Занятие 7. Дисгармоническое развитие
Цель: проанализировать психопатию как форму дисгармонии личности; рассмотреть клинико-психологическую структуру отдельных вариантов психопатий.
План
1. Психопатия как форма дисгармонии личности.
2. Патологическое формирование личности.
Вопросы для обсуждения
1. Определите, что такое характер и как он может быть связан с дисгармонией развития.
2. Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера.
3. Опишите принципы построения типологии личности Э. Кречмера.
4. Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возникновения.
5. Назовите основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков).
6. Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий применительно к детскому возрасту К. Леонгарда.
7. В чем отличие классификации А.Е. Личко от классификации К. Леонгарда?
8. Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.
9. Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармонического развития в детском возрасте.
Практическое задание
Составление тематического тезауруса (основные понятия): конституциональные психопатии (шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая, истерическая, неустойчивая).
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
Занятие 8. Особенности развития детей с нарушениями опорно-
Двигательного аппарата
Цель: проанализировать особенности психического развития и возможности коррекции и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательной системы.
План
1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.
2. Общая характеристика детского церебрального паралича (ДЦП).
3. Структура двигательного дефекта при ДЦП.
4. Нарушения психического развития при ДЦП.
5. Коррекция и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
2. Дайте общую характеристику детского церебрального паралича.
3. Раскройте этиопатогенетические факторы возникновения ДЦП.
4. Каковы особенности психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП?
5. Раскройте основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
6. Охарактеризуйте типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом.
7. Охарактеризуйте возможности социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (по материалам книги Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» и фильма Джеймса Ф. Коллиера «Джонни»).
Практическое задание
Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с РДА.
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.
3. Основы специальной психологии / Под ред Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
Занятие 9. Модели специальной психологической помощи
Цель: проанализировать структуру психической помощи лицам с отклонениями в развитии.
План
1. Модель «прямой» психологической помощи.
2. Модель «непрямой» психологической помощи.
3. Направления деятельности психолога в сопровождении лиц с нарушениями развития:
- психопрофилактическая работа;
- психодиагностическая работа;
- развивающая и психокоррекционная работа;
- консультативная работа.
Вопросы для обсуждения
1. Психологические факторы этических норм в сфере оказания профессиональной помощи лицам с ограниченными возможностями.
2. Специфика этических требований к психологу.
3. Приоритетные задачи ближайшего будущего в области системы специальной комплексной помощи детям с отклонениями в развитии.
Практическое задание
1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): педагогическая модель, диагностическая модель, социальная модель, медицинская модель, психологическая модель.
2. Составьте схему структуры психологической помощи детям с отклонениями в развитии, проанализировав главы учебных пособий, предложенных к практическому занятию.
Литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
2. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.
Рекомендации для организации самостоятельной работы
Содержание самостоятельной работы
В данном разделе программы представлены темы для самостоятельного изучения и темы, включающих в себя теоретические и практические проблемы особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сложны в понимании. В связи с этим проводятся дополнительные консультации для тех студентов, которые затрудняются в самостоятельной подготовке к практическим занятиям.
Специфика обучения в вузе требует сформированности у студентов навыков самостоятельной творческой работы, поэтому даны задания, которые наряду с изучением и анализом специальной литературы требуют самостоятельного проведения студентом несложных психолого-педагогических исследований. Учебным планом предусмотрена учебная практика, на которой студенты выполняют часть заданий по самостоятельной работе. Базой экспериментальной работы служат специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а также КДЦ КГУ города Курска. При работе студент должен выбрать одну из предложенных тем, познакомиться с содержанием рекомендуемой литературы, обратиться к материалам лекционных и практических занятий, выбрать методику эксперимента и приступить к исследованию. Обязательным является ведение протоколов исследования.
Выполняя задание из данного раздела пособия, студент должен начать с раскрытия значимости выбранной темы, дать анализ состояния проблемы в общей и специальной литературе. В процессе работы необходимо сформулировать цель и задачи исследования, подробно изложить его содержание, описать группы испытуемых и ход проведения эксперимента, оформить результаты в форме реферата.
Чрезвычайно важно не только констатировать факты, но и давать им психолого-педагогическое объяснение.
В соответствии с целями и содержанием эксперимента в работе можно использовать фотографии, картинки, образцы продуктов деятельности детей: рисунки, поделки, изложения, сочинения и др.
Консультации по самостоятельной работе
1. Консультация «Понятия «аномальное развитие», «ребенок с проблемами в развитии».
2. Консультация «Причины аномального развития».
3. Собеседование «Основные категории специальной педагогики и специальной психологии».
Основные вопросы собеседования:
- коррекция как система психолого-педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития;
- компенсация как система замещения или перестройки нарушенных или недоразвитых функций организма;
- социальная реабилитация – включение ребенка с проблемами в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей;
- социальная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения детей с ограниченными возможностями в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
4.Консультация «Положение о психолого-медико-педагогической
консультации (комиссии)».
1. Консультация «Дети с нарушениями анализаторных систем
(дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы)».
2. Консультация «Дети с нарушениями интеллекта».
3. Консультация «Дети с задержанным психическим развитием».
4. Консультация «Понятие синдрома раннего детского аутизма»
5. Консультация «Система коррекционного образования в России».
Самостоятельное изучение темы «Особенности развития детей с комбинированными (сложными) нарушениями»
Цель: проанализировать особенности психического развития детей со сложными вариантами дефекта, рассмотреть возможности коррекции и реабилитации детей данной категории.
План
1. Понятие о сложном нарушении развития.
2. Основные группы детей с сочетанным (комбинированным) дефектом.
3. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития детей со сложным дефектом.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите основные возможные сочетания дефектов развития.
2. Расскажите о содержании ранней психолого-педагогической помощи в семье ребенку со сложным дефектом.
3. Какие специализированные учреждения существуют для лиц со сложным дефектом в нашей стране?
4. Как организована психолого-педагогическая и социальная помощь людям со сложными нарушениями развития за рубежом?
Практическое задание
Составление тематического тезауруса (основные понятия): сочетанное (смешанное) нарушение, комбинированный дефект, варианты сочетаний.
Литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
3. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997.