Занятие 5. Дети с нарушениями зрения

Цель: обобщить и закрепить знания студентов об особенностях развития детей с нарушениями зрения; проанализировать специфику коррекции детей с нарушениями зрения.

План

1. Причины, степень и виды нарушений зрения.

2. Особенности развития незрячих (слепых) детей.

3. Особенности развития слабовидящих детей.

4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения.

5. Профилактика нарушений зрения.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите причины нарушений зрения.

2. Какова современная теория компенсации слепоты? Проанализируйте возрастные аспекты формирования компенсации.

3. Каковы взаимоотношения компенсации и коррекции?

4. Какое влияние оказывают нарушения зрения на формирование личности?

5. Какова роль деятельности в психическом развитии слепых и слабовидящих и в компенсации отклонений, связанных с нарушениями зрения?

6. Какие особенности внимания отмечаются при слепоте и слабовидении?

7. Какова роль речи в компенсации слепоты и слабовидения?

8. Каково влияние нарушений зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?

Практическое задание

1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): офтальмология, миопия, катаракта, амблиопия, нистагм, косоглазие, астигматизм, точечный шрифт Брайля, тифлографика, незрячие (слепые), слабовидящие.

2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с нарушениями зрения.

3. Просмотреть видеофильм и проанализировать особенности оборудования занятия по индивидуальной коррекции.

Оборудование: видеофильм, «Курчатовский реабилитационный центр. Ребенок с нарушением зрения».

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2005.

3. Дефектология: Словарь – справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – С.-Пб., 1998.

5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.-Гл.III-IV.

Занятие 6. Искаженное психическое развитие

Цель: проанализировать особенности развития детей с ранним детским аутизмом как модели искаженного развития.

План

1. Понятие синдрома раннего детского аутизма.

2. Клинико-психологическая характеристика РДА.

3. Вопросы дифференциальной диагностики РДА.

4. Проблемы коррекции РДА.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)? Каковы основные характеристики этого синдрома?

2. Почему возникает РДА? Дайте характеристику основных современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).

3. Охарактеризуйте основные клинические проявления синдрома РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?

4. Каковы возможности социализации лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?

5. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России и за рубежом? Дайте общую характеристику основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА.

6. Что должен делать учитель массовой школы (педагог или воспитатель ДОУ), если у воспитанника предполагается синдром РДА?

Практическое задание

1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): ранний детский аутизм (РДА), этиология и патогенез раннего детского аутизма, клинико-психологическая характеристика РДА.

2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Аутизм и нарушения развития», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с РДА.

3. Просмотреть видеофильм, проанализировать особенности контакта ребенка с окружающими.

Оборудование:видеофильм «Ребенок с РДА (Курчатовский реабилитационный центр).

Литература

1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.

2. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005. – Гл. V.

3. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. –

СПб., 1998.

Наши рекомендации