Поведенческая теория личности.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученчская», поскольку главный тезис этой теории гласит: наша личность является продуктом научения.
Существует 2 направления в поведенческой теории – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера, основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.
Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлекты и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, по заказу можно сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца. Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональной реакции у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки. Он считал, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т.д.) являются лишь результатом выработки классических условных рефлексов. Скиннер считал, что человек стремится совершать те действия, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. В результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм.
По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например, ожидание, цель, значимость и т.д. Бандура назвал это саморегуляцией, основной задачей саморегуляции является обеспечить самоэффективность, т.е. совершать только те формы внутреннего поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент.
Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладываются в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере, их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других – нет.
Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные рефлексы и навыки от длительного употребления стали автоматическими. Внутренний мир человека объективен, в нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих реакциях.
Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека. Если вы грустны и печальны или отличаетесь повышенной ранимостью, то это не ваша вина, вы продукт общества и воспитания.
Бандура говорит, что для человека важнейшим блоком личности является конструкт «могу-не могу» как вера, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.
По мнению Бандуры, существует 4 основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего он не может сделать:
1) Прошлый опыт (знания, навыки);
2) Самоинструкция («Я смогу это сделать!»);
3) Повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);
4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.) – «Если другие могут, то и я смогу!».
Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов (самоэффективности, субъективной значимости, доступности) с другой.
Структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках данной теории формулируется следующим образом: потому что в процессе воспитания этих людей поощряли за агрессивное поведение, их окружение состояло из агрессивных людей и само агрессивное поведение для них является абсолютно значимым и доступным.