Схема 5. Составляющие этикета
УРОК 4
Тема:Конфликты и пути их разрешения
Конфликт(от латинского - confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил.
Функции конфликта:
1. Конструктивная (позитивная):
§ Разрешает противоречия и предотвращает более тяжелые конфликты;
§ Выявляет позиции, интересы и цели участников конфликта.
2. Деструктивная (негативная) – принятие необходимых решений может быть затруднено:
§ Борьба может переходить к насильственным методам;
§ Следствием конфликта могут быть большие материальные и моральные потери;
§ Возникает угроза жизни и здоровью людей.
Причины конфликта:
1. Общие (проявляются практически во всех возникающих конфликтах):
§ Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране;
§ Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и другие;
§ Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, коллективные мнения, настроения;
2. Частныесвязаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например: неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, различия в целях и средствах их достижения (схема 6).
Функции и причины конфликта
Схема 6. Виды конфликтов:
1.По сферам проявления конфликты делят на:
§ производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия; идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;
§ социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека;
§ семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.
2.По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:
§ внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности;
§ межличностные при столкновении интересов двух личностей;
§ межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны личность, а с другой - группа;
§ межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.
3.По коммуникативной направленности разделяют на:
§ горизонтальные, в которых учувствуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг друга;
§ вертикальные, участники, которых связаны с теми или иными видами подчинения (руководитель-подчиненный) (схема 7).
Схема 7. Виды конфликтов
Способы разрешения конфликта:
1.Уклонение характеризуется отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов; стремлением выйти из конфликта, уйти от него. Этот способ разрешения конфликта чаще всего используют люди реалисты, которые трезво оценивают преимущества и слабости в конфликте. Он приемлем, если затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не хотите тратить силы на нее или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.
2.Приспособление отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы субъекта конфликта и не избегать совместных с ним действий.
3.Конфронтацияпо своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяемый способ разрешения конфликта стремится навязать другим свое решение проблемы, надеется только на свою силу и не приемлет совместных действий. При этом проявляется волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж; принудить человека принять оспариваемую точку зрения, во что бы то ни стало принять им точку зрения, одержать победу в конфликте.
4.Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. В отличие от конфронтации сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях.
5.Компромисс характеризуется расположенностью участников конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Компромисс предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, с учетом всех "за" и "против" (схема 8).