Принципы развития познавательных процессов
Исследования педагогов и психологов, практика деятельности тренеров и учителей физического воспитания позволяют выделить ряд принципов развития познания, характерных для большинства видов человеческой деятельности и актуальных для спорта. В основу развития положены задания, имеющие определенную цель и специальные условия.
Принцип различения свойства предмета или явления. Состоит в сопоставлении двух или более предметов, запахов, цветовых оттенков, формы движений и т.п. с задачей безошибочного указания их сходства или различия по заданным параметрам.
Пример: различение правильного, “чавкающего” звука при захвате воды в академической гребле. Гребец должен сказать “есть”, когда движение было верным и промолчать, если была допущена ошибка.
Принцип комплексации состоит в одновременном использовании нескольких анализаторов для распознавания существенного признака действия. Механизм комплексации базируется на межанализаторном синтезе, в результате которого у опытных спортсменов формируется специализированное восприятие, именуемое практиками “чувством” (воды у пловцов, снега у лыжников, мяча у игровиков, дистанции у боксеров, снаряда у гимнастов и т.п.).
Пример: «Чувство мяча» у баскетболиста обусловлено его формой, упругостью, весом, свойствами поверхности. Оно формируется и поддерживается в ходе игры: при выполнении бросков по кольцу, передач, дриблинга, перехватов. В состав этого специализированного восприятия непременно входят действия игрока с мячом, которые «привязаны» к оценке расстояния до кольца, соперника или партнера. Все это определяется с помощью зрения, слуха, двигательного анализатора, на ощупь, по характеру отскока, пробным передачам и броскам по кольцу. Малейшие отклонения от привычных параметров могут привести к неуверенности, ошибкам в технике движений, снижению результативности бросков и передач.
Принцип соблюдения режима основан на психическом отражении событий во времени. Если событие (физическая нагрузка определенного характера, тренировка или соревнование) циклически повторяется через примерно равные промежутки времени, то к началу очередной нагрузки происходит восстановление сил и организм готовит состояние, сходное с тем, которое требовалось в предыдущих циклах. Специалистам хорошо известен эффект “сверхвосстановления”. После выполнения физической нагрузки, используемой в цикле подготовки, уровень готовности к ее повторению восстанавливается с некоторым превышением. В результате этого некоторое время существует возможность начать очередную тренировку с более высоким двигательным потенциалом. Хорошо известен 48 часовой цикл, а также циклы: недельный, месячный, 42-дневный. Принцип соблюдения режима представляется весьма важным не только для улучшения физической готовности, но и для развития любого познавательного действия.
Принцип кодировки опирается на психосемантику, область психологии, которая изучает различные формы существования значений и личностных смыслов в индивидуальном сознании. Одно и то же явление у разных людей может быть смоделировано, обозначено с помощью определенного знака (символа), образа, символического действия, слова. Кроме этого, за каждым этим обозначением “стоят” мотивы, эмоции.
Принцип абстрагирования полагается на абстракцию - один из основных процессов умственной деятельности человека. С помощью абстракции возможно выделение, обособление, отвлеченное рассмотрение определенного свойства, состояния или стороны предмета. Абстракция лежит в основе обобщения и образования понятий. В спортивной деятельности существует немало задач, решение которых невозможно без абстрагирования.
Тренерский замысел предстоящей игры не может вместить всех ее конкретных эпизодов. Выделение слабого места соперника и подготовка игроков своей команды к использованию этого недостатка – пример абстрагирования, обобщения и понимания игры, ведущих к победе. Опыт абстрагирования – основа тактического мастерства спортсмена.
Принцип включения в деятельность – один из важнейших принципов развития психики. Он означает, что любое действие человека, направленное на развитие психики (в том числе познавательной сферы), не сможет реализовать всех ее возможностей, если это действие изолировано от конкретной деятельности, т.е. не опирается на мотивы деятельности, не использует общественно-исторический опыт, не подкреплено операциями, свойственными этой деятельности.
Стремление к развитию физических качеств и двигательных навыков характерно для физического воспитания и спорта. Тем не менее, редко лица, занимающиеся развитием двигательных качеств на уроках физического воспитания, достигают результатов, характерных для спортивной деятельности. В основе этих различий - акцентирование соревновательных мотивов в спорте и преобладание оздоровительных мотивов в физическом воспитании. Очень часто бывшие спортсмены отказываются (даже во вред здоровью) от активного двигательного режима. Для них лишены смысла действия вне соревновательной деятельности.