Структура характера. Поступок
Характер(от древнегреч. – «чеканка», «печать») - это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведения человека и характеризующееся устойчивые отношением к различным сторонам действительности (схема 2).
Схема 2. Характер.
Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений. Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности.
Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении.
Под поведениемв психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К его фактам относят поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человека будет поступать в тех или иных ситуациях.
Характер человека многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.
1.Черты, проявляющиеся по отношению к окружающему миру: убежденность, принципиальность и др.
2.Черты, проявляющиеся по отношению к деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.
3.Черты, которые проявляются по отношению другим людям: тактичность, вежливость, чуткость и др.
4.Система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и др.
Структура и содержание характера каждого человека также определяются:
а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);
б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его поступки;
в) интеллектуальными особенностями человека;
г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных черт характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задуматься, нет ли болезни – психопатии.
Социальные группы- это устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами.
Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.
Большие группы - это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т.п.
Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать среднимисоциальными группами.
Малые группы -это небольшие общности, члены которых имеются непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.
Микрогруппы -это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.
Организованные группы- это группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.
В отличие от них неорганизованные группытакой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, существующими непродолжительное время.
Различают также формальные и неформальные группы.Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.
Слаборазвитые группы- это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.
Высокоразвитые группы -это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами.
Референтные(эталонные) группы -это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы(группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
Реальные группы -это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, напр., по возрасту, полу и т.д.
Первичные группы – группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.
Вторичные группы – это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми (схема 3).
Схема 3. Социальные группы
УРОК 3
Тема:Деловое общение. Деловое общение и этикет. Этикет и культура поведения делового человека
Этикет– это культура общения людей, основанная на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Этикет определяет, что допустимо в данном обществе или в конкретной ситуации делового общения, а что нет; этика оперирует нравственными категориями.
Нравственные нормы этикета, необходимые деловому человеку:
1. Вежливость проявляется в доброжелательности и приветливости, выражающихся в поведении, словах и мимике. Вежливость исключает любую грубость, хамство, унижение человеческого достоинства;
2. Предупредительность характеризуется чутким отношением к другим людям и предполагает способность и готовность к сопереживанию;
3. Корректность – это способность в любых (в том числе в конфликтных) ситуациях сохранять верность правилам и нормам хорошего тона: не выходить из себя, не отвечать грубостью на грубость, умение владеть собой;
4. Тактичность – это знание и чувство меры в поступках, действиях, словах: ничего не должно быть «чересчур», поэтому необходимо следить за тем, чтобы в своем сочувствии не унизить другого человека. Бестактность человека может, проявляется в том, что в разговоре о своих проблемах проявляется любопытство к чужим (подглядывать, подслушивать, читать чужие письма); излишняя демонстративность своих чувств и эмоций; акцентирование внимания на недостатках (физических, умственных) и ошибках человека;
5. Скромность – это четкое представление о своем месте и своей роли, исключающее эгоцентрическое отношение к собственной персоне;
6. Терпимость проявляется в уважении другого человека, его взглядов, убеждений, языка, религии, культуры, в признании его права быть другим
7. Обязательность – это соблюдение своих обещаний, умение держать слово, честность в расчетах;
8. Точность проявляется в аккуратности, пунктуальности, умении ценить свое время (схема 4).