Билет 3: Психическая депривация и ее виды

Если обратиться к определению депривации, то ее можно рассмотреть как неудовлетворенную потребность, происходящую в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения.

Выделяют несколько типов депривации:

- сенсорная - заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду;

- двигательная;

- /социальная/ ?

Виды депривации:

Социальная депривация – недостаточность социальных отношений, взаимодействия с окружающими людьми и окружением в целом. Недостаточность активного взаимодействия с людьми в областях речевой, социальной, перцептивной и моторной активности, которая вызвана действием или бездействием родителей.

Лишение общения с близким взрослым, таким как мать, вызывает особый вид депривации – материнскую депривацию. Определить понятие «материнская депривация» довольно сложно, поскольку оно обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери. Недостаток родительской любви и ласки определяют психологические проблемы таких детей. Этот фактор накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности.

Эмоциональная депривация.Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью является главной причиной эмоциональной депривации. Прекращение эмоционального воздействия с матерью порождает у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. В условиях эмоциональной депривации ребенок оказывается неспособным к конструктивным социальным контактам. Дефицит опыта общения усугубляет его эмоциональную и социальную депривацию

Билет 25: Роль психологической диагностики в решении проблем комплектования специальных коррекционных учреждений

Комплектование специальных коррекционных учреждений производится по заключению ПМПК. ПМПК выполняет функцию эксперта при определении вида и формы обучения детей, имеющих проблемы в развитии, а также при направлении в учреждения социальной защиты детей, которые в силу тяжести дефекта не могут обучаться в учреждениях системы образования. ПМПК оказывает непосредственную помощь по комплектованию образовательных учреждений различного вида и учреждений для детей, лишенных попечения родителей. Для этих целей осуществляется диагностика психического и физического развития, выявление причин отклонений в поведении детей, разработка индивидуально-ориентированных программ педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям.

Деятельность ПМПК позволяет реализовать связь с образовательными и воспитательными учреждениями для предупреждения отклонений в развитии детей, выбора индивидуального образовательного маршрута, преодоления затруднений в учебе, решения проблем личностного развития, профориентации.

Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индвидуально-психологических особенностей.

Предполагается установление условно-вариативного прогноза развития ребенка, под которым понимаются возможные направления дальнейшего хода развития ребенка при реализации различных условий. Подобная экстраполяция касается ближайших возрастных этапов развития и должна строится с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития.

Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере.

Исчерпывающие сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности.

Психологическое обследование ребенка предполагает:

- выявление особенностей его психического развития;

- установление нарушений его психического развития;

- определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и к самому себе;

- выявление сохранных, потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка;

- установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношении товарищам;

- определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.

№11ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ФАКТОРЫ ИХ ОПОСРЕДУЮЩИЕ

Как известно, нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ

1.Пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.).

2.Внутреутробные нарушения ( тяжёлые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения).

3.Патология родов, инфекции, интоксикации и травмы.

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера

( основная функция барьера заключается в охране от проникновения в мозг различных вредных веществ из крови) обуславливает повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям.

Целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослых, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей.

Большое значение имеет ВРЕМЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ.

Обьём поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Для нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредностей в первую треть беременности.

Характер нарушения зависит также ОТ МОЗГОВОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является с одной стороны, общая незрелость, а с др. стороны большая чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта.

Большое значение имеет ИНТЕНСИВНОСТЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГА. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с повреждённой. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Менее грубые по степени выраженности и в принципе обратимых. Чем раньше сложились неблагоприятные условия для ребенка, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

1.Микросоциально-педогогическая запущенность.

Это задержка интеллектуального развития и эмоционального, обусловленная культуральной депривацией- неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.

2.Патохарактерологическое формирование личности-аномалия развития эмоционально- волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванные длительными неблагоприятными условиями воспитания, такая аномалия возникает в результате патологически закрепившихся реакцией протеста, имитации, отказа, оппозиции и т.д

Наши рекомендации