Тема 4. Дети с нарушением речевого развития
Тестовые задания в ходе лекции:
1. Охарактеризуйте понятие «речевое нарушение».
2. Назовите виды речевых нарушений клинико-педагогической классификации.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Назовите фонационные речевые расстройства.
2. Назовите нарушения внутреннего оформления высказывания.
3. Назовите нарушения письменной речи.
Тема 5. Дети с нарушением интеллектуального развития
Тестовые задания в ходе лекции:
1. Назовите симптомы различения олигофрении от сходных состояний.
2. Назовите причины неуспеваемости.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Назовите блоки психологической помощи детям с умственной отсталостью.
2. Назовите виды умственной отсталости неолигофренической этиологии.
Тема 6. Задержанное развитие
Тестовые задания в ходе лекции:
1. Какова этиология задержки психического развития.
2. Назовите последствия нарушений.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Дайте классификацию ЗПР.
2. Назовите блоки психокоррекционного процесса.
Тема 7. Искаженное психическое развитие
Тестовые задания в ходе лекции:
1. Дайте понятие РДА и укажите в какую структуру он входит.
2. Назовите признаки клинико-психологической структуры РДА.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Назовите парадоксальное сочетание искаженности развития у аутичных детей.
2. Охарактеризуйте признаки недостаточности социальной направленности детей с РДА.
Тема 8. Повреждённое психическое развитие
Тестовые задания в ходе лекции:
1. Какова сущность понятия «повреждённое психическое развитие».
2. Виды деменции и их сущность.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какова цель психологической коррекции детей с повреждённым развитием.
2. Каковы направления психологической помощи при слабоумии.
Тема 9. Дисгармоническое психическое развитие
Тестовые задания в ходе лекции:
1. Определите сущность дисгармоничного психического развития.
2. Какова классификация психопатий.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Назовите механизмы формирования патохарактерологического развития:
2. Назовите факторы патологического формирования личности.
Тема 10. Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения у подростков.
Тестовые задания в ходе лекции:
1. Каковы факторы риска патологического подросткового криза в дошкольном возрасте.
2. Определите основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Назовите средства осуществления задач психокоррекции.
2. Каковы блоки психокоррекционной работы.
Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить предлагаемый курс, поможет формированию навыков медико-психологического, социального сопровождения лиц, страдающих нарушениями функций нервной системы. Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:
1. активно участвовать в усвоении материала на лекциях;
2. самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу;
3. уметь аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать выступления других студентов, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением.
Представленные работы должны отвечать поставленным задачам, иметь практический выход. Обязателен прилагаемый список литературы, оформление работы предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников.
Глоссарий
1.Агнозия ‑ нарушение различных видов восприятия.
2. Диссоциация ‑ это нарушение связности психических процессов.
3. Идентификация ‑ логическая операция установления равнозначности объектов.
4.Синкинезии ‑ дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к преднамеренным и автоматическим движениям.
5. Дизартрия ‑ моторное нарушение речи.
6. Амбидекстрия ‑ одинаковое развитие функций обеих рук.
7. Деменция ‑ слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций.
8. Амимия ‑ отсутствие или ослабление выразительной мускалатуры.
9.Кинетическая мелодия ‑ серия последовательно сменяющихся автоматических мелодий.
10. Номинативная функция речи ‑ это назывная функция.
11. Эхопраксия ‑ отражённое повторение движения.
12. Параграмматизм ‑ неправильно построенная речь.
13. Сукцессивные синтезы ‑ последовательный синтез.
14. Симультанные синтезы ‑ одновременный синтез.
15. Акалькулия ‑ нарушение счётных операций.
16. Алексия – нарушение чтения букв и слов.
17. Аграфия ‑ нарушение письма.
18. Геминопсия – выпадение зрительного поля.
19. Предикативная речь ‑ называние действия.
20.Эхолалия ‑ отражённое повторение речевого высказывания.
21. Персеверация ‑ навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.
22.Реципрокная координация ‑ согласованная деятельность нервных центров систем, когда возбуждение в одной системе вызывает торможение в антагонистической системе.
23. Абулия ‑ безволие.
24.Гидроцефалия ‑ водянка полости черепа.
25. Афония – потеря голоса вследствие нарушений голосовых связок.
26.Афазия ‑ нарушение собственной речи или понимания чужой.
27.Гемиплегия ‑ отсутствие произвольных движений в конечностях одной половины тела.
28.Дактилология – речь, передача мыслей при помощи специфических движений пальцев рук.
29.Идиотия ‑ глубокая степень умственного недоразвития.
30.Дефект психики ‑ недостаточность, неполноценность какой-либо функции по сравнению с нормой.