Тема 6. Дефицитарное психическое развитие (нарушения слуха, зрения, речи и ДЦП)
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Назвать первичные и вторичные нарушения в структуре слухового дефекта.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.
3. Перечислить особенности мышления глухих детей.
4. В чем состоит асинхрония развития ребенка с нарушениями зрения.
5. Охарактеризовать особенности развития личностной сферы у слепых детей.
6. В чем состоит межсистемная компенсация у детей с нарушениями зрения.
7. Перечислить основные причины нарушений речи.
8. Назвать особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями.
9. Как отражаются на общении с окружающими речевые нарушения детей?
10. Укажите основные причины детского церебрального паралича.
11. Возрастная динамика психомоторного развития детей с ДЦП.
12. Роль двигательной депривации и гиперопеки в формировании патологических свойств личности при ДЦП.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Охарактеризовать особенности развития двигательной сферы детей с нарушениями слуха.
2. Каковы условия овладения речью глухими детьми?
3. Особенности общения глухих детей.
4. Как влияют нарушения зрения на формирование личности?
5. В чем состоит психологическая реабилитация лиц с нарушениями зрения?
6. Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов речи.
7. Охарактеризовать виды дислексии и дисграфии у школьников.
8. Особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП.
9. Речевые нарушения у детей с ДЦП.
10. Охарактеризовать личностные особенности детей с ДЦП.
Методический материал
Классификация форм детского церебрального паралича по К.А.Семеновой
1.Спастическая диплегия | Ноги поражены больше чем руки |
2.Двойная гемиплегия | Тяжелое поражение всех конечностей |
3.Гиперкинетическая форма | Гиперкинезы + парезы или параличи |
4.Атонически-астатическая форма | Снижение мышечного тонуса + парезы |
5.Гемипаретическая форма | Парезы одной стороны тела |
Литература:
1. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.
3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М., 2006.
4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПБ., 1995.
5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 75-82.; 82-93
7. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.
8. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига» - 2002.
9. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.
10. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1997.
Дополнительная литература:
1. Боскис Р.М Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
2. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М., 1983.
3. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.
4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.
5. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.
6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.
7. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978.
8. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975.
9. Тигранова Л.И Умственное развитие слабослышащих детей.- М.,1978.
10. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
Семинар 9.
Тема 7. Искаженное психическое развитие
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Назвать основные подходы и их авторов, объясняющие причины происхождения РДА.
2. Охарактеризовать эмоциональные нарушения при РДА.
3. Основные направления психологической коррекции детей с РДА.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как болезненная гиперестезия к сенсорным раздражителям влияет на эмоциональную сферу аутичного ребенка?
2. Каковы защитные механизмы в борьбе со страхами у детей разных групп РДА в зависимости от степени тяжести аффективной патологии?
3. Какие нарушения восприятия, речи и движений характерны для РДА?
4. Нарушения игровой деятельности у детей с РДА.
Методический материал