Тема № 1 Этническое возрождение на рубеже тысячелетий.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии направления 37.03.01. Психология.
Дисциплина реализуется на факультете психологии НОУ ВПО СИБУП.
Цель – сформировать целостное и систематическое представления о зарождении, становлении и развитии этнопсихологии, ее региональных и национальных особенностях, различных школах, направлениях, ответвлениях, а также о перспективах развития и смежных дисциплинах.. Дополнительная цель – развить у студентов интерес к этнопсихологии как науке, стимулировать потребность к анализу психологических явлений, событий и фактов, дать представление об основных этапах развития этнопсихологии, о месте этнопсихологии среди других наук.
Задачи:
· получить представление об основных этапах развития и содержании дисциплины
· научиться анализировать современные этнопсихологические явления, события и факты
· ознакомиться с дискуссионными проблемами этнопсихологии в российской и зарубежной науке.
Освоение образовательной программы по дисциплине «Этнопсихология» способствует формированию следующих компетенций:
ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
знание современных подходов к изучению психологических отношений между человеческими этносами, проблем исторического и культурного взаимодействия между ними;
умение понимать и анализировать с психологической точки зрения исторические события и процессы, происходящие в обществе,
владение умением применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы психологического науки, владение культурой мышления и навыками анализа общественных явлений.
Содержание дисциплины является логическим продолжением дисциплин «Социальная психология», «Психология темперамента» и «Религиоведение», «Конфликтология» и служит основой для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психология социальной работы», «Психология семьи».
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов и консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме устного опроса, письменного домашнего задания, выполнения и защиты доклада, рубежный контроль в форме тестирования, контрольной работы, выполнении и защиты реферата и промежуточный контроль в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе 2 часа лекций, 6 часов семинаров и 60 часов самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Содержание теоретического курса включает в себя 2 часа лекционных занятий, которые объединены в два раздела. Тематика лекций представлена в таблице 1.
Таблица 1 Структура и содержание теоретической части дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем часов | Объем часов в инновационной форме | Тема лекции |
Возрождение этнопсихологии | 0,5 | 1. Этническое возрождение на рубеже тысячелетий | ||
0,5 | 2. Этнопсихология как наука | |||
Этнический конфликт. | 3. Психология этнического конфликта | |||
Всего |
На семинарские занятия по этнопсихологии отведено в учебном плане 6 часов аудиторного времени. Тематика занятий представлена в таблице 2.
Таблица 2 Структура семинарских занятий по дисциплине
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем, часов | Тема практического занятия | Формы инновационного занятия |
Этничность человека | Человеческие расы, подрасы, расовые стволы | |||
Этнические феномены и их взаимодействие | Ментальность первобытного человека | Работа в мини-группе | ||
Славянский менталитет | Русская идея. Церковный раскол. Староверы | |||
Всего | В т.ч в интерактивной форме |
Содержание разделов дисциплины
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НАД КУРСОМ
В процессе изучения курса студент должен получить новые знания по дисциплине «Этнопсихология», научиться самостоятельно анализировать культурно-исторические и этно-исторические процессы, сформировать критическое отношение к этнопсихологической литературе, познакомиться с произведениями мировой и отечественной этнопсихологии, а также ознакомиться с новыми научными теориями и особенностями развития мировой этнопсихологической мысли мысли.
1. Одним из глубоких заблуждений является мнение, что этнопсихология принадлежит к числу фактологических дисциплин и задача студентов состоит в верном описании событий и выдаче «этнопсихологических» характеристик рядовым людям, а также князьям, царям, императорам, революционерам прочим властителям. Это ни в малейшей степени не является правильным. Задача вузовского обучения состоит в привитии навыков рассуждения, анализа явлений и событий, поиска аргументов – одним словом, обучение должно, в первую очередь, заставить студентов самостоятельно и конструктивно мыслить. Знание этнопсихологии – это не просто знание ответов на вопросы: «Что? Где? Когда?», это – прежде всего умение, как выразился в свое время знаменитый поэт Борис Пастернак, «дойти до самой сути», «до сущности протекших дней, до их причины, до основания, до корней до сердцевины». Главное – это найти ответы на вопросы: «Почему? Отчего? Зачем? Как объяснить? В чем особенность?»
2. Как правило, выпускники школ не владеют хорошими навыками конспектирования научной литературы и вообще не приучены к работе над научными текстами. Традиционно принято считать, что конспект есть краткое изложение книги, брошюры, статьи. Проблема в том, что многие публикации не несут научной информации, легковесны и поверхностны в содержании, и их просто не надо конспектировать. Таким образом, необходимо научиться с правильных позиций, критически относиться к читаемым книгам: не в смысле отрицательно, а в смысле выделения достоинств и недостатков. Для понимания сущности научного поиска интересно суждение известного ученого, доктора исторических наук Льва Николаевича Гумилева. Цитата достаточно обширна и несколько тяжеловата, поэтому сделайте усилие и постарайтесь понять авторскую мысль.
«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, что при помощи такого хода мысли или подбора аргументов доказан тезис, это кухня научного ремесла… Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать.
3. Лекции по курсу будут читаться по хронологическому принципу. Семинарские занятия, в свою очередь, предполагают углубленную проработку узловых событий, ключевых проблем, вертикальных тем и поэтому далеко не всегда будут совпадать с темами лекций.
Исходя из этого предполагается, что при подготовке к семинарам студент будет выполнять по-настоящему самостоятельную, а в идеале – исследовательскую работу в читальных залах и библиотеках. Таким образом, здесь должна реализоваться одна из задач курса этнопсихологии – приучить студентов к проработке серьезных монографий, фундаментальных произведений, трудов крупных отечественных психологов, исходя из простой мысли, хорошо высказанной Н.Г.Чернышевским: «По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение – только напрасная трата времени».
4. Человеческое сознание очень дискретно. Культурологические знания часто не соотносятся со знаниями по другим гуманитарным дисциплинам, отсутствует, как говорят специалисты, меж- и внутрипредметные связи. Представьте себе, что на семинарах вы вооружены не историческим микроскопом, а макроскопом, помогающим подняться над фактами и «за деревьями увидеть лес». На семинарах несколько тем будут рассматриваться именно в проблемном ключе, требующим углубленного и самостоятельного подхода.
5. Советуем воспитать в себе уже на первом курсе интерес к работе в читальных залах и библиотеках. Это, в первую очередь относится к читальным залам институтской библиотеки и краевой научной библиотеки. Основной формой изучения этнопсихологии студентом-заочником является самостоятельная работа. Выполнение контрольных работ при заочном обучении способствует более углубленному изучению актуальных проблем истории мировой культуры и является одной из форм проверки знаний студентов. Система контрольных работ призвана помочь студентам выработать умение логично и самостоятельно мыслить.
Определяя приоритетные направления для тематики контрольных работ, составитель исходил их того, что российское общество всегда почитало людей культурных и всесторонне образованных, тех, кто в конечном счете оказывал значительное влияние на судьбу и будущность. Россия сегодняшнего дня, стремящаяся обрести достойную национальную судьбу, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знающих этнопсихологию не понаслышке и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторически уроки. Знание этнопсихологии, культурное образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность нашей эпохи. Политическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение подлинного российского патриотизма, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – все эти процессы, определяющие российскую действительность, имеют глубокие исторические и психологические корни, думается, нашли отражение в тематике данных контрольных работ, носящих, в том числе и проблемный характер.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема 6. Суперэтнос кельты.
1. Истоки, происхождение и ареал кельтского суперэтноса
2. Расселение кельтов по европейскому континенту
3. История развития кельтских народностей
4. Кельтские государства и государственные образования
5. Особенности и черты кельтского менталитета
6. Отношения с другими народностями и нациями
Тема 8. Суперэтнос славяне.
1. Истоки, происхождение и ареал славянского суперэтноса
2. Восточные, западные и южные славяне, соседи восточных славян
3. Образование и развитие славянских государств
4. Основные черты и особенности славянского менталитета
5. Отношения с другими нациями и народностями
6. Современные проблемы славянства
Тема 16. Наука «евгеника»
1. Определение и ключевые задачи науки
2. История евгеники. Творчество Гальтона, Лебона, Фиске
3. Евгеника в России и СССР
4. Позитивная евгеника
5. Негативная евгеника
6. Современное состояние евгеники
7. Перспективы развития евгенической науки
Тема 18. Русский этнос
1. Зарождение, становление и развитие восточно-славянского суперэтноса
2. Русские как представители славянского этноса
3. Особенности русского национального сознания и поведения
4. Особенности русского религиозного сознания
5. Русская идея как целостное выражения русского самосознания
Тема 24. Народы Закавказья
1 Особенности расселения и проживания горных народов
2 Национально-психологические особенности грузин
3 Национально-психологические особенности армян
4 Национально-психологические особенности азербайджанцев
Тема 26. Народы Прибалтики
1. Особенности исторического развития прибалтийских народов
2. Особенности расселения и образа жизни прибалтийских народов
3. Национально-психологические особенности эстонцев
4. Национально-психологические особенности латышей
5. Национально-психологические особенности литовцев
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева. Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. [Текст] / Р. А. Агеева. - М., 1990.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. - М., 1996.
2. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. [Текст] / С.М. Арутюнян. - Краснодар, 1995.
3. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. [Текст] / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М. 1999.
4. Бердяев Н.А. Душа России. [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1992.
5. Бороноев А.О. Этническая психология. [Текст] / А.О. Бороноев, В.Н. Павленко. - Л., 1994.
6. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. [Текст] / А. Вежбицкая. - М., 1997.
7. Виссон Л. Чужие и близкие в русско-американских браках. [Текст] / Л.Виссон. - М., 1999.
8. Вундт В. Психология народов.: В 10 т. [Текст] / В. Вундт. - СПб., 1902.
9. Голованивская М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. [Текст] / М.К. Голованивская. - М., 1997.
10. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М., 1992.
11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М., 1995.
12. Дашдамиров А.Ф. Нации и личность. [Текст] / А.Ф. Дашдамиров. - Баку, 1976.
13. Демоз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.
14. Деркач А.А.. Крысько В.Г. Национально-психологические предпосылки эффективности идейно-воспитательной работы в коллективе. [Текст] / А.А. Деркач, В.Г. Крысько. - М., 1990.
15. Джиндарьян М.А. Представление о счастье в российском менталитете. [Текст] / М.А. Джиндарьян. - СПб., 2001.
16. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М., 1997.
17. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. [Текст] / Д.К. Зеленин. - М., 1991.
18. Иванова М.Г. Истоки удмуртского народа. [Текст] / М.Г. Иванова. - Ижевск, 1994.
19. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. [Текст] / А.Э.Измайлов. - М., 1991.
20. Каранашвили Г.В. Этническое самосознание и традиции. [Текст] / Г.В. Каранашвили. - Тбилиси, 1984.
21. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. [Текст] / В.В. Карлов. - М., 1993.
22. Карнышев А.Д, Помуран Н.Н. Этнопсихология старообрядчества. [Текст] / А.Д. Карнышев, Н.Н. Помуран. - Иркутск, 2006.
23. Козлова Н.Н. Социальро-историческая антропология. [Текст] / Н.Н. Козлова. - М.. 1999.
24. Козырев Г.М. Введение в конфликтологию. [Текст] / Г.М. Козырев. - М.. 1999.
25. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. [Текст] / В.Г. Крысько, Э.А. Саракуев. - М., 2006.
26. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] / В.Г. Крысько. М.: Издательский центр «Академия», 2011.
27. Крысько В.Г. Этнопсихология. [Текст] / В.Г. Крысько и др. - М., 1992.
28. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию.: Учебное пособие. [Текст] / н.М. Лебедева. - М., 2006.
29. Лурье С.В. Историческая этнология. [Текст] / С.В. Лурье. - М, 1997.
30. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. [Текст] / Т.Д. Марцинковская. - М., 1994.
31. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении. [Текст] / М.М. Набиев. - М, 1995.
32. Павленко В.Н. Факторы этнопсихогенеза. [Текст] / В.Н. Павленко, С.А. Таглин. - Харьков, 1993.
33. Платонов Ю.П. Русская цивилизация. [Текст] / Ю.П. Платонов. - М., 1995
34. Платонов Ю.П. Этническая социальная психология. [Текст] / Ю.П. Платонов, Л.Г. Почебут. - СПб., 1993.
35. Синкевич З.В. Национальное самосознание русских: Социологический очерк. [Текст] / З.В. Синкевич. - М., 1996.
36. Синкевич З.В. Этносоциология. [Текст] / З.В. Синкевич. - СПб., 1994.
37. Смоляк А.В. Шаман: Личность, функции, мировоззрение: Народы Нижнего Амура. [Текст] / А.В. Смоляк. - М., 1990.
38. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Г.У. Солдатова. - М., 1998.
39. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. [Текст] / В.С. Соловьев. - М., 1990.
40. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. [Текст] / Т.Г. Стефаненко - М.,: Аспект- Пресс, 2012.
41. Стефаненко Т.Г. Методы этнопсихологического исследования. [Текст] / Т.Г. Стефаненко и др. - М.. 1993.
42. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012. .
43. Сухарев В. Европейцы и американцы глазами психологии. [Текст] / В. Сухарев, М. Сухарев. - Минск, 2000.
44. Фетисов М.В. Особенности национальной психологии испанцев. [Текст] / М.В. Фетисов. - М., 1995.
45. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. [Текст] / Г.Г. Шпет. - М., 1927.
46. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. [Текст] / Г.Г. Шпет. - М., 1996.
47. Юм Д. О национальных характерах. [Текст] / Д. Юм. - СПб., 1992.
48. Янкул М.М. Из психологии народов. [Текст] / М.М. Янкул. - Одесса, 1885.
Приложение 1
Пример оформления титульного листа реферата
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский институт бизнеса управления и психологии»
Кафедра психологии
Реферат по дисциплине «Антропология»
Тема «Суперэтнос германцы»
Выполнил: Ковалев С.Т.
студент гр. 158н
зачетная книжка № 0071
Проверил: К.У.О-Ун-Дар
«____» __________201_г.
________________
(оценка и роспись)
Учебное издание
О-Ун-Дар Константин Ундарович
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Методические указания к выполнению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения по направлению
37.03.01 «Психология»
Составитель К.У. О-Ун-Дар
Редактор О.И. Титова
Оригинал-макет и вёрстка Д.В.Тетерина
Подписано в печать | Сдано в производство |
Формат 14,85х21,0 | Бумага потребительская. |
Печать трафаретная. | Усл. печ. 1,7 |
Изд. № | Заказ № |
Тираж экз. | завод - экз. |
___________________________________________________________
Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО СИБУП.
660037, Красноярск, ул. Московская. 7 «А»
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии направления 37.03.01. Психология.
Дисциплина реализуется на факультете психологии НОУ ВПО СИБУП.
Цель – сформировать целостное и систематическое представления о зарождении, становлении и развитии этнопсихологии, ее региональных и национальных особенностях, различных школах, направлениях, ответвлениях, а также о перспективах развития и смежных дисциплинах.. Дополнительная цель – развить у студентов интерес к этнопсихологии как науке, стимулировать потребность к анализу психологических явлений, событий и фактов, дать представление об основных этапах развития этнопсихологии, о месте этнопсихологии среди других наук.
Задачи:
· получить представление об основных этапах развития и содержании дисциплины
· научиться анализировать современные этнопсихологические явления, события и факты
· ознакомиться с дискуссионными проблемами этнопсихологии в российской и зарубежной науке.
Освоение образовательной программы по дисциплине «Этнопсихология» способствует формированию следующих компетенций:
ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Дисциплина «Этнопсихология» относится к числу дисциплин базовой части учебного плана подготовки бакалавров психологии.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
знание современных подходов к изучению психологических отношений между человеческими этносами, проблем исторического и культурного взаимодействия между ними;
умение понимать и анализировать с психологической точки зрения исторические события и процессы, происходящие в обществе,
владение умением применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы психологического науки, владение культурой мышления и навыками анализа общественных явлений.
Содержание дисциплины является логическим продолжением дисциплин «Социальная психология», «Психология темперамента» и «Религиоведение», «Конфликтология» и служит основой для освоения дисциплин «Основы консультативной психологии», «Психология социальной работы», «Психология семьи».
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, семинары, самостоятельная работа студентов и консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль в форме устного опроса, письменного домашнего задания, выполнения и защиты доклада, рубежный контроль в форме тестирования, контрольной работы, выполнении и защиты реферата и промежуточный контроль в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, в том числе 2 часа лекций, 6 часов семинаров и 60 часов самостоятельной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Содержание теоретического курса включает в себя 2 часа лекционных занятий, которые объединены в два раздела. Тематика лекций представлена в таблице 1.
Таблица 1 Структура и содержание теоретической части дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем часов | Объем часов в инновационной форме | Тема лекции |
Возрождение этнопсихологии | 0,5 | 1. Этническое возрождение на рубеже тысячелетий | ||
0,5 | 2. Этнопсихология как наука | |||
Этнический конфликт. | 3. Психология этнического конфликта | |||
Всего |
На семинарские занятия по этнопсихологии отведено в учебном плане 6 часов аудиторного времени. Тематика занятий представлена в таблице 2.
Таблица 2 Структура семинарских занятий по дисциплине
№ п/п | Раздел дисциплины | Объем, часов | Тема практического занятия | Формы инновационного занятия |
Этничность человека | Человеческие расы, подрасы, расовые стволы | |||
Этнические феномены и их взаимодействие | Ментальность первобытного человека | Работа в мини-группе | ||
Славянский менталитет | Русская идея. Церковный раскол. Староверы | |||
Всего | В т.ч в интерактивной форме |
Содержание разделов дисциплины
Тема № 1 Этническое возрождение на рубеже тысячелетий.
Этнический парадокс современности. Исторические причины роста этнической солидарности. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Конфигуративные и префигуративные культуры. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности. Перспективы развития новых тенденций в межэтнических отношениях.