Характеристика психологического механизма проекции. Проективные методы, их классификация
Проективные методы - это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.
Специфические особенности методик.
Карл Юнг открыл первым феномен, лежащий в основе проективных методик. Можно посредством косвенного воздействия на значимые области переживания испытуемого вызывать изменения в экспериментальной деятельности.
Выполняя что-либо, любой человек проявляет свое отношение к этому. Его высказывания, восприятие, двигательные акты являются проекцией его личности.
Термин "проекция" впервые применен Лоренсом Франком для обозначения группы методик в 1939 году.
Он описал основные принципы проективной диагностики.
В 1896 году Фрейд ввел термин "проекция" - приписывание другим людям социально неприемлимых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе.
В начале 20 века Фрейд использует "проекцию" вдругом смысле - символический перенос во вне - внутреннего мира человека. Наблюдая процесс экстериоризации тревожности, страха.
Проекция потом стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека.
Группы проективных методик.
Впервые выделены Франком.
I. Конститутивные методики (методики структурирования).
Предъявление беспорядочного неструктурированного материала. Испытуемому надо придать ему субъективный смысл, что-то в нем надо увидеть.
Например:
- методика чернильных пятен Роршаха.
- тест трехмерной апперцепции (у нас не используется)
Создан - американцами в 1947 году. Стимульный материал - 28 стандартных объемных разной формы предметов.
Два этапа обследования:
1. из всех выбрать те, которые он хотел бы использовать для составления какого-то рассказа. Предметы выбираются наощупь.
2. испытуемый ориентируется на кинестетические внутренние ощущения, на тактильные ощущения.
II. Конструктивные методики (методики конструирования).
- В них требуется из определенных деталей создать осмысленное целое, что-то собрать, что осуществляется в соответствии с собственным опытом, вкусом, личностными особенностями.
- По отдельным фрагментам рассказа создать весь рассказ. Пример: в 1939 году - тест Мира (Ловенфейд). Стимульный материал: 232 модели разных объектов, которые распределены по 15 категориям (животные, люди...). Модели небольшие, из дерева или металла, имеют яркую окраску. Испытуемый должен создать свой малый мир (время не ограничивается).
В качестве критерия оценки используется:
1. количество людей
2. количество категорий
3. какие модели выбраны первыми
4. оценивается занятое пространство, учитываются формы конструкции
5. большую информацию дает наблюдение за деятельностью испытуемого.
В зависимости от подходов (практический, эстетический, логический...) оценивают тип личности, ее направленности.
Составь картину-историю (в 1947 году Шнейдман).
Стимульный материал: 21 таблица, на которых изображен фон (спальня, пейзаж, жилая комната) и 67 фигурок, соответствующих фону.
Картины фона предъявляются по одной, испытуемый должен подобрать соответствующие фигурки, расставить их и рассказать историю о созданной им ситуации.
III. Интерпретативные методики
Нужно истолковать что-либо: ситуации, истории.
1. ТАТ - тематический апперцептивный тест
2. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
3. Методика Сонди (1939 года), 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей по 8-ми заболеваниям:
o садизм
o эпилепсия
o истерия
o кататония
o шизофрения
o депрессия
o мания
o гомосексуализм
Они разделены на 6 серий, каждый раз 8 портретов по одному на заболевание.
Надо выбрать по два наиболее понравившихся и два наименее (каждую серию повторяли 6 раз).
Если выбраны 4 и более портретов с одним заболеванием, то данная диагностическая область является значимой для испытуемого.
Выбор портретов определялся потребностями у испытуемого, отсутствие выбора - удовлетворенность потребности.
Негативные выборы - подавленные, вытесненные потребности; позитивные выборы - признаваемые потребности.
Генетический детерминизм - существование родового бессознательного.
IV. Катактические методики
Осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.
Пример: психодрама. РазработанаДжекобом Морено в 1946 году. В виде импровизированного театрального представления, в котором участвуют специально подготовленные лица - вспомогательные "Я", которые создают специальные стимульные условия.
Разыгрываются определенные ситуации, если они созвучны переживаниям испытуемого, то происходит процесс проекции его личности и вследствие игрового катарсиса наступает терапевтический эффект.
Катарсис - эффективноеотреагирование.
Методика тест кукол (у нас не используется).
Вольтман, Гауорт - 50-е годы 20 века. Предназначен для детей до 10 лет, стимульный материал - куклы.
Разыграть с куклами различные сцены, в которых он участвует в социуме (соперничество с братьями, сестрами...)
V. Экспрессивные методики.
Рисование на свободную или заданную тему.
"Дом-дерево-человек", "Несуществующее животное", "Кинетический рисунок семьи".
Миокинетическая методика Мира и Лопеца - в 1940 году, состоит из 7 субтестов, в каждом используется таблица, где начерчены линии разной конфигурации. Параллели, кружки, лестницы, цепи, зигзаги...
Надо карандашом несколько раз обводить линии, затем выполнить ту же работу вслепую правой и левой рукой. Сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.
Главные показатели оценивают длину линии и характер их отклонения (при обведении вслепую).
Интерпретация основана на том, что любое психическое проявление сопряжено с мышечным движением.
Доминирующая половина тела более развита, и в большей степени контролируется сознанием. Моторные проявления доминирующей половины тела обнаруживают актуальные установки человека. Противоположная половина тела связана с инстинктивными установками.
В зависимости от рода отклонений вывод о проявлениях установок человека. Если отклонение вверх - высокая степень возбуждения и т.д.
VI. Импрессивные методики.
Предпочтение одних стимулов, наиболее желательных другим.
Цветовая методика Люшера (создана в 1948 году), стимульный материал - вырезанные квадраты определенного размера разных цветов. Всего 73 квадрата, 25 разных цветов и оттенков (чаще неполный - 8 квадратов, 4 основных цвета: синий, зеленый, красный и желтый; 4 дополнительный цвета: фиолетовый, коричневый, черный и серый).
На белом фоне выкладываются все 8 квадратов, надо выбрать наиболее приятный по цвету квадрат, по отношению к оставшимся.
Образуется ряд квадратов по степени привлекательности.
Первые 2 цвета явно предпочитаемые, 3 и 4 цвет тоже предпочитаемые, 5 и 6 - нейтральные цвета, 7 и 8 - вызывающие антипатию цвета.
Интерпретация основана на символике цветов: красный - стремление к власти, зеленый - упорство, упрямство. Первые 2 выбора определяют цели и способы их достижения у испытуемого, 2 последних - подавленные потребности.
В практических целях крайне редко используется, так как диагносцируется психическое состояние испытуемого.
Крайне важное значение приобретают оттенки цветов.
VII. Аддитивные методики.
Методики на завершение предложения, рассказа, истории. Примеры: используется для диагностики ценностей, установок, тревожности, страхов, мотивов испытуемого.
Опросники.
Опросники - это такой вид методик, в которых задания даются в виде вопросов или утверждений. Для получения информации со слов самого испытуемого.
Особенности использования опросников.
1. Опросники похожи на проективные методики, так как не оцениваются ответы по критерию правильности. Баллы начисляются за совпадение с ключом, а не за правильность.
2. Опросники похожи на тесты: четкая инструкция, которая детерминирует способ выполнения задания, желательно ясное содержание вопросов или утверждений.
3. Опросники - разновидность самонаблюдения, косвенной самооценки.
Опросники предназначены для получения информации о личностных особенностях со слов испытуемого.
Ответить - проявить умение рефлексии, самонаблюдения, самоанализа, чем обладают не все люди.
Опросники не используются для диагностики маленьких детей дошкольного возраста, только с 8 лет.
Выделяются:
- опросники-анкеты - для получения информации об испытуемом, не имеющая личностного характера (биографические данные, для оценки особенностей когнитивной сферы).
- личностные опросники - дают информацию о личности:
1. типологические, которые позволяют выяснить степень совпадения личности испытуемого с тем или иным типом личности.
2. опросники отдельных черт личности - для диагностики отдельных черт характера:
- многофакторные (о многих чертах), например Кеттела (14-, 12-, 16-тифакторные)
- однофакторные
- двухфакторные
3. опросники мотивации
4. опросники интересов
5. опросники ценностей
6. опросники установок
В 50-е годы отрицалась возможность использования личностных опросников.
В 60-е годы - начинают использовать.
К 60-70-м годам начинают переводить известные зарубежные опросники (применяют без проверки надежности).
80-е годы - проверка на надежность и валидность на наших испытуемых.
80-90е годы - появление отечественных опросников в большом количестве.
Основные проблемы, связанные с опросниками:
I. Конструирование
В психодиагностике создано очень много опросников. Они просты в использовании. Но эта простота имеет оборотную сторону - их сложно конструировать.
Нужно очень хорошо понимать содержание вопроса, формулировка вопроса влияет на ответ. Следовательно, ясность и точность формулировок вопросов (не допускается использование многозначных слов и выражений). Опасны наводящие вопросы. Опасны стереотипные формулировки вопросов, которые приводят к стереотипным ответам.
Содержание вопросов по возможности беспристрастное и социально нейтральное.
Каждый вопрос должен содержать одну мысль. Должен давать информацию о той характеристике, которую должен диагносцировать психолог.
При составлении вопросов количество ответов "да" должно быть приблизительно таким же, как количество ответов "нет", за которые начисляются баллы.
По форме вопросы:
- закрытые - имеют варианты ответов
- открытые - не имеют вариантов ответов, испытуемый сам формулирует ответ. Сложно интерпретировать.
Три типа закрытых вопросов:
- дихотомический (два возможных ответа)
- альтернативный (выбор одного ответа из нескольких возможных вариантов), к каждому вопросу прилагается какое-то количество вариантов ответа, которые можно выбрать.
- ресторанный
Их сложно разрабатывать, так как отвечающий не может высказать собственное мнение, может лишь присоединиться
II. Интерпретация
Проблема интерпретации результатов.
Психодиагност не может быть полностью уверен в получении достоверной информации от испытуемого. Можно ли доверять ответам испытуемого?
Людям свойственно давать социально-желательные ответы, представлять себя в более выгодном свете.
Это может быть бессознательная тенденция.
Эйнвордс исследовал эту тенденцию - "эффект фасада", который может быть связан с не очень хорошим знанием самого себя у испытуемого.
Иногда связано - с нежеланием принять свою ограниченность в чем-то. Стремление к защите собственного "Я". Стремление привлечь к себе внимание, получить помощь со стороны окружающих. Стремление сознательно исказить информацию о себе.
Приемы выявления достоверности ответов:
1. использование дублирующих вопросов (формулируются несколько вопросов 4-5, в разной форме обращены к одному содержанию). Если испытуемый отвечает противоречиво, то эта информация не должна рассматриваться
2. Контрольные шкалы. Четыре типа контрольных шкал существуют, все они присутствуют в минесотском многоаспектном личностном опроснике (MMPI)