занятие. Знакомство. | ||
2 – неделя октября | Добро пожаловать в лабораторию Профессора Ума. | ||
3 – неделя октября | Попробуй, разберись! | ||
4 – неделя октября | Наш первый эксперимент. | ||
1 – неделя ноября | Продолжаем эксперимент. | ||
2 – неделя ноября | Перепутанные буквы. | ||
3 – неделя ноября | Ассоциации. | ||
4 – неделя ноября | Сравнение . | ||
1 – неделя декабря | Синтез . | ||
2 – неделя декабря | Логические задачки от Профессора Ума . | ||
3– неделя декабря | Что спрятано? | ||
4 – неделя декабря | День в лаборатории работы с клеткой . | ||
3 – неделя января | Тренируем зрительную память . | ||
4 – неделя января | Тренируем слуховую память. | ||
1 – неделя февраля | Тренируем механическую память. | ||
2 – неделя февраля | Что на что похоже? | ||
3 – неделя февраля | В лаборатории Ума. | ||
4 – неделя февраля | В гостях у сказки. | ||
1 – неделя марта | Учимся думать . | ||
2 – неделя марта | Учимся думать. | ||
3 – неделя марта | Заколдованные слова. | ||
4 – неделя марта | И снова сказки! | ||
1 – неделя апреля | Царство геометрических фигур. | ||
2 – неделя апреля | Волшебный лес. | ||
3 – неделя апреля | Умники и умницы. | ||
4 – неделя апреля | Город мастеров . | ||
1 – неделя мая | Увлекательный лабиринт . | ||
2 – неделя мая | Школа арифметики . | ||
3 – неделя мая | Умники и умницы. О чем говорит линейка роста? | ||
4 – неделя мая | Заключительное. |
Структура занятий.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 9 блоков упражнений.
№ п/п | Упражнение | Задачи | Время |
1. | Приветствие (ритуал) | Создание положительного настроя на работу. | 3 мин. |
2. | Интеллектуально-развивающие игры и упражнения | Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия. | 5 мин. |
3. | Дыхательно-координационные упражнения | Активизация работы стволовых отделов головного мозга, снятие мышечного напряжения. | 3 мин. |
4. | Подвижная игра | Снятие эмоционального и двигательного напряжения. Развитие внимания, сдержанности, двигательного контроля. | 4 мин. |
5. | Симметричные рисунки | Развитие координации движений и графических навыков, активизация структур мозга и межполушарного взаимодействия. | 2 мин. |
6. | Графические диктанты | Развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. | 3 мин |
7. | Пальчиковая гимнастика | Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. | 2 мин. |
8. | Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления | Профилактика заболевания глаз. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизации мозга и межполушарного взаимодействия. | 3 мин. |
9. | Прощание (ритуал) Что ты чувствуешь? | Формирование групповой сплоченности, фиксация на позитиве. Развитие умения осознавать свои чувства, рассказывать о них. | 4-5 мин. |
Продолжительность занятия | 30 мин. |
Ожидаемые результаты.
Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 1 года. Результаты работы можно оценить, используя набор диагностических методик готовности ребенка к школе (Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова « Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет»).
Литература:
1. Григорьева М. Р. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель. 2009.
2. Останкова Ю.В.Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. Волгоград: Учитель. 2007.
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М.: АРКТИ. 2008.
4. Шевелев К. В. Готовимся к школе: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Часть 1, 2 . М.: Ювента. 2009.
5. Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей кшколе: игры, задачи, основы письма и рисования /О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ: Астрель, 2005.
6.Гаврина, С. Е. Рабочая тетрадь «Готовим руку к письму» / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М.: РОСМЕН, 2002.
7. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Т. Н. Образцова. - М.: ООО «Этрол», 2005.
8.Ю.А.Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова « Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет».- В.:Учитель,2012.
9. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк.учреждений: 3-е изд.-Минск: ИВЦ Минфина,2007.
10. Печерога А.В.Развивающие игры для дошкольников.-М.:ВАКО,2010.