Вопрос. Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой ЗПР.
Задержка психического развития конституционального происхождения диагностируется у детей проявлениями психического и психофизического инфантилизма. В переводе на русский язык инфантилизм означает «младенческий, детский». В психологической литературе под ним подразумевается отсталость развития, проявляющаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, присущих детскому возрасту.
Термин «инфантилизм» впервые был предложен Э. Ласегом в 1864г. для обозначения сохраняющихся у некоторых взрослых людей физических и психических признаков, свойственных детям. По отношению к детям с задержками развития термин «психический инфантилизм» ввёл в начале 19 века немецкий психиатр Ж. Антон. Распространённость психического инфантилизма составляет 1,6 % среди детской популяции.
Его причинами чаще всего являются относительно лёгкие поражения головного мозга: инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов.
В клинической практике выделяются 2 формы психического инфантилизма: простой и осложнённый. В дальнейших исследованиях были выделены четыре его основных варианта: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный инфантилизм.
Гармонический (простой) инфантилизм- проявляется в равномерной задержке темпа физического и психического развития. Его клиническая картина характеризуется чертами «незрелости», «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребёнка младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием в поведении игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.
В раннем возрасте у ребёнка признаки эмоционально-волевой незрелости выявить сложно, и поэтому психический инфантилизм значительно чаще диагностируется в школьном и подростковом возрасте. Но уже в первые годы жизни у детей специалисты могут наблюдать снижение познавательной активности, задержку в развитии навыков самостоятельности.
В дошкольном возрасте наблюдается недоразвитие интеллектуальных интересов, что проявляется в повышенной отвлекаемости, утомляемости, особенно когда от ребёнка требуются волевые усилия для выполнения сложных заданий. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, но в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.
При поступлении в школу наблюдается преобладание игровых интересов над познавательными. Им трудно длительно сосредоточиться на задании, проявлять усидчивость на протяжении всего урока, подчиняться правилам дисциплины. Часто в ответ на обычные задания могут возникнуть невротические реакции и нарушения поведения.
Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы дети догоняют своих сверстников в общем физическом развитии. Постепенно возрастает их индивидуальная активность и самостоятельность, появляются творческие элементы в деятельности, наблюдается развитие воображения и фантазий. По наблюдениям клиницистов, проявления простого психического инфантилизма уменьшается или полностью исчезает приблизительно к 10 годам.
Клинико-психологичесике исследования показывают, что при простом психическом инфантилизме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребёнка, в том числе и интеллектуальную. В структуре психического дефекта определяющим симптомокомплексом является эмоционально-волевая незрелость. Это наглядно проявляется в повышенной эмоциональности, неустойчивости, несамостоятелности детей, в повышенной внушаемости, в стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, в беспечности, в неумении подчинять своё поведение требованиям взрослых и вместе с тем в чрезмерной зависимости от близких. Типичным является в младшем школьном возрасте преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В пубертатном периоде у таких детей могут наблюдаться личностные дисгармонии, проявляющиеся в акцентуациях характера по неустойчивому или истероидному типу.(Ковалёв В.В., 1985).
Интеллектуальная недостаточность у детей с простым инфантилизмом имеет вторичный характер, определяемый отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Она проявляется преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. При выполнении интеллектуальных задач у школьников наблюдается недостаточная целенаправленность, склонность к подражательной деятельности.
Особое место в структуре задержки занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В тоже время в процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается.
Исследования памяти показало, что им свойствен более высокий уровень развития зрительной памяти по сравнению со слухоречевой.
Дисгармонический инфантилизм- отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму, с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, эгоцентризм.
Патологические черты характера могут проявляться у ребёнка уже в начале второго года жизни в виде упрямства, аффективной неустойчивости. В дошкольном возрасте они могут находить отражение в реакциях протеста, в стремлении ребёнка настоять на своём, обидеть других детей или близких. У детей школьного возраста черты незрелости могут лежать в основе повышенной аффективной неустойчивости, в склонности ребёнка к застреванию на источниках конфликта, в патологической лживости. В подростковом возрасте черты незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в девиантном поведении и в патологических чертах характера. Наиболее часто у детей формируются психопатии истероидного, неустойчивого и возбудимого типа. Дисгармонический инфантилизм в чистом виде встречается редко.
Органический инфантилизм- развивается вследствие органического повреждения мозга. Органический инфантилизм характеризуется сочетанием психического инфантилизма с психоорганическим синдромом. Органический инфантилизм возникает чаще всего в связи с последствиями ранних органических поражений мозга вследствие мозговых инфекций или травм.
В клинической картине имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, но в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью, обусловленной нарушением ряда предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, психической работоспособности. Эмоционально-волевая незрелость остаётся ядерным признаком и проявляется детскостью поведения , суждений, наивностью, внушаемостью, преобладанием игровых интересов, неспособностью к занятиям, требующих волевого усилия. Наблюдается снижение эмоциональной живости и яркости эмоций, поверхностность эмоциональных привязанностей, бедность воображения. С возрастом у детей более отчётливо проявляется интеллектуальная недостаточность – в снижении школьной успеваемости.
Интеллектуальная деятельность детей с органическим инфантилизмом отличается инертностью, слабой переключаемостью мыслительных процессов. Игровая, затем учебная деятельность отличается однообразием , снижением познавательной активности, незаинтересованностью в оценке своих действий, низким уровнем притязаний.
При психологическом исследовании младших школьников выявились трудности переключения внимания, сниженный объем памяти, как зрительной, так и слуховой, недоразвитие зрительно-пространственных функций. Обучение в массовой школе вызывает трудности , они обучаются в классах ЗПР или во вспомогательных школах.
Исследования личности детей выявило её дисгармоничную структуру, неадекватную самооценку, неадекватные способы эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию. У детей наблюдалось снижение показателя адаптации, склонность к повышенной фиксации на источнике конфликта, а также примитивные способы психологической защиты. В их поведении наблюдаются некритичность, двигательная расторможенность и элементы психопатоподобного поведения. У части детей наблюдаются неврозоподобные реакции.
Психогенный инфантилизм- рассматривается как выражение аномального формирования личности в условиях неправильного воспитания.
В литературе имеются данные, что ранняя социальная и психическая депривация влечёт за собой аффективную незрелость, повышенную лабильность, снижение самоконтроля поведения, с определённой долей вероятности влияя на формирование у детей с возрастом эмоционально-незрелой личности.
Эмоционально-волевая незрелость личности может сформироваться и при воспитании по принципу гиперпротекции. При таком типе воспитания вместе с инфантильностью формируется эгоцентризм, несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению.
Для психогенного инфантилизма характерна социальная незрелость личности, которая проявляется в недоразвитии морально-нравственных установок, ценностных ориентаций , в снижении самоконтроля поведения.
В процессе дифференциальной диагностики конституциональной формы ЗПР от других нарушений психического развития необходимо использовать комплексный клинико-психолого-педагогический подход. Необходимо отличить органический инфантилизм от умственной отсталости. В отличие от у/о детей у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления.
Если оценивать динамику психического развития детей с инфантилизмом в целом, то она преимущественно благоприятна.