Принципы и методы исследования в психологии
В работе Б. Г. Ананьева «Методология психологического исследования» раскрываются онтологический и гносеологический аспекты психологии. Гносеология, или теория познания, рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, возможности познания человеком мира, критерии истинности и достоверности знания. Онтология («онтос» — сущее) — учение о бытии, об общих его законах. Онтологический аспект в психологии — это объективно существующие психологические реальность и практика. Гносеологический аспект — это собственно «психологические исследования», попытки людей познать законы психики, проверить истинность имеющихся познаний в области психологии.
В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерминизма, развития, объективности, связи сознания и деятельности, единства теории и практики, вероятностный подход.
«Объективность» и «развитие» наиболее важны для экспериментальной психологии, так как к общим принципам научного изучения психических явлений относятся: отражение объективной истины, проверка изучаемых закономерностей на практике, строгая объективность изучения психики, исследование психических явлений в процессе человеческой деятельности и, наконец, рассмотрение всех психологических феноменов в развитии — филогенетическом и онтогенетическом, социально-историческом и индивидуальном.
«В качестве принципа научного изучения психических явлений выступает введение в исследование активных преобразующих факторов, прежде всего "упражнения": в труде, в условиях обучения и воспитания, под влиянием специально организуемых и целенаправленных воздействий на человека, способствующих формированию его психической деятельности и психических свойств личности» (С. Л. Рубинштейн). Тренинги, ролевые и деловые игры создают для человека различные ситуации, в которых он, с одной стороны, проявляет имеющиеся у него качества, а с другой — психические качества преобразуются, тренируются, изменяются под воздействием этих тренинговых ситуаций и воздействий группы, психотерапевта и т. п.
Варианты генетического подхода (эволюционного) — филогенетический, онтогенетический, генетический (здесь это генетика поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития: от нейронного до поведенческого, от онтогенетического до социально-исторического. Значение генетических и исторических принципов в психологии велико. Они охватывают всю структуру и весь процесс движения научного познания.
Детерминистский (подчеркивает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов, устойчивую причинность тех или иных психических явлений) и вероятностный (подчеркивает вероятностный характер психической деятельности, вероятностный тип связи между психическими явлениями и иными факторами) подходы действуют совместно в современной методологии психологического исследования. «Лишь всесторонне выявив человека во всех существенных связях с миром, можно раскрыть его подлинную сущность и место в жизни», — утверждает С. Л. Рубинштейн.
Рациональные (логические, теоретические) методы научного познания включают:
♦ проектирование задач и путей исследования;
♦ построение моделей процесса познания, их проверку;
♦ использование математической логики, вычислительной техники, семиотики
и техники построения знаковых систем;
♦ применение теоретических методов анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Создание психологической семиотики (создание знаковых систем и систем величин в психологии, используемых в качестве международных стандартов) — пока задача на будущее. Рациональные методы благодаря обращению к знаковым системам позволяют обрабатывать и интерпретировать научные данные, однако не менее важны и эмпирические подходы (наблюдение, эксперименты, использование аппаратуры и приборов).
Недостатком рациональных методов является опасность обособить знаковые системы от критериев истинности научного знания и его объективного содержания. Все они (логические, математические) базируются на разуме, предполагают проверку объективности и истинности полученных знаний, в то время как мистическое (религиозное) познание опирается на веру, априорность (недоступность чувственной проверке) тех или иных положений. Этим они различаются. С другой стороны, при абсолютизации рациональных методов, когда дело касается только понятий, знаков, математических символов и формул, возможно оторвать эти системы от объективного смысла и критериев истинности научного знания, что неизбежно приводит к идеалистическим концепциям в любой науке.
Вообще роль семиотики в психологической отрасли важна; она способствует созданию знаковых моделей, единых международных систем величин и научной психологической терминологии; ею изучаются отношения между знаками, знаками и объектами, отношение знаков к тем, кто ими пользуется. Вот только изолированные терминологические уточнения и споры, отрыв от психологической реальности, от эмпирических экспериментов способны затормозить развитие психологии как науки в целом.
Теоретизирование, дабы не утратить истинность и объективность, должно базироваться на практических экспериментальных данных, когда результаты исследований применяются и проверяются на практике (производственной, педагогической, лечебной и т. п.). Только после этого следует теоретически обобщать лучшие и проверенные достижения практического опыта. Необходимо постоянное взаимодействие теории и практики. Их единство обеспечивает возможность более объективного познания субъективных психических процессов, качеств и переживаний человека.
Крайний субъективизм и крайний объективизм ведут к агностицизму, к признанию непознаваемости внутреннего мира человека. Например, идеалистическая психология утверждала, что «чужая душа недоказуема и неопровергаема», — как говорил А. И. Введенский; бихевиористы, внедрявшие объективные методы исследования в психологию, тоже рассматривали «психику человека как черный непознаваемый ящик». Однако положения о единстве сознания и деятельности, о психологическом строении самой деятельности и объективации с ней сознания позволяют психологам, анализируя деятельность, проникать во внутренний мир и сознание личности (так и реализуется гносеологический принцип единства теории и практики).
Моделирование — это новые методы теоретического исследования, необходимые для познания психических явлений и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим психическим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Выделяют разные формы моделирования: физическое и математическое, имитационное и схематическое, кибернетическое.
Молярный уровень отличается от молекулярного по степени своей сложности. Если второй — аналог исходного: например, микромир в физике или нейронный уровень психики, который сам по себе является сложным, системным, то первый — аналог верхне-системного уровня (в физике таков макромир Вселенной, в психологии им является личностно-социальный уровень психики).
Таким образом, основными исходными положениями психологической науки, лежащими в основе ее методологии и методики, являются:
1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):
1) Психика обусловлена объективной действительностью.
2) Все психические явления обусловлены деятельностью мозга.
3) При изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие.
4) Психика определяется образом жизни.
2. Принцип единства сознания и деятельности:
1) Деятельность — форма активности сознания.
2) Сознание — результат поведения и деятельности.
3) Сознание образует внутренний план деятельности.
4) Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания (педагогика).
3. Принцип генетический — развития:
1) Психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно.
Рис. 1.4. Эмпирические методы исследования
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (продолжительное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное, особый вид — включенное (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение может быть непосредственным или опосредованным (с применением вспомогательных средств).
Рис. 1.5. Вспомогательные методы исследования
Примеры «прямого» — наблюдение экспериментатором или несколькими экспертами за поведением человека и регистрация его отдельных признаков, симптомов, их частоты. «Косвенное», или опосредованное, предполагает использование вспомогательных средств (вопросы, беседы, анкеты, изучение продуктов деятельности — например, изучение рисунков, сочинений, результатов выполнения интеллектуальных, психомоторных и прочих заданий). «Прямое» наблюдение является относительно субъективным методом, зависит от внимательности, установки, опыта наблюдателя, поэтому лучше использовать одновременно 3-4 экспертов-наблюдателей. Беседа — это еще более субъективная психодиагностическая методика, поскольку ее ход, результаты и выводы существенно зависят не только от испытуемого, но и от личности диагноста, ее проводившего. Более объективная информация получается при анализе деятельности испытуемых по неким объективным критериям.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Существуют такие ее виды: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью преследует целью получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. Если вопросы и ответы даются в письменной форме, то это называется анкетированием.
В медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза.
Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц. Анализ продуктов деятельности человека (рисунков, сочинений, решенных задач, выполненных заданий) позволяет получить объективные данные о психических способностях и качествах человека. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Можно согласиться с утверждением Б. Г. Ананьева: «Интроспекция и самонаблюдение как метод идентичны, но как психологические направления различаются. Интроспекционизм отвергает возможность объективных методов, а самонаблюдение как подход (направление в психологии) признает возможность объективных исследований в психологии».
Биографический метод (основанный на анализе дневников, автобиографий, воспоминаний, сохранившихся школьных сочинений, документов и т. п.) позволяет получить полезную для психолога информацию: как формировалась у данного человека склонность к определенной деятельности; кто из людей, с кем сталкивался человек в своей жизни, и как повлиял на формирование его личности; какие качества, способности, когда и как проявлялись. Реальное течение жизни, биография человека обусловливают то, какая личность и какие психологические особенности у него складываются.
Однако самым главным методом психологического исследования являетсяэксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, чтобы создать условия, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, когда используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что проводится эксперимент, хотя истинного смысла того может и не знать. Эксперимент проводится многократно с участием большого числа участников, что позволяет устанавливать общие, статистически достоверные закономерности развития психических явлений.
Технические средства (приборы, аппараты, специальные технические устройства — сигнализационные экраны, фиксационные и регистрационные аппараты, контрольно-измерительные приборы, ЭВМ, компьютерная техника) являются необходимым элементом эмпирических методов в психологии, они позволяют объективно регистрировать психофизиологические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, социально-психологические и прочие проявления психики человека. Они дают возможность одновременно производить операции стимуляции и регистрировать процессы при психологическом эксперименте, обрабатывать информацию, получать объективную основу для рациональных методов познания.
Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем человек не подозревает, что стал участником эксперимента (результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой камерой). Такого рода исследования помогают выявлять достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и перестают быть тайной для испытуемых. В настоящее время широко обсуждается проблема этичности психологических экспериментов, так как использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается недопустимым: записывающую технику следует использовать только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы человеку.
Праксиметрические методы направлены на анализ процессов и продуктов деятельности. Они представляют собой хронометраж рабочих или спортивных движений, циклографическую запись поведенческих актов или трудовых действий, профессиографическое описание целостного производственного комплекса. Эти методы имеют хорошо разработанные методики и технику.
Тесты — своеобразный метод психологического исследования, связанный с испытанием, установлением определенных психических качеств человека. Это — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития таких качеств. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Они должны быть научно обоснованными, надежными, валидными. Их цель — выявление устойчивых психологических характеристик.
Тесты выступают как своеобразная разновидность экспериментов, в которых стандартизация психологических испытаний и статистические критерии оценки их результатов позволяют получать достаточно достоверную информацию о психических качествах человека.
Корганизационным методам, охватывающим все исследование, относят:
1. Сравнительный (сопоставление данных нормального и патологического развития, сравнение разных ступеней эволюции или уровней по определенным параметрам — метод поперечных возрастных срезов: например, сравнение параметров памяти у дошкольников, школьников, взрослых, стариков).
2. Лонгитюдный (непрерывное отслеживание психологического развития группы испытуемых на протяжении многих лет).
3. Комплексный (междисциплинарное исследование, касающееся взаимосвязей явлений разного рода — между физическим и психическим развитием, социальным статусом и характерологическими особенностями личности, производительностью труда и индивидуальным его стилем).
Последний метод позволяет проводить исследование в производственной сфере, в области здравоохранения, образования и воспитания, всесторонне исследуя объект с учетом психологических, педагогических, медицинских, профессиональных, социально-экономических и прочих аспектов.
Лонгитюдный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно-возрастного), как уравнивание всех индивидов определенного возраста и популяции, которые в реальности далеко не всегда одинаковы по своему развитию. Однако его сложнее применять, особенно на большой выборке испытуемых, поэтому в возрастной и генетической психологии целесообразно сочетать сравнительный и лонгитюдный методы. Второй помогает получить более интересные результаты, чем при обращении к поперечным срезам, поскольку выявляет индивидуальные и среднестатистические тенденции в изменении различных психических функций и личностных качеств, их темпы и различные пути развития.
6.
Классификация методов психологии Научная психология обрела самостоятельность как наука экспериментальная. Сама дата ее рождения определяется в год, когда В. Вундт организовал первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию. С удовлетворением отметим, что одной из первых инициативу Германии подхватила Россия. В 1912 г. в Москве Г. Челпановым был организован научно-исследовательский институт экспериментальной психологии, остающийся и сегодня одним из признанных центров научной психологии в России и в мире. Непосредственной предшественницей научной психологии была физиология органов чувств, достижения которой связаны с именами Германа Гельмгольца, Иоганнеса Мюллера и других выдающихся естествоиспытателей. По традиции, существующей и поныне, основными методами научной психологии признаются эксперимент и наблюдение. Все прочие, включая беседу, имеют статус дополнительных. Так этот вопрос трактуется в большинстве учебников общей психологии, включая фундаментальный труд С. Л. Рубинштейна, первое издание которого вышло в 1940г. и стало основополагающим для всей советской психологии, а по глубине подхода остается непревзойденным. Существенно важным компонентом психологического эксперимента, как его понимали и проводили В. Вундт и его ученики, было самонаблюдение, получившее особый статус интроспекции и трактовавшееся как единственный корректный способ проникновения в мир психических явлений как явлений сознания и самосознания. С тех пор экспериментальный метод в психологии многократно совершенствовался, периодически утрачивая всякую связь с caмонаблюдением, а беседа оставалась лишь вспомогательным методом, якобы страдающим органическим пороком — излишней субъективностью. В рамках СГП эта проблема радикально пересмотрена, а именно — беседа признана одним из трех основных методов научной психологии наравне с наблюдением и экспериментом. Что касается дополнительных и специальных методов, то они являются как бы продолжением основных, как это представлено на таблице 1. Как видно из таблицы, каждый из основных методов по мере дифференциации дает дополнительные и специальные методические подходы и неопределенное множество конкретных методик. Например, наблюдение может быть непосредственным и аппаратурным. Данные наблюдения могут быть почерпнуты из документов. Таковыми являются и факты жизненного пути. Особой разновидностью является включенное наблюдение, когда исследователь остается неизвестным, так как выполняет роль естественного члена группы. Таблица 1 Основные, дополнительные и специальные методы психологического исследования
Специальные методы и методики обычно не являются чисто психологическими, например деловые игры, черные ящики и тренажеры в авиации, скоростемерные ленты на локомотивах. Они созданы для других целей, но используются и для оценки состояния водителей и других специалистов. Рис. 2. Исследовательский модуль При их совместном применении они взаимно улучшают результаты всех исследований, т. к. нивелируют значение ограничений, сохраняя все достоинства каждого из трех основных методов. |
7.Организационные и эмпирические методы
- Психология спорта (Автор: Психолог)
Организационные методы - к ним относятся: сравнительный, лонгитюдинальний и комплексный.
Сравнительный методиспользуется для изучения психологических различий, а следовательно и сходства, тождества и содержания психических процессов, состояний, свойств и личностных качеств спортсменов в зависимости от пола, возраста, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики подготовки, условий соревнований.
Лонгитюдинальний метод позволяет в течение многих лет прослеживать психическое развитие и изменение свойств психомоторики, используется для изучения влияния многолетней тренировки на формирование личности спортсмена.
Комплексный метод широко применяют для многостороннего исследования одного и того же психического явления с использованием множества отдельных методик, охватывающих предмет всестороннего исследования в его непосредственной целостности. Комплексность исследования очень важна и является переходом к междисциплинарного изучения деятельности.
Эмпирические методы.
Эти методы, применяемые в психологическом исследовании, разнообразны. К ним относятся наблюдения (в том числе самонаблюдение); психологический эксперимент, методы психодиагностики, в частности диагностики состояния готовности учебных занятий и соревнований. Остановимся на использовании этих методов во время учебного занятия.
Наблюдение. Делятся на самонаблюдении и внешнее, объективное наблюдение. Наблюдая внешние проявления в психомоторной активности, изучают не внешнее воздействие само по себе, а именно внутренний проявление психического содержания действия, который выступает предметом исследования. Внешнее проявление психомоторной активности является только исходным материалом наблюдения. А настоящий его предмет, цель и необходимость исследования - внутренний психическое содержание, т.е. неизвестно, что находится за пределами возможностей наблюдения, а значит, и нарочитой его позитивного изменения.
Что же можно получить наблюдением психомоторной действия спортсмена? Как по внешним показателям, доступным для наблюдения, раскрыть внутренний психический смысл? Ведь этот мир доступен только действующей человеку, причем не в полной мере, в форме произведений самонаблюдения. Почему человек имеет определенные своеобразные домыслы, иллюзии, заблуждения при оценке своих движений?
Отметим, что каждый психомоторное акт человека содержит сложное единство сенсорных и моторных, перцептивных и действующих, приспособительных и регулирующих моментов. В психомоторное действие спортсмен заключает единство мысли и живого движения, что на разных стадиях его мастерства имеет различные психическое содержание и структуру. Она не является раз и навсегда фиксированной целостностью. В кажд<