Определение психологического климата группы

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы — группового эмоционального состояния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3). Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. Надо иметь в виду, что оценки означают: +3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

+2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 — свойство проявляется достаточно часто;

0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

–1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

–2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

–3 — свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

Положительные особенности -1 -2 -3 Отрицательные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение               Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии               Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание               Группировки конфликтуют между собой
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время               Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное к совместной деятельности
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива               Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными других, а иногда вызывают зависть и злорадство
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»               В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные               Достижения или неудачи коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам коллектива, старается помочь им освоиться               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив активен, полон энергии               Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту               Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

При полученной общей отрицательной оценке можно говорить об устойчивой неблагоприятной атмосфере в коллективе; от 0 до 25 баллов о неустойчиво благоприятной атмосфере в коллективе; свыше 25 об устойчивой благоприятной атмосфере.





Социометрическая методика

Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-либо помещении, например, в классе или в аудитории, получают инструкцию примерно следующего содержания:

«Ваш класс существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает, с кем-то вы хотели бы расстаться. А теперь представьте себе, что вы переходите в другую школу, в новый класс.

1. Кого из своих одноклассников вы хотели бы взять с собой? Запишите этих людей после номера 1. (предпочтение).

2. Кого из членов вашего класса вы взяли бы в последнюю очередь
(не хотели бы взять вовсе)? Запишите этих людей после номера 2 (отклонение). И в том, и в другом случае вы можете сделать не более 3-х выборов (или отклонений). Не забудьте подписать листок с ответами.

Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей (табл. 1)

Таблица 1

Социометрическая матрица

Фамилия выбираемого члена группы Фамилия Выбирающего Члена группы Иванов Петров Егоров Сидоров . . . Итоговые данные
            кол-во сделанных выборов количество сделанных отклонений
Иванов        
Петров          
Егоров          
Сидоров            
. . .              
               
Итоговые данные              
Количество полученных Выборов            
Количество полученных Отклонений            

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, цифрами от 1 и выше каким-либо определенным цветом, например - синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

В приведенном в таблице фрагменте социометрической матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый - на Сидорова, третий - на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того же самого цвета, который характеризует выборы или отклонения.

Крайние столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения количества красных цифр, имеющихся в строке, относящийся к соответствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй правый столбец социометрической матрицы.

Для того чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо посчитать количество синих цифр, имеющихся в столбце с фамилией этого члена группы, и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу они отмечены знаками математической суммы.

2. Дети получившие:

а) 6 и более выборов - «звезды»;

б) 3-5 выборов - «предпочитаемые»;

в) 1-2 выбора - «пренебрегаемые»;

г) 0 выборов - «изолированные»;

д) 6 и более отклонений - «отверженные».

3. Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы называемые социограммами. Это - выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому.

Обычно социограмма- мишень состоит из 3 окружностей: внутренняя окружность - «звезды», далее - «предпочитаемые», «пренебрегаемые». За пределами окружностей располагаются те члены группы, которых не выбрал никто («изолированные»).

Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

(на социограмме определенными значками обозначены, например, треугольники – мальчики, круги – девочки).

определение психологического климата группы - student2.ru

——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

МЕТОДИКА РЕФЕРЕНТОМЕТРИИ

Определение референтных связей и зависимости в классе проводится в два этапа. На первом этапе учащиеся заполняют опросные листы, следуя полученной инструкции: «Перед вами опросные листы, в левой части которых помещен список класса, а сверху – слова, характеризующие качества личности. Ваша задача – оценить степень развития данных качеств у одноклассников по пятибалльной шкале:

- оценка «5» ставится, если считаете, что указанное качество выражено у человека очень сильно;

- оценка «4» -- качество выражено в достаточной степени;

- оценка «3» – качество имеет средний уровень развития;

- оценка «2» – качество развито слабо;

- оценка «1» – качество не свойственно данному человеку.

Примерный опросный лист (образец)

Ф.И. ________________________________

Список класса Оценки степени развития качеств
Честность Скромность Обязательность Сообразительность Активность в делах класса
Алексеев          
Воронов          

Опросные листы собираются. На втором этапе студент-практикант спрашивает школьников, хотят ли они узнать некоторые из оценок, которые им поставили одноклассники. Получив утвердительный ответ, он сообщает, что каждому может показать только одну из анкет, просит подумать и сделать выбор.

Далее работа проводится индивидуально. Беседуя наедине с каждым учащимся, студент знакомит его с первой анкетой и отмечает на референтометрической матрице (аналогично социоматрице) римской цифрой «I» сделанный выбор. После этого практикант объясняет, что может показать школьнику еще одну и, вероятно последнюю анкету. Второй и третий выборы отмечаются на матрице соответственно римскими цифрами «II» и «III».

Наши рекомендации