Вопрос. особенности психического развития детей с большим риском зпр на первом году жизни
По данным отечественных и зарубежных клиницистов и психологов, большая вероятность ЗПР связана со следующими проявлениями;
· Недоразвитие двигательных функций;
· Позднее развитие сенсомоторных функций;
· Слабая психическая и познавательная активность.
Показатели нервно-психического развития у младенцев с ЗПР разной степени тяжести.
Блоки оценки | Здоровые дети | Степень ЗПР | ||||
Лёгкая | Средняя | Тяжёлая | ||||
Развитие ощущений | Сосредотачиваются на сенсорных стимулах, способны различать цвет, форму и величину предметов. | Функция сосредоточения развивается незначительно позже на 1-2 недели. Возможна выработка дифференцировок цвета, формы и величины предметов | Более позднее развитие фиксации взгляда, трудности слежения за предметами. Затруднена выработка дифференцировок на цвет, форму предметов. | Выраженная задержка в формировании зрительных, слуховых и тактильных сосредоточений. Движения глаз не согласованы с поворотом головы, а движения рук хаотичны. | ||
Ориентировочно-познавательная деятельность | Высокая активность познавательной деятельности, устойчивость внимания. Проявляет интерес ко всему новому, длительно использует игрушку. | Ориентировочные реакции на зрительные и слуховые раздражители достаточно устойчивые, но не длительные. Иногда наблюдаются защитно-оборонительные реакции на любой слуховой раздражитель (реакция вздрагивания и плача). | Зрительно-оборонительные реакции на слуховые и зрительные раздражители (страх при предъявлении новых игрушек) | Проявляет равнодушие к игрушкам. Ориентировочные реакции возникают при постоянной стимуляции | ||
Предметно-практические действия | В 4 месяца сформирована интерсенсорная связь «рука-глаз» | Задержка в формировании интерсенсорной связи «рука-глаз» на 1-1,5 месяца. | Задержка в формировании интерсенсорной связи на 1-2 месяца. Недлительно сосредоточивается на предмете, который находится в руках. | Выраженная задержка в формировании интерсенсорной связи на 3-4 месяца позже, чем у здоровых младенцев. В процессе манипуляций с предметами сосредотачивается недолго, наблюдаются стереотипные манипуляции | ||
Развитие внимания | К концу первого месяца следит за яркими, блестящими предметами. В 5 месяцев объектом внимании становится определённый (любимый) предмет. | Выраженных нарушений не наблюдается. Зрительное сосредоточение более длительно, чем слуховое. | Недлительное сосредоточение на объектах, быстрая насыщаемость. | Выраженные трудности сосредоточения на предметах, особенно в слуховой модальности. | ||
Эмоционально-волевые особенности | В 4 месяца реагирует на мать, выделяет её среди других лиц. В 9-10 месяцев тянется к матери, выражая своё удовольствие от её присутствия | Отклонений в особенностях эмоционального реагирования не выявлено | Адекватно и в срок реагирует на появление матери. При появлении посторонних лиц отмечается выраженная оборонительная реакция: скованность, страх | Позже выделяет мать среди посторонних лиц в отличие от здоровых детей. При появлении малознакомых лиц проявляет эмоциональное беспокойство, крик, плач, ухудшение сна, причём эти реакции носят стойкий и длительный характер. | ||
Т.о. на основании этих данных можно выделить психологические критерии задержки психического развития у детей первого года жизни:
· Задержка в формировании двигательных функций, что проявляется в замедленном угасании некоторых безусловных рефлексов;
· Замедленное и часто непоследовательное формирование локомоторных функций, таких как удержание головы, переворот туловища, сидение , вставание , ползание, ходьба и др.
· Более позднее развитие фиксации взгляда, обнаруживающееся в трудностях слежения за предметами;
· Недоразвитие зрительно-моторной координации, то есть позднее развитие сенсомоторных связей;
· Снижение познавательной активности;
· Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее;
· Задержка в развитии общей психической активности младенца