Тема 1. психология как наука
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Методические указания для студентов очной формы обучения
Составители:
С.В. Чирков
О.А. Жученко
О.В. Кубашева
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 159.9+37(078)
ББК 88+74я73-9
П 86
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 2 от «25» июня 2013 г.
Рецензенты:
О.Г. Долговых — канд. пед. наук, доцент кафедры ЭТСХП
С.Н. Уваров — канд. ист. наук, доцент, зав. кафедры отечественной истории, социологии и политологии
Составители:
С.В. Чирков – канд. пед. наук, доцент кафедры философии
О.А. Жученко – старший преподаватель кафедры философии
О.В. Кубашева – старший преподаватель кафедры философии
П 86 Психология и педагогика: методические указания для студентов очной формы обучения / Сост. С.В. Чирков, О.А. Жученко, О.В. Кубашева. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 45 с.
Методические указания составлены на основе ФГОС ВПО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология и педагогика».
Указания содержат методические рекомендации для студентов, список литературы для подготовки к семинарским занятиям, тематику лекционных и семинарских занятий, темы для докладов и творческих проектов, задачи и практические задания, вопросы к зачету, словарь основных терминов, балльно-рейтинговую систему оценки компетенций студентов.
Методические указания рекомендованы для студентов очной формы обучения направлений подготовки бакалавра.
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013
© Чирков С.В., Жученко О.А., Кубашева О.В., сост., 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.............................................................................................................. 8
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.......................................................... 13
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ........................................................... 14
ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ...................................................... 34
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ...................................................................................... 43
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................. 44
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Психология и педагогика» является важным элементом в подготовке бакалавров.
Изучение психологии способствует приобретению навыков самоанализа, самостоятельного обучения и адекватной оценки своих возможностей, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в производственной и социальной сфере, а именно: правильно организовывать коммуникацию, используя полученные компетенции как в профессиональной деятельности в качестве сотрудника, подчиненного или руководителя, так и в личной жизни.
Актуальность изучения «Психологии и педагогики» состоит в необходимости развития познавательных процессов, способностей, коммуникабельности, адекватной самооценки, саморегуляции, рефлексии, получения знаний и применения на практике методов воспитания и обучения вследствие повышенных требований к личностной и профессиональной компетентности человека, предъявляемых современным обществом.
Цельизучения данной дисциплины:
· формирование компетенций в области психологии и педагогики, которые войдут органичными частями в структуру будущей профессиональной деятельности,
· повышение общей и психолого-педагогической культуры,
· повышение мотивации в изучении указанных наук,
· вырабатывание навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности.
При изучении психологии и педагогики необходимо решить задачи:
- сформировать компетенции личностного самосовершенствования;
- овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы личности, вопросы общения и деятельности, образования, воспитания и саморазвития;
- развить способность решать социально-психологические проблемы, возникающие в малых и средних группах (коллективах, семьях и т.п.), за счет приобретения умений разрешать конфликты в различных сферах деятельности;
- ознакомить с основными научными школами психологии и педагогики;
- научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии;
- усвоить теоретические основы проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, контроля его результатов;
- усвоить методы воспитательной работы с обучающимися, производственным персоналом;
- сформировать навыки подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
- повысить мотивацию студентов к изучению психологии и педагогики за счет интерактивных методов обучения и развития их психических познавательных процессов.
Психологическая культура и педагогическая компетентность студентов, сформированная на лекционных и практических занятиях, является составной частью в структуре их профессиональной компетентности.
В процессе обучения студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:
Ø ОК-1: знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и культурном развитии;
Ø ОК-5: владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
Ø ОК-7: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
Ø ОК-10: способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
Ø ОК-12: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Ø ОК-13: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; стремление к личностному и профессиональному саморазвитию.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
· место психологии и педагогики в системе научного познания;
· основные категории и понятия психологической науки;
· современные теории личности;
· основы социальной психологии: психологию межличностных отношений, психологию средних и малых групп;
· общее и индивидуальное в психике человека;
· основы теории мотивации;
· систему образования в России и мире;
· основные принципы и методы воспитания;
· виды и формы обучения.
Студент должен уметь:
· применять знания на практике;
· учитывать в деятельности индивидуально-психологические особенности личности;
· поддерживать психическое здоровье;
· развивать познавательные процессы;
· анализировать внутренний мир, критически относиться к себе, развивать достоинства и устранять недостатки;
· устанавливать и поддерживать деловые и межличностные отношения;
· разрешать конфликтные ситуации в трудовом коллективе и семье;
· управлять собственной мотивацией.
Студент должен владеть:
· понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук;
· навыками развития познавательных процессов;
· навыками самоанализа и самопознания;
· механизмами рефлексии и интерпретации собственного психического состояния;
· техникой и приемами общения;
· навыками самовоспитания и самообучения;
· способами саморегуляции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для того чтобы хорошо подготовиться к семинарскому занятию и зачету, рекомендуется:
· Обратиться к электронному порталу ИжГСХА, на котором можно найти уточняющие домашние задания преподавателя, методические указания, написать сообщение преподавателю.
· Перед лекцией прочитать соответствующую часть данных указаний, продумать вопросы, которые Вас интересуют.
· После лекции посмотреть список рекомендуемой литературы и, взяв имеющиеся в библиотеке книги и выделив соответствующие Интернет-ресурсы, выбрать наиболее интересующий Вас раздел для чтения и изучения.
· Выяснить в словаре данных указаний или в других справочных изданиях значения непонятных терминов.
· Усвоить основные закономерности развития личности.
· При подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться данными методическими указаниями, лекционным материалом, учебниками и учебными пособиями, периодической литературой и Интернет-ресурсами.
· Принимать активное участие в семинарских занятиях, для того чтобы обеспечить усвоение учебного материала и освоить навыки эффективной деятельности в условиях коллективного труда.
· Стремиться использовать полученные знания на практике, применять их в отношении себя и окружающих.
· Помнить, что практические упражнения дают достоверные результаты, если они выполняются с желанием и искренне.
· Подготовиться к сдаче зачета по выделенным в указаниях вопросам и литературе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: учеб. пособие / И. И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2008. — 301 с.
2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 294 с.
3. Волкова, А. И. Психология общения: учеб. пособие / А. И. Волкова. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 441 с.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М. : АСТ : Астрель, 2009. — 351 с.
5. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник / М.И. Еникеев. — М. : Проспект, 2009. — 437 с.
6. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д. В. Колесов. — М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2009. — 689 с.
7. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И.С. Кон. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 603 с.
8. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. — М. : Проспект, 2008. — 397 с.
9. Краснов, А.Н. Общая психология: учеб. пособие / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 382 с.
10. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации / Л. М. Крыжановская. — М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2009. — 194 с.
11. Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. — М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 254 с.
12. Лучинин, А.С. История психологии: учеб. пособие / А.С. Лучинин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2009. — 401 с.
13. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. — М.: Проспект, 2009. — 459 с.
14. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2010. — 639 с.
15. Общая психология: учебное пособие / сост. Е. И. Рогов. – Ростов н/Д.: МарТ, 2008. — 550 с.
16. Психология и педагогика: учеб. для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Юрайт, 2010. — 714 с.
17. Психология и педагогика: учеб. пособие / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. — М. : ЭКСМО, 2008. — 223 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 705 с.
19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум/ Л. Д. Столяренко. — Изд. 10-е. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 686 с.
20. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник / Л.Д. Столяренко. — М.: Питер, 2012. — 591 с.
21. Тихомиров, О.К. Психология: учеб. для вузов / О.К. Тихомиров. — М.: Высш. образование, 2009. — 538 с.
22. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: учеб. пособие / К. Г. Юнг. — М.: Флинта : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та : Прогресс, 2010. — 330 с.
Дополнительная литература
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2011. – 811 с.
3. Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. — М.: Либроком, 2010. — 368 с.
4. Зимбардо, Ф. Д. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться / Ф.Д. Зимбардо. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.
5. Козлов, Н.И. Книга для тех, кому нравится жить. Психология личностного роста / Н.И. Козлов. — М. : АСТ, 2009. — 346 с.
6. Крюкова, М. А. Экстренная психологическая помощь: практическое пособие / М.А. Крюкова. — М. : НЦ ЭНАС, 2003. — 63 с.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с.
8. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М. : Тривола, 1995. — 322 с.
9. Пиз, А. Новый язык телодвижений / А. Пиз, Б. Пиз. – М.: Эксмо, 2011. – 416 с.
10. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. Реана А.А. — М.: АСТ, 2010. — 661 с.
11. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб. : Питер, 2009. — 608 с.
12. Шрайнер, К. Как снять стресс: 30 способов улучшить самочувствие за 3 минуты / К. Шрайнер. – М. : Прогресс, Университет, 1993. – 282 с.
Периодическая литература
1. Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология.
2. Вопросы психологии.
3. Высшее образование в России.
4. Психологический журнал.
Интернет-ресурсы
· Тесты по психологии и педагогике: учебно-методическое пособие / Сост. О.А. Жученко. - Ижевск: ИжГСХА, 2009. – 56 с.
· www.adlog.narod.ru (сайт О.А. Жученко)
· www.azps.ru
· www.fictionbook.ru
· http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)
· http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)
· www.koob.ru
· www.psychology.net.ru
· www.tdu.ru
· www.univertv.ru
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Модуль 1. Введение в психологию
1. Психология как наука.
Модуль 2. Психология личности
2. Введение в психологию личности.
3. Психические свойства.
4. Эмоционально-волевые процессы и состояния.
5. Особенности психических познавательных процессов.
Модуль 3. Социальная психология
6. Психология общения.
7. Психология малых групп.
Модуль 4. Основы педагогики
8. Педагогика как наука.
9. Обучение и воспитание: принципы и методы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Словарь основных терминов
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
БИХЕВИОРИЗМ — учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — учение, согласно которому человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.
ЗООПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая поведение и психологию животных.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психические явления и поведение человека с целью предупреждения, диагностики и лечения разных болезней.
Наблюдение – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике предполагает целенаправленную, систематическую визуальную фиксацию исследователем психолого-педагогических явлений.
Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика является предметом психологии.
ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
ПСИХОАНАЛИЗ — учение, созданное З.Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных психических заболеваний.
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности людей, включая их профессиональную ориентацию, профессиональное консультирование, профессиональное обучение и организацию труда.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ — отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления со стороны человека различными объектами: государственными организациями, людьми, экономическими и техническими системами и т.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности.
Сознание – высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
ТЕСТ — стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества.
эксперимент – общенаучный метод исследования, который в психологии и педагогике заключается в заранее запланированной деятельности экспериментатора по изучению психолого-педагогических явлений в процессе естественного или искусственного их развития, функционирования.
Словарь основных терминов
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ — преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.
ЗАМЕЩЕНИЕ (сублимация) — один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой, цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность.
ИНДИВИД — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.
КОМПЕНСАЦИЯ — способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КРИЗИС — состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. Кризис возрастной нередко возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
ЛИЧНОСТЬ — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции.
МОТИВ – побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение потребностей.
МОТИВАЦИЯ — сложное объединение движущих сил поведения: потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов.
Навык – сознательное действие человека, доведенного до автоматизма.
ОПЕРАЦИЯ — компонент деятельности, представляющий собой ряд актов, связанных друг с другом определенным образом, направленных на достижение результата.
Потребность – объективная нужда в чем-либо, что находится вне организма и необходимо для его функционирования.
ПРОЕКЦИЯ — один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих отрицательных поступков и действий, рассчитанных на их моральное оправдание и снятие угрызений совести.
РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
САМООЦЕНКА — это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
САМОСОЗНАНИЕ — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – качество личности, проявляющееся в нравственной зрелости, активной жизненной позиции.
СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности.
УМЕНИЕ— способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.
УСТАНОВКА— готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Словарь основных терминов
ГЕНИАЛЬНОСТЬ — наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.
ЗАДАТКИ — органические, наследственно закрепленные предпосылки к развитию способностей.
ИНТРОВЕРСИЯ — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.
Меланхолик – тип темперамента, характеризующийся слабым, неуравновешенным типом нервной системы.
Направленность личности – психическое свойство личности, определяемое мировоззрением, системой потребностей, преобладающих мотивов и выражающееся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, стремлениях к активной деятельности для их достижения.
ОДАРЕННОСТЬ — совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку.
САНГВИНИК — тип темперамента, характеризующийся сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия формирования у него определенных психических функций и видов деятельности.
СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
ТАЛАНТ— высокая степень одаренности, обеспечивающая достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
ТЕМПЕРАМЕНТ — динамические характеристики психической деятельности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.
ФЛЕГМАТИК – тип темперамента человека, характеризующийся сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы.
Характер – совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования на жизненные обстоятельства.
Холерик – тип темперамента, характеризующийся сильным, подвижным, неуравновешенным типом нервной системы.
ЭКСТРАВЕРСИЯ— обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Экстраверсия противоположна интроверсии.
Словарь основных терминов
АФФЕКТ — кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.
ВОЛЯ— психический процесс человека, проявляющийся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
Настроение – более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
СТРАСТЬ— сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.
СТРЕСС — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
ЭМОЦИИ— элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
ЧУВСТВО — высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.
ФРУСТРАЦИЯ— эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Словарь основных терминов
АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ — минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.
АБСТРАКЦИЯ — мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
АДАПТАЦИЯ—приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
Внимание – психический познавательный процесс, направленный на улучшение деятельности и имеющий свои характеристики.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.
Воображение — психический познавательный процесс, в результате которого на основе имеющихся знаний, представлений, накопленного опыта создаются новые образы, идеи.
Восприятие — психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов, явлений в целом. Завершается формированием образа.
ЗАПОМИНАНИЕ — один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
ИНСАЙТ (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека, внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.
ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть способность адаптироваться к окружающей среде.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (IQ) — числовой показатель умственного развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.
МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ — память, связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без переработки информации. Мгновенная память действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.
МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
Мышление – процесс опосредствованного отражения в сознании человека сложных связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия, операции или задачи.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ — величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.
ОЩУЩЕНИЕ— психический познавательный процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений свойств окружающего мира.
Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании жизненного опыта.
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на длительное хранение и многократное воспроизведение информации при условии ее сохранения.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ — память, рассчитанная на хранение информации в течение нескольких десятков секунд, до тех пор, пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память.
Познавательные психологические процессы– психологические процессы, обеспечивающие познание человеком окружающего мира. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, речь, воображение.
Представление – психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
РЕЧЬ — психический познавательный процесс обмена мыслями посредством языка.
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени.
ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1. Понятие и функции общения. Роль общения в психическом развитии человека. Вербальный и невербальный язык общения.
2. Виды, приемы, стили общения. Правила эффективного общения.
3. Эмоциональные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество.
Основные термины и понятия: коммуникация, интеракция, социальная перцепция, коммуникативные барьеры, аттракция, невербальные и вербальные средства общения, дружба, любовь, вражда, одиночество.
Персоналии: Г.М. Андреева, Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Д. Майерс, А. Пиз, Э. Фромм, Т. Шибутани.
Словарь основных терминов
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.
ВЕРБАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕНИЯ — относящийся к звуковой человеческой речи, к словам.
Взаимоотношения межличностные– субъективно отражаемые отношения между людьми, проявляющиеся в виде межличностных установок, взглядов, переживаний и других психологических явлений, возникающих в процессе совместной деятельности людей.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — не связанные с языком, речью. К ним относятся мимика, жесты, интонация, пространство, паузы и т.д.
ОБЩЕНИЕ – сложный процесс установления контактов между людьми, возникающий в процессе совместной деятельности.
ЭМПАТИЯ — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Словарь основных терминов
Авторитет (лат. власть, влияние) – общепризнанное неформальное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих; высокий статус личности в группе, коллективе.
АНТИПАТИЯ — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, социальной группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ— отождествление. В психологии — установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.
КОНФЛИКТ – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
КОНФОРМНОСТЬ — некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
ЛИДЕР — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.
МАЛАЯ ГРУППА — немногочисленное объединение людей, члены которого непосредственно контактируют и имеют общую цель (от 2-3 до 30-40 человек).
НОНКОНФОРМИЗМ — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Антоним конформности.
РОЛЬ — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта.
СОЦИОМЕТРИЯ — совокупность однотипно построенных методик, предназначенных для выявления и представления в виде социограмм и ряда специальных индексов системы личных взаимоотношений между членами малой группы.
СТАТУС— положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Словарь основных терминов
КОМПЕТЕНЦИЯ — совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы и обеспечивающих осуществление определенных профессиональных функций.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ — личностная характеристика. В нее может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии.
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и умений, развития ума и чувств, формирования мировоззрения и познавательных процессов.
ПЕДАГОГИКА —наука о воспитании и обучении человека.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ порождает эмоциональные оценки или переживания, волевые действия. Педагогическое взаимодействие реализуется через взаимоотношения в общении между педагогом и учащимся.
Педагогическое мастерство – высокий уровень профессиональных умений и навыков в управлении обучением, воспитанием и развитием личности, характеризуется достижением высоких стабильных результатов в знаниях обучающихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Словарь основных терминов
Воспитание – процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю людей в целях формирования у них мировоззрения.
Деловая игра – форма обучения, в которой моделируется будущая практическая деятельность обучаемых.
Индивидуальный подход – принцип обучения и воспитания людей, предполагающий организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности, условий жизни и других факторов.
КОЛЛОКВИУМ — форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах, представляющий собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов.
МОДУЛЬ — часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется рубежный контроль знаний студентов.
Обучение – процесс вооружения личности знаниями, умениями, навыками под руководством преподавателя при активной деятельности учащегося.
Принцип воспитания – исходные руководящие положения, на основе которых осуществляется воспитание детей.
САМООБРАЗОВАНИЕ – образование, получаемое самостоятельно, вне учебного заведения, без помощи обучающего.
Самовоспитание – отражает целенаправленную сознательную деятельность человека по формированию и по преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек.
ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Выберите из списка свойства, характерные д