Определение изучаемого феномена

Введение

Актуальность

В настоящее время в психологии нет общепринятого определения уверенности — неуверенности в себе. Попытки построения теоретической модели уверенности в себе были предприняты в философских исследованиях при анализе феноменов самоутверждения и индивидуальности (И. Кант, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. А. Бердяев и др.).

Термин «уверенность в себе» был впервые употреблен в бихевиоральной парадигме (Дж. Вольпе), там же обозначены его основные описательные и структурно-содержательные характеристики (А. Сальтер, Э. Селигман, А. Бандура, Р. Аннекен, А. Лазарус, Р. и Р. Ульрихи и др.).Разными авторами уверенность понимается как метакогнитивный процесс (Bjorkman M., Crawford J., Stankov L.) психическое состояние, эмоция, чувство (Ю. Б. Борисова, И. В. Вайнер, Л. В. Куликов), черта характера, личностная характеристика (В. Г. Ромек), компонент «рефлексивного «Я» (М. Розенберг), терминальная индивидуальная ценность (М. Рокич, Д. А. Леонтьев), универсальная смысложизненная ориентация (А. Маслоу), основная характеристика стиля жизни (Л. А. Анцыферова), всеобщий принцип человеческой эволюции (Г. Крипс).

Не выявлена чёткая терминологическая дифференциация между понятием уверенности в себе и такими понятиями, как уверенное поведение, ассертивность, социальная компетентность, самоутверждение, доверие, вера в себя и т. д. Продолжается дискуссия относительно определения тонкой грани между уверенностью и агрессивность (В. Г. Ромек, Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова).

Исследуются личностные корреляты уверенности в себе (социальная смелость, экстраверсия, нарциссизм, самоактуализация, локус контроля и т. д.), которые иногда некорректно выстраиваются в единый синонимичный ряд, интерпретируются как тождественные, взаимозаменяющие понятия (Т. П. Скрипкина). Остается открытым вопрос относительно внешних, поведенческих, критериев уверенности в себе (А. В. Лабунская). Единичными являются исследования имплицитной теории уверенности в себе (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова), специфических для уверенной личности лингвистических конструкций (И. Д. Булюбаш, А. В. Казанская, Г. Г. Матвеева.). Отсутствует общепринятое понимание структурно-содержательных компонентов уверенности в себе. Начиная с Г. Олпорта (1978), уверенность в себе определяют через соотношение уровня притязаний и самооценки, которые, в свою очередь, также не имеют однозначной трактовки относительно их содержательных характеристик, места в структуре самосознания.

Продолжается теоретический поиск оптимального уровня уверенности в себе; развивается идея «творческой неуверенности в себе», которая может стать стимулом для развития потенциальных возможностей личности. (Абульханова-Славская К. А., Бурно М. Е., Василюк Ф. Е., Лукаш Е. Ю., Маслоу А. и др.).

Помимо исследования уверенности в себе в социально-психологических ситуациях (self confidence), наметилась четкая тенденция к изучению уверенности в правильности своих решений (confidence), на материале выполнения когнитивных заданий разного уровня, предполагающих либо вероятностный прогноз события, либо выбор из ряда альтернатив при оценке общей осведомленности (Е. В. Головина, В. Б. Высоцкий и др.).

Учитывая тот факт, что уверенность — неуверенность в себе представляет собой психологическое образование, выполняющее регулирующую функцию и сопровождающее личность на протяжении всего жизненного пути, можно отнести этот феномен к компонентам личностно-биографической структуры (Б. Г. Ананьев, Н. А. Логинова) или к психобиографическим образованиям личности (К. В. Карпинский).

Несмотря на большое количество структурных и описательных моделей уверенности — неуверенности в себе, практически не представлен генетический аспект этого феномена, мало разработаны исследования возрастной специфики уверенности — неуверенности в себе, которые можно проанализировать с помощью биографического метода, через призму целостного жизненного пути.[1]

Глава 1. Теоретические основы изучения феномена неуверенности в себе.

Определение понятия

Уверенность в себе (англ. self-reliance) - переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам.

Уверенность в себе в к.-л. виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта.

воспитание уверенности в себе заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека (см. Ассертивность, Аффекты, Доверие, Притязания детские, Уровень притязаний личности). [3] (литературу указать как требуется по стандарту)

1.2. Описание изучения данного феномена в психологической практике (не соответствует названию в Содержании)

Проблема уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям изучается в психологической теории и практике. Понятие "уверенность" присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. В середине 20-го века психологи обнаружили связь неуверенности в себе с возникновением неврозов и соматических заболеваний. В результате к началу 70-х годов сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты.

Первым, кто серьезно занялся изучением неуверенности в себе, и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

Уверенную личность характеризует:

· эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых им чувств.

· экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;

· прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

· использование местоимение "Я" в речи;

· способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств;

· способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией,новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он наблюдает вокруг себя.Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий "слепок" образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности"Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире – всей окружающей социальной среды – на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая "выученная беспомощность".

Селигман определяет, что выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную ("все равно накажут") или однообразную позитивную ("маменькин сынок") обратную связь.

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей, воспитателей, учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны - вызывают негативные (неприятные) эмоции. (везде расставить номера источников литературы) в конце статьи стоит номер источника в квадратных скобках

Неуверенность формируется в ситуации когда:

· социальная среда, в которой рождается человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен;

· социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны;

· достижения и успехи этой средой отрицаются, не замечаются или подвергаются критике;

· негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха;

· негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.

В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни. Сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких..

Один из учеников и сотрудников Сальтера – Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях.

Джозеф Вольпе выделил и подробно описал страхи.

· страх критики;

· страх быть отвергнутым;

· страх оказаться в центре внимания;

· страх показаться неполноценным;

· страх начальства;

· страх новых ситуаций;

· страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании;

· страх не суметь сказать "нет".

В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности – наряду с дефицитом навыков социального поведения.

Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. По мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.[4] (номер источника литературы)

Протокол консультации

КОНСУЛЬТАЦИЯ №1

28.11.16

21.00

Клиент Н. – Женщина 35 лет. Замужем, двое детей. Ухоженная, следит за собой.

Работает продавцом одежды, но только по выходным в поддержку семейного бизнеса. В остальное время занимается воспитанием и развитием детей, ведет домашнее хозяйство. Старается уделять время своим интересам. Увлекается эзотерикой. Прошла обучение на курсах «Предсказание на картах ТАРО» и освоила некоторые азы по ритуалистике и пр. Все полученные знания сразу применяет в своей жизни на себе и своих близких.

Консультация по скайпу в онлайн режиме. Мы с Н. знакомы поэтому в диалоге сразу на «ты».

__________________________________________________________________________

Н. – здравствуй

К – здравствуй Н, тебе удобно? Никто не помешает?

Н. –да, всё в порядке. Сын занят уроками, младшая дочь спит, муж еще на работе. Мне никто не помешает.

Клиент расположена к общению. Бодрый голос. Позитивный настрой

К.- Я тоже подготовилась, нам никто не помешает.

К.- Н., скажи, пожалуйста, бывала ли ты ранее на консультации у психолога?

Н.- нет, никогда раньше не приходилось.

К.- Вначале нам необходимо заключить с тобой контракт, который заключается в том, что

все, о чем мы с тобой сегодня будем говорить, останется между нами.

Н.- естественно (улыбается)

К. - В любой момент нашей беседы ты можешь мне сказать, что больше не хочешь говорить на эту тему. Это твое право, ты можешь им воспользоваться. Ты можешь остановить беседу.

Продолжает пребывать в приподнятом настроении, подхихикивает

К. – о чем ты хочешь поговорить? Скажи мне, пожалуйста, что тебя сейчас волнует?

У клиента есть выбор запросов, она перебирает и рассуждает что актуально, а что уже нет. Можно ли помочь консультированием или вопрос не из этой области. По мере обращения к разным темам, голос становится все серьезнее и появляется какая-то растерянность, неуверенность

Н. – давай на тему работы поговорим. Хотелось бы начать практиковать в области предсказания на картах ТАРО или что-то еще, чему я научилась за последние несколько месяцев. Но боюсь начинать.

К. – в чем это выражается?

Н. – я боюсь налажать. Боюсь, что где-то будет ошибка. Не знаю с чего начать, как начать.

К. – давай определимся, какова цель нашей беседы?

Н. – понять, как мне начать практику предсказания на ТАРО или что-то другое из того, что умею. (прим.К. Цель работы)

К.- как мы поймем, что цель достигнута?

Н.- мы определимся с направлением и с чего начать действовать (прим. К. Маркер)

К. – я правильно понимаю, мы говорим о том, что ты хочешь использовать полученные знания, чтобы начать зарабатывать и ты не понимаешь с чего начать?

Н.- да, все правильно.

К.- Чего ты боишься?

Н. – Я боюсь того, что что-то не получится

К.- а что у тебя может не получиться?

Н.- я не могу выучить значение всех карт. Кажется, что мне физически это не дано. Одна карта с другой означает одно, эта же карта с третьей картой –другое. Множество комбинаций и на каждую свое значение.

Я не могу запомнить, и мне все время приходится при раскладе пользоваться планшетом, чтобы подсмотреть значение выпавшей комбинации. Ну, вот представь, ты приходишь ко мне, я тебе говорю: «Подождите минуточку, сейчас я посмотрю/проверю, что это значит, потому что мне кажется это плохая комбинация. …. А нет! Знаете, вам повезло! Эта комбинация хорошая…» Ты же больше не придешь ко мне, скажешь - «что это за ерунда какая-то. Она не знает, что карта означает и смотрит обозначение на планшете»

Это ж смешно

Клиент расстроена, тяжело вздыхает. Предполагаемый диалог был произнесен с язвительной интонацией. Когда она сказала, что хочет уже практиковать, но при этом не выучила до конца значение всех комбинаций, я ощутила некий провал, как будто меня на резинке столкнули в пропасть и я пружиню в ней. По телу пробежал холодок. Беру себя в руки и продолжаю работу. А что это обозначает – описанные ощущения? И Вы не отреагировали на то, что она собирается практиковать, а сама даже не может запомнить необходимое? Эти ощущения означают минутный страх перед ответственностью за то, что я должна помочь человеку заниматься тем, на что, по сути, она не готова еще в виду отсутствия необходимой базы знаний. Я внутренне возмущена тем, что человек хочет работать, «вершить судьбы» не имея на это, как минимум, морального права.

К. – тебе важно, что о тебе скажут?

Н. – конечно важно! Если обо мне будут плохо отзываться, то у меня не будет клиентов. Да и я буду себя нехорошо чувствовать.

К. - нехорошо – это как?

Н. - буду чувствовать себя никчемной, бестолковой неудачницей.

Я почувствовала уныние и даже болезненный отклик у себя на душе, когда клиент сказала, как она будет себя ощущать в случае неудачи. А это что означает? Что с Вами в этот момент происходит? Мне знакомы эти чувства, когда не получается то, что очень хочешь. Наступает момент, когда опускаются руки, ты подавлен, хочется плакать и жалеть себя. Но, к счастью, это момент, за которым следует просветление, второе дыхание и ты, успокоившись, берешь себя в руки.

К. – и как часто тебя волнует чужое мнение о тебе?

Н. – всегда и во всем. С детства. Мои родители предъявляли ко мне повышенные требования, поэтому мне приходилось стараться, чтобы быть лучшей.

К.- а как ты училась в школе?

Н. – хорошо. До золотой медали в школе я не дотянула, но ВУЗ я закончила с красным дипломом.

Клиент говорила о своих достижениях с гордостью, но я почувствовала в ее речи вынужденность такого результата. (за счет чего Вы так почувствовали?) Она говорила с гордостью, четко, отрывисто, но в то же время, когда она упомянула родителей и что они предъявляли к ней повышенные требования, чувствовался ком в горле. Еще чуть-чуть глубже об этом и она обязательно бы заплакала. Чувствовалось, что если не так (быть лучшей), то никак. Ассоциация прошла как борьба за выживание. (Это Ваша ассоциация, Ваш опыт, не ее) Да, это моя ассоциация, ее борьба за выживание.

К. – значит выучить материал для тебя не проблема!

Н. – заучивание комбинации карт отличается от простой зубрежки. Наверное, большую роль практика играет, которой у меня очень мало.

К. – а что мешает практиковать чаще?

Н. – клиентов я не искала еще, потому что не уверена в себе. А своим приходится делать расклады бесплатно. Обидно тратить столько много времени на расклады, расшифровку и ничего за это не получать.

К. – я правильно понимаю, ты не берешь клиентов со стороны, потому что испытываешь неуверенность в себе из-за отсутствия опыта, а получать опыт безвозмездно со «своими» людьми ты не хочешь?

Н. – да, так. Безвозмездно-то мне приходится делать той же маме, свекрови, мужу.

К. – и как результат, есть совпадения?

Н. – да почти всегда. Если не полностью совпадают предсказания с событиями, то все равно что-то да сбывается.

К. – и как реагируют твои близкие?

Н. – если четкое совпадение – как будто, так и надо, если не видят – говорят, что все это ерунда.

Никто из родственников и близких не поддерживает клиентку. Не воспринимают занятия клиента всерьез. Я чувствую обиду за отношение родственников. Н. относится к своему делу серьезно, близкие могли хотя бы из уважения к ней, по-другому (а чем подтверждена ее обида? Клиент должна это осознать) Н. в беседе несколько раз приводила примеры, как родственники ведут себя и реагируют на ее занятия. Муж периодически ругается, что она занимается ерундой. Свекровь и мама тоже считают ее увлечения баловством. В этом семействе одно правило – если нет выгоды, значит все ерунда и не стоит внимания. Все построено на деньгах и потребительском отношении. Это несколько не так, я полагаю. Людей пугает то, что она может знать, чего им не известно, а может иметь отношение к ним. Пугают возможности другого человека, себе не достижимые.

К. – они как-то благодарят тебя за работу?

Н. – нет. Все как само собой разумеющееся. Как будто я для этого и училась, чтобы их всех обслуживать.

К. – ты самостоятельно решаешь, когда и кому из них ты сделаешь расклад?

Н. – я только для себя и сына, а остальным по их запросу, а иногда даже требованию.

К. – даже так?

Н. – да, моя мама, когда ей надо, задолбает. Сто пятьдесят раз напомнит и спросит готово или нет.

У меня неприятное чувство. Просто использование человека без всякой благодарности. (Это что такое - эта реакция? Это жалость? Хочется помочь, защитить? И что с ней надо делать? Это неприязнь. Мне с детства внушали, что потребительское отношение - это плохо. Нельзя только брать, нужно что-то и отдавать. А здесь, как я выше сказала, именно потребительское отношение друг к другу. Мне не хочется клиента защитить. Просто такое отношение отзывается во мне неприязнью. Приведу пример из моей жизни, если мне не нравится, что-то в увлечениях моей дочери, я всегда стараюсь понять, что же ее «зацепило» в этом и, если вижу, что для нее это важно, стараюсь отнестись уважительно к этому увлечению и, если надо, помочь. А в случае с моим клиентом никто не хочет уважать ее интересы. Вспомните: если клиент демонстрирует это поведение, что он хочет добиться?) Клиент хочет вовлечь консультанта в треугольник Карпмана, демонстрируя роль жертвы. В данной версии, мы избежали этого.

К. – если я правильно тебя поняла, то выучить материал, чтобы стать лучшей, для тебя не проблема. И на практике карты тебя практически не подводят, правильно?

Н. – да, правильно

К. – и, тем не менее, ты боишься брать клиентов со стороны, чтобы начать зарабатывать. Может дело не в незнании карт?

Н. – может, а в чем тогда?

К. – ты представляла себе, как ты будешь работать, как будет организован процесс?

Н. – ну как.. люди будут давать мне запрос, я буду делать расклад, давать им информацию, а они мне платить за это.

У клиента есть представление, как должен происходить процесс работы с клиентом. Я решила предложить ей мысленно пройти весь процесс и посмотреть, как она будет себя чувствовать. И предлагаю начать с самого приятного момента – получения вознаграждения за работу.

К. – можешь сейчас представить момент, когда тебе платят деньги за твою работу?

Н. – могу

К. – что ты чувствуешь?

Н. – радость от полученных денег, думаю уже на что я их потрачу

К. – что-то еще ощущаешь?

Н. – только приятные чувства, удовольствие и хочется новых заказов.

Клиент довольна, улыбается. Некоторая эйфория от обладания собственными деньгами. Я так же, как и клиент, испытывая приятные чувства (а они откуда? На что реакция) Я подсознательно тоже вспомнила момент получения денег (подарок, например, или премия), тех которые предназначены только для меня.

К. - теперь можешь представить себе сам процесс твоей работы?

Н. – могу, нужно представить, как я карты раскладываю?

К.- представь, что пришел клиент, озвучил запрос и ты начала свою работу.

Сейчас на лице появилось напряжение, чувствуется растерянность.

Н. – я сильно волнуюсь, чувствую растерянность

К. – что тебя разволновало?

Н.- а вдруг выпадет комбинация, которую я не расшифрую или ошибусь?

К.- что тогда случится?

Н. – я не смогу подсмотреть в планшет при клиенте, а он это заметит и не станет мне доверять. Скажет, что я шарлатанка.

Опять уныние в голосе. Мне передается некоторая нервозность. Кажется, что еще секунда и моя клиент откажется делать расклад своему клиенту из боязни показаться не в лучшем свете. (что Вы при этом проживаете?) Я была бы рада такому решению. На мой взгляд оно было бы верным. Но цель другая у моего клиента и я продолжаю

К. – давай представим, что между вами ширма. Клиент сидит за ширмой и не видит, как ты работаешь.

Н. – а так можно?

К.- мы же имеем право на фантазию? Сейчас мы фантазируем

Облегченно выдыхает, к ней возвращается спокойствие.

Н.- когда он за ширмой, мне спокойно. Я чувствую себя увереннее. Я могу обратиться за помощью к планшету.

К. – что ты сейчас чувствуешь?

Н. – мне понравилось. Хоть сейчас бери да работай так! Жалко, что в жизни ширму не поставить.

Эксперимент завершен. Я чувствую, что у клиента появилась надежда, она на позитиве и у меня откликаются положительные эмоции. Мне приятен результат.

К.- я тоже почувствовала, что, когда твой клиент был за ширмой, ты ощущала себя очень уверенно.

Н.- выходит, что я могу работать и с чужими людьми, но, когда они не видят, как я работаю.

К. – да, и ты уверена в себе и не боишься.

Н. – хм.. а что если я буду делать это через интернет? Ведь многие же оказывают подобные услуги удаленно.

К. – правильно ли я поняла тебя, что ты только что определилась с направлением и началом своих действий?

Н. – да, я начну практиковать через интернет. У меня появится опыт и уверенность. И я быстрее выучу карты!

К. – значит мы достигли сегодняшней цели?

Н.- да, полностью достигнута цель. Я уверена теперь в каком направлении двигаться и что делать.

К. - Н., сегодня мы немного поработали с твоей уверенностью, смоделировали ситуацию, познакомили с ощущениями от этой ситуации. На сегодня работа закончена, но для повышения твоей уверенности и закрепления результата тебе нужно еще поработать над собой и, главное, совершенствовать свои знания. Я хочу тебе напомнить, что ты можешь снова ко мне обратиться для продолжения работы в этом направлении или обратиться к другому психологу, если посчитаешь это необходимым.

Н. - Спасибо! Я обязательно буду стараться и с удовольствием приду за закреплением!

Н. точно знает, что у нее есть вариант, который положит начало ее практике и позволит обрести опыт и быть более уверенной в своей работе.

Анализ консультации

Клиент озвучила запрос «Хочу начать практиковать в области предсказания на картах ТАРО или что-то еще, чему научилась за последние несколько месяцев, но боюсь начинать». В ходе консультации переориентировались на «неуверенность в себе в аспекте применения на практике, приобретенных навыков».

Маркер – «определение направления и с чего начать действовать»

Проблемное поле – клиент боится начинать практику с незнакомыми людьми, потому что не может обходится без помощи вспомогательных ресурсов.

Методики и техники: активное слушание, открытые вопросы, игра с воображением

На мой взгляд, первичный результат достигнут. Путем воображаемой ситуации мы смоделировали ситуацию работы моего клиента, что позволило ей почувствовать какие она может испытать ощущения от присутствия рядом с ней ее клиента. Как результат, мы нашли подходящий вариант для начала практики моего клиента, который позволит ей усовершенствоваться и приобрести уверенность в этом аспекте.

Консультант предложила своему клиенту продолжить работу по повышению уверенности в себе, во время которой я смогу применить составленную к этому моменту мной психокоррекционную программу.

Рефлексия

Это была моя первая консультация. Клиентка Н. моя знакомая. Какие-то подробности ее жизни мне знакомы, но нельзя назвать нас близкими подругами.

Перед консультацией я представляла себе разные запросы, которые ожидала услышать от нее. Но запрос о том, как начать ей практиковать был для меня полной неожиданностью.

Мне известно, что Н. интересуется многими направлениями в эзотерике и незамедлительно применяет все полученные знания в своей жизни на себе и своих близких.

Зная ее активность, для меня стало новостью тот факт, что у нее барьер есть препятствия – брать в качестве клиентов людей со стороны и получать от них оплату (это два разных барьера). Причиной стала неуверенность в собственных силах из-за того, что она не до конца выучила значение всех карт и выпадающих комбинаций.

В этот момент я испытала чувство, как будто меня сбросили вниз в пропасть, на резинке и я пружиню в этой пропасти. По моему телу пробежал холодок. Я оценила этот момент как этическое сопротивление, тому, что можно оказывать какие-то услуги, не обладая достаточной базой знаний, тем более за деньги. Но это клиент, у него запрос и нужно учиться с этим работать.

Неоднократно за время консультации, я испытывала чувства схожие с теми, что чувствовал мой клиент, т.к. я также часто чувствую неуверенность в собственных силах и чужое негативное мнение может ввести меня в состояние уныния и безысходности.

Я чувствовала обиду за отношение близкого окружения к моему клиенту, ей неоткуда получить поддержку и понимание в том, что она делает и что ей интересно. Ею просто пользуются, когда им это необходимо. А в случае неудачи, это окружение непременно высказывает негативную оценку. (что это? Какая реакция?) Они либо делают вид, что так и должно было быть (в случае совпадения предсказания и события) либо говорят, что все это ерунда, бесполезная трата времени и денег, потраченных на обучение. Т.е. непременно подчеркивают несерьезность и бесполезность этого занятия. При чем, по словам клиента, за неудачу принимается, даже если предсказание сбывается частично или в каких отдельных деталях. Вы стали объяснять с точки зрения клиентки. Я поставила вопрос относительно Ваших переживаний. Так что это за Ваша реакция?

Создается ощущение «один в поле воин», так я чувствую своего клиента среди ее близких.

Я рискнула использовать игру с воображением и посмотреть, что почувствует мой клиент, если окажется в смоделированной ситуации. (этот метод как называется? Найдите его.)

Самые приятные чувства и у клиента были в момент представления желаемого результата своей работы – момент оплаты за ее труд. Мне показалось состояние близкое к эйфории.

Учитывая, что клиент находится в большей степени на содержании у своего мужа, ощущение владения собственными средствами и возможность распорядиться ими только по своему усмотрению привело ее в полный восторг. Мне было приятно, что я помогла ей испытать эти чувства.

А вот момент прямого общения Н. с предполагаемым клиентом вызвал у нее напряжение. Мне показалось, что она чувствует в какой-то мере опасность в отношении себя. Но как только мы поместили ее клиента за ширму, всё успокоилось.

Я тоже ощутила у себя те чувства, которые испытал мой клиент.

Данная консультация, как первый опыт, вызывала у меня большое волнение, как во время проведения, так и во время составления протокола. Я довольна своим первым результатом и надеюсь, что во второй консультации с применением психокоррекционной программы, которую мне предстоит составить, мы с моим клиентом придем к лучшему результату.

Заключение

Цель консультации достигнута, найдено первичное решение озвученной проблемы. Рассматриваемый феномен неуверенности в себе в аспекте применения на практике приобретенных навыков на первый взгляд отработан. Но основываясь на теоретическое изучение этого феномена я убеждена, что для повышения уверенности необходимо использование дополнительных методов, которые я непременно использую при составлении присхокоррекционной программы.

Феномен неуверенности в себе, относится к числу феноменов, характеризующих личность человека, и входит в состав более широких понятий - самооценка и самоотношение. В рассматриваемом мной примере есть и множество других феноменов, заслуживающих отдельной работы, таких как зависимость от чужого мнения и феномены в части детско-родительских отношений.

Литература

  1. Казанская Н. М. Феноменология и условия становления уверенности — неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: общая характеристика работы: [Электронный ресурс] // Казанская Н.М. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата психологических наук Феноменология в условиях становления уверенности – неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте. 2012. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/KazanskayaNM/KFi-a-027.htm. (дата входа 02.12.2016)
  2. Статья Неуверенность в себе: причины и способы преодоления: // Psyh.info Психология человека. 22.04.2015. URL: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/motivatsiya/neuverennost-v-sebe-prichiny-i-sposoby-preodoleniya.html. (дата входа: 02.12.2016)

3. Большой психологический словарь: [Электронный ресурс]. 2008-2016. URL: http://www.persev.ru/uverennost-v-sebe. (дата входа 02.12.2016)

4. Реферат Психологические особенности уверенной в себе личности: // Неуч.ру. 2003-2016. URL: http://www.neuch.ru/referat/184282.html (дата входа 02.12.2016)

5. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

6. Лекция к.пс.наук, доцента Л.В. Кузьменковой, тема №2 «Консультативная беседа и методы ее проведения» курса ОДО “Психологическое консультирование и психокоррекция»

7. Статья Ширяев И., Ширяева Л. Неуверенность в себе глазами психологов: всегда ли это плохо? URL: http://www.uspeshnie-mozgi.ru/statya-neuverennost-v-sebe-glazami-psixologov-vsegda-li-eto-ploxo/ (дата входа 02.12.2016)

Далее на сноски не обращайте внимание – это остатки от прежде примененных приемов сносок.

[1] Казанская Н. М. Феноменология и условия становления уверенности — неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте: общая характеристика работы: [Электронный ресурс] // Казанская Н.М. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата психологических наук Феноменология в условиях становления уверенности – неуверенности в себе как психобиографического образования в юношеском возрасте. 2012. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/KazanskayaNM/KFi-a-027.htm. (дата входа 02.12.2016)

[2] Статья Неуверенность в себе: причины и способы преодоления: // Psyh.info Психология человека. 22.04.2015. URL: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/motivatsiya/neuverennost-v-sebe-prichiny-i-sposoby-preodoleniya.html. (дата входа: 02.12.2016) Это что такое? Куда?

[3] Большой психологический словарь: [Электронный ресурс]. 2008-2016. URL: http://www.persev.ru/uverennost-v-sebe. (дата входа 02.12.2016)

[5] Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

[6] Лекция к.пс.наук, доцента Л.В. Кузьменковой, тема №2 «Консультативная беседа и методы ее проведения» курса ОДО “Психологическое консультирование и психокоррекция»

[7] Статья Ширяев И., Ширяева Л. Неувере

Наши рекомендации