Предмет и задачи психологии и профессиональной этики.
Теоретические основы
По учебному предмету
«Психология и этика
Деловых отношений»
Специальность: 3-46 01 51 Эксплуатация оборудования и технология деревообрабатывающих производств
Квалификация: 3-46 01 51-56 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда
Преподаватель
Костень Дарья Петровна
Поставы
2017 г.
УРОК 1
Тема:Основы психологии и профессиональной этики деловых отношений. Проявление закономерностей психики человека в деловых отношениях
Предмет и задачи психологии и профессиональной этики.
Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
В переводе на русский язык психология – это наука о душе (в переводе с древнегреческого «психе» - душа, «логос» - наука).
Психика, сознание – это субъективный образ объективного мира, то есть это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку, субъекту картина мира, существующая именно в его мозгу. Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Психология изучает внутренний мир психических явлений, процессов, состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека.
Психические процессы- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на: познавательные(ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.
Ощущение –это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, непосредственно действующих на органы чувств.
Ощущения являются теми «воротами», через которые в сознание человека «входит» окружающий мир.
Виды ощущений
Выделяют ощущения внешние, внутренние и двигательные.
Во внешних ощущениях отражаются отдельные свойства и явления окружающего мира. В их состав входят: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (кожные) ощущения.
Внутренние ощущения содержат сведения о состоянии наших органов чувств (голод, жажда, изжога…)
Двигательныеощущения дают информацию о положении и движении нашего тела в пространстве (схема 1.)
Схема 1. Виды ощущений
Внимание – это направление и сосредоточение сознания на одних предметах или явлениях окружающего мира при одновременном отключении от всего остального.
1. Объектами внимания могут быть как предметы, явления внешнего мира, так и внутренний мир человека (мысли, переживания, анализ действий и поступков).
Виды внимания
1. Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, либо значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Это внимание не связано с волевыми усилиями. Сильный запах, яркий свет, громкий звук, яркая окраска, движущиеся предметы легко вызывают непроизвольное внимание. Оно также привлекается изменением в раздражителях, например резким изменением внешности знакомого человека. Непроизвольное внимание, если его не поддерживать, быстро проходит. При соответствующей поддержке оно переходит в произвольное внимание.
2. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объектах, направляемое требованиями деятельности.
Такое внимание требует от человека проявления воли, чтобы, например заставить себя заниматься скучной, но необходимой работой. Длительное поддержание произвольного внимания приводит к утомлению нервной системы примерно через 20 минут.
3. Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Свойства внимания
Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.
Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.
Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.
Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Память – психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком обстоятельств своей жизни и деятельности.
Виды памяти
По длительности хранения информации:
1.Кратковременная память.Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут). Кратковременная память ограничена по объему и составляет 7±2 объекта (цифр, чисел, фигур, картинок…). Далее информация либо забывается, либо переходит в долговременную память, но при условии одного – двукратного повторения.
2.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации.
3.Оперативная память проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживает эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти.
4.Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, перевода накопленной информации в долговременную память. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи, в действиях.
В зависимости от объекта запоминания:
1. Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.п. образы.
2. Словесно-логическая память – память на смысл изложенного, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации.
3. Двигательная память – память на движения.
4. Эмоциональная память – память на переживания.
В зависимости от приемов заучивания:
1.Механическая память – основана на повторении материала без его осмысливания. Тратится много сил, времени, а результаты невысокие.
2.Логическая память – основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность в 20 раз выше, чем у механической.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.
Запоминание – закрепление нового путем связывания с приобретенным ранее.
Сохранение – удержание заученного в памяти. Сохранение зависит от глубины понимания материала, от установки личности (учил для того, чтобы сдать или пользоваться), от значимости материала, от количества повторений.
Забывание это естественный процесс. Быстро забывается то, что не имеет для человека важного значения, механически заученный материал. Забывание может быть полным или частичным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. При частичном – воспроизводится с ошибками или не весь.
Узнавание– воспроизведение при опоре на восприятие объекта.
Воспроизведение– воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Может быть непроизвольным и произвольным (схема 8).
УРОК 2
Тема:Психологические особенности взаимодействия в трудовом коллективе.
Характер.
Темперамент (от лат. temperamentum - «надлежащее соотношение частей») - это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности.
И.П. Павлов считал, что темперамент это - генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы.
Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.
Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.
Торможение- это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.
Нервные процессы возбуждения и торможения характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью.
Силанервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенностьнервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека (они могут быть либо уравновешенными, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует).
Подвижностьнервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.
Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека и являются физиологической основой их темпераментов
И. П. Павлов выделял четыреярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре типа темперамента.
Тип высшей нервной деятельности | Характеристики нервных процессов возбуждения и торможения | Тип темперамента | ||
По силе | По уравновешенности | По подвижности | ||
Сильный | Сильный | Уравновешенный | Подвижный | Сангвинический |
Безудержный | Сильный | Неуравновешенный | Подвижный | Холерический |
Инертный | Сильный | Уравновешенный | Малоподвижный | Флегматический |
Слабый | Слабый | Неуравновешенный | Малоподвижный | Меланхолический |
Сангвиник.Сангвиник обычно находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым и эффективным мышлением, прибывает в хорошем расположении духа.
Он активно и легко приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен.
Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богатая, подвижная, выразительная.
При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик.Действия холерика резки, порывисты. Он отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, большой эмоциональностью. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным.
Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности.
Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.
Флегматик.Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим.
Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен аффектам.
В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолик.Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.
Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию.
В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный.
Особенности темперамента могут оказывать воздействие на развитие определённых сторон характера. Темперамент накладывает отпечаток и на способы поведения и общения.
Швейцарский психолог К.Юнг заметил, что если для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события, если одни обращены, так сказать, вовне (экстраверты), то другие углублены в свою внутреннюю жизнь, их не столько интересуют внешние события, сколько собственные переживания и собственная личность (интроверты). Экстраверты напоминают сангвиников, а интроверты – флегматиков.
Продуктивность работы человека также тесно связана с особенностями его темперамента.
Схема 2. Характер.
Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. В характере личность раскрывается со стороны ее содержания, в темпераменте – со стороны своих динамических проявлений. Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности.
Характер представляет собой индивидуально-своеобразные сочетания постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее поведении.
Под поведениемв психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К его фактам относят поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человека будет поступать в тех или иных ситуациях.
Характер человека многообразен в своих проявлениях. Вместе с тем он целостен. Целостность достигается стержневыми, наиболее устойчивыми, доминирующими по силе и активности чертами.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
Отдельные черты характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
В структуре характера выделяется несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к действительности.
1.Черты, проявляющиеся по отношению к окружающему миру: убежденность, принципиальность и др.
2.Черты, проявляющиеся по отношению к деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.
3.Черты, которые проявляются по отношению другим людям: тактичность, вежливость, чуткость и др.
4.Система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и др.
Структура и содержание характера каждого человека также определяются:
а) динамикой воли (от того, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);
б) спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его поступки;
в) интеллектуальными особенностями человека;
г) взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных черт характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задуматься, нет ли болезни – психопатии.
Социальные группы- это устойчивые общности с определенным количеством людей, включенных в типичные для них виды деятельности и связанных между собой системой налаженных отношений, регулируемых общими интересами, ценностями и нормами.
Классификация групп очень важна для психологии, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.
Большие группы - это общности людей, существующие в масштабах общества (страны) и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов. К большим группам могут относиться: этносы (нации), классы, религиозные конфессии, политические и общественные организации, возрастные группы и т.п.
Предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города) можно назвать среднимисоциальными группами.
Малые группы -это небольшие общности, члены которых имеются непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.
Микрогруппы -это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.
Организованные группы- это группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.
В отличие от них неорганизованные группытакой структуры и налаженных отношений не имеют и являются или только что созданными, существующими непродолжительное время.
Различают также формальные и неформальные группы.Первые имеет заданную извне структуру, вторые создают ее сами. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно официально фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий.
Слаборазвитые группы- это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Их часто называют диффузными.
Высокоразвитые группы -это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системы отношений, сплоченности и т.д. Обычно их называют коллективами.
Референтные(эталонные) группы -это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы(группы членства) — это группы, в которых люди реально состоят и трудятся.
Реальные группы -это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
Условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, напр., по возрасту, полу и т.д.
Первичные группы – группы, в которых осуществляются постоянные личные непосредственные контакты между всеми людьми.
Вторичные группы – это группы, состоящие из ряда первичных. В последних обычно нет постоянных личных контактов между всеми людьми (схема 3).
Схема 3. Социальные группы
УРОК 3
Тема:Деловое общение. Деловое общение и этикет. Этикет и культура поведения делового человека
Этикет– это культура общения людей, основанная на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Этикет определяет, что допустимо в данном обществе или в конкретной ситуации делового общения, а что нет; этика оперирует нравственными категориями.
Нравственные нормы этикета, необходимые деловому человеку:
1. Вежливость проявляется в доброжелательности и приветливости, выражающихся в поведении, словах и мимике. Вежливость исключает любую грубость, хамство, унижение человеческого достоинства;
2. Предупредительность характеризуется чутким отношением к другим людям и предполагает способность и готовность к сопереживанию;
3. Корректность – это способность в любых (в том числе в конфликтных) ситуациях сохранять верность правилам и нормам хорошего тона: не выходить из себя, не отвечать грубостью на грубость, умение владеть собой;
4. Тактичность – это знание и чувство меры в поступках, действиях, словах: ничего не должно быть «чересчур», поэтому необходимо следить за тем, чтобы в своем сочувствии не унизить другого человека. Бестактность человека может, проявляется в том, что в разговоре о своих проблемах проявляется любопытство к чужим (подглядывать, подслушивать, читать чужие письма); излишняя демонстративность своих чувств и эмоций; акцентирование внимания на недостатках (физических, умственных) и ошибках человека;
5. Скромность – это четкое представление о своем месте и своей роли, исключающее эгоцентрическое отношение к собственной персоне;
6. Терпимость проявляется в уважении другого человека, его взглядов, убеждений, языка, религии, культуры, в признании его права быть другим
7. Обязательность – это соблюдение своих обещаний, умение держать слово, честность в расчетах;
8. Точность проявляется в аккуратности, пунктуальности, умении ценить свое время (схема 4).
УРОК 4
Тема:Конфликты и пути их разрешения
Конфликт(от латинского - confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил.
Функции конфликта:
1. Конструктивная (позитивная):
§ Разрешает противоречия и предотвращает более тяжелые конфликты;
§ Выявляет позиции, интересы и цели участников конфликта.
2. Деструктивная (негативная) – принятие необходимых решений может быть затруднено:
§ Борьба может переходить к насильственным методам;
§ Следствием конфликта могут быть большие материальные и моральные потери;
§ Возникает угроза жизни и здоровью людей.
Причины конфликта:
1. Общие (проявляются практически во всех возникающих конфликтах):
§ Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране;
§ Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и другие;
§ Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, коллективные мнения, настроения;
2. Частныесвязаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например: неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, различия в целях и средствах их достижения (схема 6).
Функции и причины конфликта
Схема 6. Виды конфликтов:
1.По сферам проявления конфликты делят на:
§ производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия; идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;
§ социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека;
§ семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.
2.По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:
§ внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности;
§ межличностные при столкновении интересов двух личностей;
§ межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны личность, а с другой - группа;
§ межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.
3.По коммуникативной направленности разделяют на:
§ горизонтальные, в которых учувствуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг друга;
§ вертикальные, участники, которых связаны с теми или иными видами подчинения (руководитель-подчиненный) (схема 7).
Схема 7. Виды конфликтов
Способы разрешения конфликта:
1.Уклонение характеризуется отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов; стремлением выйти из конфликта, уйти от него. Этот способ разрешения конфликта чаще всего используют люди реалисты, которые трезво оценивают преимущества и слабости в конфликте. Он приемлем, если затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не хотите тратить силы на нее или чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.
2.Приспособление отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль предполагает в большей мере учитывать интересы субъекта конфликта и не избегать совместных с ним действий.
3.Конфронтацияпо своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяемый способ разрешения конфликта стремится навязать другим свое решение проблемы, надеется только на свою силу и не приемлет совместных действий. При этом проявляется волевой напор, желание любым путем, включая силовое давление, административные и экономические санкции, запугивание, шантаж; принудить человека принять оспариваемую точку зрения, во что бы то ни стало принять им точку зрения, одержать победу в конфликте.
4.Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. В отличие от конфронтации сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях.
5.Компромисс характеризуется расположенностью участников конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Компромисс предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, с учетом всех "за" и "против" (схема 8).
Теоретические основы
По учебному предмету
«Психология и этика
Деловых отношений»
Специальность: 3-46 01 51 Эксплуатация оборудования и технология деревообрабатывающих производств
Квалификация: 3-46 01 51-56 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда
Преподаватель
Костень Дарья Петровна
Поставы
2017 г.
УРОК 1
Тема:Основы психологии и профессиональной этики деловых отношений. Проявление закономерностей психики человека в деловых отношениях
Предмет и задачи психологии и профессиональной этики.
Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
В переводе на русский язык психология – это наука о душе (в переводе с древнегреческого «психе» - душа, «логос» - наука).
Психика, сознание – это субъективный образ объективного мира, то есть это внутренняя, принадлежащая конкретному человеку, субъекту картина мира, существующая именно в его мозгу. Психика человека - это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Психология изучает внутренний мир психических явлений, процессов, состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.
Мир психических явлений - это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека.
Психические процессы- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на: познавательные(ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.
Ощущение –это психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, непосредственно действующих на органы чувств.
Ощущения являются теми «воротами», через которые в сознание человека «входит» окружающий мир.
Виды ощущений
Выделяют ощущения внешние, внутренние и двигательные.
Во внешних ощущениях отражаются отдельные свойства и явления окружающего мира. В их состав входят: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные (кожные) ощущения.
Внутренние ощущения содержат сведения о состоянии наших органов чувств (голод, жажда, изжога…)
Двигательныеощущения дают информацию о положении и движении нашего тела в пространстве (схема 1.)
Схема 1. Виды ощущений
Внимание – это направление и сосредоточение сознания на одних предметах или явлениях окружающего мира при одновременном отключении от всего остального.
1. Объектами внимания могут быть как предметы, явления внешнего мира, так и внутренний мир человека (мысли, переживания, анализ действий и поступков).
Виды внимания
1. Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, либо значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Это внимание не связано с волевыми усилиями. Сильный запах, яркий свет, громкий звук, яркая окраска, движущиеся предметы легко вызывают непроизвольное внимание. Оно также привлекается изменением в раздражителях, например резким изменением внешности знакомого человека. Непроизвольное внимание, если его не поддерживать, быстро проходит. При соответствующей поддержке оно переходит в произвольное внимание.
2. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объектах, направляемое требованиями деятельности.
Такое внимание требует от человека проявления воли, чтобы, например заставить себя заниматься скучной, но необходимой работой. Длительное поддержание произвольного внимания приводит к утомлению нервной системы примерно через 20 минут.
3. Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Свойства внимания
Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.
Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.
Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.
Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.
Память – психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком обстоятельств своей жизни и деятельности.
Виды памяти
По длительности хранения информации:
1.Кратковременная память.Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут). Кратковременная память ограничена по объему и составляет 7±2 объекта (цифр, чисел, фигур, картинок…). Далее информация либо забывается, либо переходит в долговременную память, но при условии одного – двукратного повторения.
2.Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации.
3.Оперативная память проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживает эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти.
4.Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, перевода накопленной информации в долговременную память. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи, в действиях.
В зависимости от объекта запоминания:
1. Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.п. образы.
2. Словесно-логическая память – память на смысл изложенного, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации.
3. Двигательная память – память на движения.
4. Эмоциональная память – память на переживания.
В зависимости от приемов заучивания:
1.Механическая память – основана на повторении материала без его осмысливания. Тратится много сил, времени, а результаты невысокие.
2.Логическая память – основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность в 20 раз выше, чем у механической.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.
Запоминание – закрепление нового путем связывания с приобретенным ранее.
Сохранение – удержание заученного в памяти. Сохранение зависит от глубины понимания материала, от установки личности (учил для того, чтобы сдать или пользоваться), от значимости материала, от количества повторений.
Забывание это естественный процесс. Быстро забывается то, что не имеет для человека важного значения, механически заученный материал. Забывание может быть полным или частичным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. При частичном – воспроизводится с ошибками или не весь.
Узнавание