Психопрофилактическая и просветительская деятельность.

С кем проводится Вид работы Форма проведения Время проведения
ПЕДАГОГИ
Педагоги всех групп Оформление информационно – просветительского стенда «Уголок психолога».   Оформление стенда В течение года
Педагоги всех групп Педсовет: выступление на тему: «Современная семья-какая она?» Участие в семинарах, педсоветах, проводимых в детском саду. Групповая В течение года
Педагоги всех групп Тренинг « Профессиональное выгорание». Групповая Март
РОДИТЕЛИ
  Все группы Информационные тексты : - « Развиваем кругозор старшего дошкольника» ( 2 смешанная группа); - « Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» ( подготовительная группа); -«Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх» ( во всех возрастных группах); -« Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей» ( во всех возрастных группах); - « Упрямый ребенок» ( во всех возрастных группах); - «Что нужно знать родителям о кризисе 3 лет» ( 1 младшая); -« Игра - это серьезно» ( 1 смешанная группа); - « Развиваем мышление»( 2 смешанная группа); - «Кризис 7 лет» ( подготовительная группа); - «Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ» ( 1 младшая группа); - « Мама- терапия» ( 1 смешанная группа).       Оформление стенда В течение года
Все группы Оформление информационно-просветительской папки «Советы психолога» на актуальные темы в соответствии с ВО дошкольников. Оформление папок- передвижек В течение года
Все группы Участие в родительских собраниях во всех возрастных группах. Групповая По запросу в течение года

Приложение 3

КАРТА усвоения дошкольниками социальных норм и правил .

Возраст Социальные нормы и правила
3-4 Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.
4—5 В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения. Формируются представления об особенностях полового поведения.
5-6 Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.
6-7 Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникамвзаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.


Используемые методики.

№ п/п Название методики Цель Группа Возраст
1. Графический диктант. Выявление уровня сформированностипроизвольности Подготовительная к школе группа
2. Методика « Маски».     Диагностика эмоционального состояния детей в дошкольном учреждении, психологического благополучия в группе , изучение социометрического статуса ребенка. 2 смешанная группа
3. Методика « Паровозик».   Определение степени позитивного и негативного психического состояния ребенка, психологического климата в группе. 1 смешанная группа
4. Модифицированный тест Керна- Йирасека. Определение уровня вербального мышления. Подготовительная к школе группа  
5. Методика «Беседа о школе»(разработана Т. А. Нежновой) . Определение «внутренней» позиции школьника Подготовительная к школе группа
6. Методика Н.И. Гуткиной « Домик». Умение действовать по образцу Подготовительная к школе группа  
7. «Определение мотивов учения» М.Р.Гинзбург. Определение предпочтительных мотивов к учебной деятельности Подготовительная к школе группа
8. Тест«Веселый-грустный» . Эмоциональное отношение к школе. Подготовительная к школе группа
9. Тест «Бендер». Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу Подготовительная к школе группа  
10. Методика «Несуществующее животное». Изучение проблем взаимоотношений с окружающим миром,детской тревожности. 5-7 лет
11. Методика «Рисунок семьи». Выявление эмоциональных проблем и тудностей взаимоотношений в семье. 4-7 лет
12. Методика эмоционального отношения к школе. (Л.Б.Эльконин,А.Л.Венгер) Определение характера эмоционального отношения к школе. Подготовительная к школе группа
13. Методика «Секрет» («Подарок»). Социометрический статус ребенка в группе,степень доброжелательности детей друг к другу. 4-7 лет
14. Методика «Два домика». Исследование сферы общения ребенка. 4-7 лет
15. Графическая методика «Кактус» Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка,наличия агрессии,ее направленности. 4-7 лет
16. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Выявление общего уровня психического развития,уровень развития мышления,умения слушать, выполнять задания по образцу,произвольности мышления. Подготовительная к школе группа.


Приложение 4

Программы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Наши рекомендации