Схема 5. Составляющие этикета


УРОК 4

Тема:Конфликты и пути их разрешения

Конфликт(от латинского - confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил.

Функции конфликта:

1. Конструктивная (позитивная):

§ Разрешает противоречия и предотвращает более тяжелые конфликты;

§ Выявляет позиции, интересы и цели участников конфликта.

2. Деструктивная (негативная) – принятие необходимых решений может быть затруднено:

§ Борьба может переходить к насильственным методам;

§ Следствием конфликта могут быть большие материальные и моральные потери;

§ Возникает угроза жизни и здоровью людей.

Причины конфликта:

1. Общие (проявляются практически во всех возникающих конфликтах):

§ Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

§ Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и другие;

§ Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, коллективные мнения, настроения;

2. Частныесвязаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например: неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, различия в целях и средствах их достижения (схема 6).

Функции и причины конфликта

 
  Схема 5. Составляющие этикета - student2.ru

Схема 6. Виды конфликтов:

1.По сферам проявления конфликты делят на:

§ производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия; идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;

§ социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека;

§ семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.

2.По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:

§ внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности;

§ межличностные при столкновении интересов двух личностей;

§ межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны личность, а с другой - группа;

§ межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.

3.По коммуникативной направленности разделяют на:

§ горизонтальные, в которых учувствуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг друга;

§ вертикальные, участники, которых связаны с теми или иными видами подчинения (руководитель-подчиненный) (схема 7).

 
  Схема 5. Составляющие этикета - student2.ru

Схема 7. Виды конфликтов

Способы разрешения конфликта:

1.Уклонение характеризуется отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов; стремлением выйти из конфликта, уйти от него. Этот способ разрешения конфликта чаще всего используют люди реалисты, которые трезво оценивают преимущества и слабости в конфликте. Он приемлем, если затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не хотите тратить силы на нее или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

2.Приспособление отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы субъекта конфликта и не избегать совместных с ним действий.

3.Конфронтацияпо своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяемый способ разрешения конфликта стремится навязать другим свое решение проблемы, надеется только на свою силу и не приемлет совместных действий. При этом проявляется волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж; принудить человека принять оспариваемую точку зрения, во что бы то ни стало принять им точку зрения, одержать победу в конфликте.

4.Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. В отличие от конфронтации сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях.

5.Компромисс характеризуется расположенностью участников конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Компромисс предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, с учетом всех "за" и "против" (схема 8).

 
  Схема 5. Составляющие этикета - student2.ru


Наши рекомендации