Социально-психологический тренинг как средство коррекции.

Социально-психологический тренинг как средство коррекции.

СПТ-это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. Используются своеобразные формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.СПТ направлен на:1-овладение определенными социально-психологическими знаниями;2-развитие коммуникативных способностей и рефлексивных навыков персонала; 3-развитие способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные;4-развитие умения адекватно воспринимать себя и окружающих.бщая цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения — конкретизируется различными решаемыми в ее процессе задачами. В зависимости от приоритета задач СПТ может приобретать различные формы:1)ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т. д.;2) углублять опыт анализа ситуаций общения, например развитие способности адекватно воспринимать себя и других.Основные задачи, решаемые в ходе социально-психологического тренинга, можно разделить на пять групп1:Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективно го общения.2.Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т. д.3.Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т. е. выработка собственных стратегий общения.4.Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.5.Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.СПТ проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку.

Групповая дискуссия как метод групповой работы.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге -- это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса (в группе тренинга просто вопроса, не обязательно спорного), позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге, можно по разным основаниям.

1. По структурированности:

· структурированные дискуссии -- в них задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозговой атаки").

· неструктурированные дискуссии -- в них ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.

2. По характеру обсуждаемого материала Семилет Н. В. предлагает рассматривать дискуссии:

· тематические -- обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы вопросы и проблемы;

· биографические -- ориентированные на прошлый опыт, анализируются трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеграции направлены на него, остальные высказывают своё мнение, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.

· интеракционные -- материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы. На этих дискуссиях реализуется принцип «здесь и теперь».

· дискуссии, ориентированные на задачу -- материалом служит содержание отдельных упражнений и игр тренинга, в ходе которых необходимо выполнить какую-либо задачу.

Социально-психологический тренинг как средство коррекции.

СПТ-это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. Используются своеобразные формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.СПТ направлен на:1-овладение определенными социально-психологическими знаниями;2-развитие коммуникативных способностей и рефлексивных навыков персонала; 3-развитие способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные;4-развитие умения адекватно воспринимать себя и окружающих.бщая цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения — конкретизируется различными решаемыми в ее процессе задачами. В зависимости от приоритета задач СПТ может приобретать различные формы:1)ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т. д.;2) углублять опыт анализа ситуаций общения, например развитие способности адекватно воспринимать себя и других.Основные задачи, решаемые в ходе социально-психологического тренинга, можно разделить на пять групп1:Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, приемы эффективно го общения.2.Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т. д.3.Коррекция коммуникативных установок, таких как партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т. е. выработка собственных стратегий общения.4.Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.5.Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.СПТ проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку.



Наши рекомендации