Выписка из рабочей программы
Выписка из рабочей программы
учебной дисциплины
«Научно-исследовательская и квалификационная практика»
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ «Научно-исследовательская и квалификационная практика (специализированная)»
Цель и задачи:
Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующей цели - освоение специфики научно-исследовательской и практической деятельности психолога в учреждениях специализированного профиля, становление профессиональной позиции специального и клинического психолога
Основными задачами научно-исследовательской и квалификационной практики (специализированной) являются:
- отработка навыков работы с методическим инструментарием специального и клинического психолога, формирование гибкости в подборе диагностических методик в соответствии с текущими требованиями исследовательской работы;
- закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения в качестве специального и клинического психолога;
- становление профессионального мышления специального психолога освоение профессиональной этики; ознакомление с современными формами и содержанием работы психолога специального учреждения;
- закрепление теоретических знаний по дисциплинам специализации, овладение методами, формами и видами психологического сопровождения детей с отклоняющимся развитием.
- обучение навыкам решения исследовательских и практических задач в области исследования и сопровождения развития; практическое использование различных методик, методов и приемов работы психологов специальных учреждений в психотерапевтической, коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения развития и их ближайшим окружением;
- выработка творческого, исследовательского подхода к своей деятельности, сбор и обработка экспериментального материала по теме курсовой, дипломной работы;
- подготовка отчетного материала по результатам практики.
Ожидаемый результат
Прохождение данного модуля практики формирует способность и готовность студентов к научно-исследовательской деятельности, в частности:
- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности;
- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии ;
- проведению стандартного прикладного исследования в области специальной психологии;
- реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирования людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях ;
В практической деятельности студенты:
· систематизируют и научатся эффективно использовать знания, умения и навыки по дисциплина специального профиля, необходимые для будущей профессиональной деятельности в работе с лицами разных возрастных категорий, полов, социального положения, в том числе и с людьми с ограниченными возможностями;
· студенты получат опыт самостоятельной организации и проведения психодиагностических исследований, составления психологических характеристик личности детей с отклоняющимся развитием, взаимоотношений в коллективе (малой группе) и пр.;
· научатся оформлять документацию соответственно требованиям ПМПК, прогнозировать маршрут развития и составлять рекомендации по комплексному сопровождения и системной психокоррекции отклоняющегося развития;
· приобретут навыки планирования и проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми, имеющими нарушения развития, и их ближайшим окружением с использованием современных разработок в области игровой терапии, арт-терапии, сказкотерапии, экспрессивной психомоторики, семейной терапии и пр.;
· студенты овладеют приемами работы с клиентом с учетом психофизических и социальных факторов; будут уметь систематизировать и обобщать полученный материал, готовить необходимую документацию и психолого-педагогические заключения на ПМПК.
Тематическое содержание заданий по НИКП в специализированных центрах
№ | Тип задание |
Раздел 1. Знакомство с содержанием деятельности специального психолога. Задание № 1. Изучение системы психологической помощи в специализированном учреждении Задание №2. Документация, регламентирующая деятельность психолога в специализированном учреждении | |
Раздел 2: Исследование психологических особенностей личности в норме и патологии Задание № 3. Анализ понятий нормативного и отклоняющегося развития Задание № 4. Изучение и анализ анамнеза развития проблемного ребенка Задание № 5.Исследование особенностей психического развития ребенка с нарушениями развития | |
Раздел 3. Научно-практическая деятельность психолога специализированного центра Задание № 6. Психологическое сопровождение и коррекционно-развивающая работа Задание № 7. Исследование и психологическая помощь ближайшему окружению ребенка | |
.4 | Раздел 4. Научно-исследовательская и просветительская деятельность в специализированном центре Задание № 8. Организация психологического просвещения Задание №9. Научно-исследовательская работа в специализированном учреждении Задание № 10. Подготовка отчетной документации по практике |
. |
Раздел 1. Знакомство с содержанием деятельности специального психолога.
Составной частью профессиональной подготовки является овладение умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации основных направлений психологической службы в специализированных учреждениях для оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии, а также приобретение умений и навыков по дополнительной специальности. Научно-исследовательская и квалификационная практика первого модуля осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов психолог (психологическая диагностика, психологическая профилактика, консультирование, психологическая коррекция, исследовательская и просветительская деятельность, преподавание). В процессе прохождения практики будущий специалист приобретает опыт работы с детьми и подростками разного возраста, обучающимися в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, со взрослыми (родителями, педагогами, а также с лицами, нуждающимися в специальной психологической помощи).
Задание 1. Система психологической помощи в специализированном учреждении
Цель: познакомиться с системой психологической помощи в конкретном учреждении по месту прохождения практики.
Отчетность:Описать место и роль психолога в данной организации взаимодействие его с другими специалистами, администрацией учреждения.
· Оборудование психологического кабинета.
· Технические средства обеспечения, используемые в работе психолога.
· Литература, необходимая для осуществления психологической деятельности.
· Составить перечень и краткий конспект основных документов по планированию и отчетности психолога :
- годовой и календарный планы работы,
- журнал учета консультаций и групповых форм работы,
- программы индивидуальной и групповой работы,
- заключения по результатам психодиагностических исследований,
- аналитический отчет о работе и др.
Задание 2. Документация, регламентирующая деятельность психолога в специализированном учреждении.
Цель: познакомиться с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность психолога в специализированном учреждении.
Отчетность:Составить перечень основных документов, регламентирующих деятельность психолога в конкретном учреждении.
Основные документы, регламентирующие деятельность практического психолога специализированного учреждения: законодательством Российской Федерации и распоряжениями Президента Российской Федерации, правительственными и нормативными документами федерального уровня по соответствующим типам учреждений образования, приказами и инструкциями Минобразования России, а также документами, приказами и распоряжениями органов управления образованием субъектов Российской Федерации, внутренними инструкциями и положениями, регламентирующими его деятельность.
Индивидный уровень
( Психофизиологические
и психомоторные особенности)
(соматический статус; особенности
типа нервной системы, ВНД;
уровень работоспособности;
психомоторное развитие)
Уровень
(особенности когнитивной сферы, память,
внимание, мышление, произвольность;
восприятие, связная речь и др.)
Личностный уровень
(эмоционально-личностные особенности)
(психологические свойства личности,
особенности самооценки, самоотношение,
особенности эмоций и чувств,
социально-психологическая адаптация)
Уровень развития индивидуальности, субъектности (социально-психологические
особенности - социальная ситуация развития)
(система взаимоотношений с другими - смысловые отношения, ценности; особенности ведущей деятельности, активность личности ребенка)
Рис. Уровни системного многоуровневого анализа особенностей психического развития личности в дизонтогенезе (автор Соколова Е.В.)
Подобный системный многоуровневый подход весьма перспективен для исследований дизонтогенеза: он обеспечивает проведение дифференцированной диагностики; позволяет предположить возможные вторичные нарушения развития и спланировать систему превентивных мероприятий, создает возможность для целенаправленной психокоррекции нарушений развития. Психодиагностические исследования такого типа позволят конкретизировать вид отклоняющегося развития, значимы при комплексном обследовании детей с целью отбора в специальные учреждения, используются в форме длительного (клинического, лонгитюдного) изучения на всем протяжении дошкольно-школьного воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития. Такой подход к диагностике отклоняющегося развития, на наш взгляд, играет важнейшую роль в построении программы психологического сопровождения развития ребенка, индивидуализации развивающее -коррекционных и педагогических мероприятий, позволяет создать условия для наиболее эффективного использования компенсаторных возможностей развития ребенка.
Задание 3.Анализ понятий нормативного и отклоняющегося развития.
Цели: Расширить представление студентов о различном понимании нормы и патологии развития личности. Познакомиться вариантами классификаций психического дизонтоегенеза. Научиться работать с медицинской документацией, где обозначен диагноз ребенка.
Отчетность:Привести примеры медицинских диагнозов и особенностей развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития по типологии Семаго Н.Я. и М.М.
Задание 4. Изучение и анализ анамнеза развития проблемного ребенка.
Цель: Научить студентов собирать и исследовать информацию о развитии ребенка (анамнез развития), анализировать различные факторы и причины отклоняющегося развития. Научиться работать с медицинской документацией, проводить беседы с родителями, педагогами по сбору информации о развитии ребенка.
Отчетность:Привести пример подробного анамнеза ребенка, проанализировав первичные причины отклоняющегося развития и факторы, осложняющие развитие ребенка (вторичные, третичные нарушения).
Для изучения особенностей социального окружения ребенка, условий и факторов, влияющих на его развитие, предлагается карта-схема изучения социально-психологического и медицинского статуса ребенка, которая позволит получить дополнительную информацию о социальной ситуации развития. Использование данных вопросов эффективно для проведения первичной беседы с родителями. Анкета может заполняться самим родителем, но наибольшую информацию о развитии ребенка психолог может получить только при непосредственной беседе и самостоятельном заполнении карты.
Задание 5. Исследование особенностей психического развития ребенка с нарушениями развития
Цель: приобрести опыт проведения индивидуального психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием и подготовки документации на ПМПк.
Отчетность: провести психологическое обследование ребенка с нарушениями развития и заполнить карту психолого-педагогического обследования ребенка и написать заключение по результатам психологического обследования ребенка.
Задание 6. Психологическое сопровождение и коррекционно-развивающая работа психолога
Цель: приобретение опыта разработки и проведения коррекционно-развивающих мероприятий, консультаций.
Отчетность: привести примеры практических занятий с детьми или другими участниками образовательного процесса, имеющие коррекционно-развивающую, психотерапевтическую направленность (проект программы, видеоматериалы, конспект занятий и выводы). Ознакомление и усвоение методов и приемов развивающей и психокоррекционной работы с детьми с использованием техник игровой, танцевальной терапии, психогимнастики, арт-терапии, экспрессивной психомоторики. Овладение методикой и технологией ведения групповой работы с детьми. Составить методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей данного учреждения.
Задание № 7. Исследование структуры взаимотношений и психологическая помощь ближайшему окружению ребенка.
Цель: Практическое исследование проблем детско-взрослых отношений, возникших при проведении консультирования. Освоение методики проведения исследования и консультирования родителей, педагогов, умение осознавать ситуацию взаимодействия с клиентом, контролировать свое поведение. Ознакомление и усвоение методов и приемов работы по снятию психологического напряжения, стресса. Овладение методикой и технологией ведения групповой работы в рамках тренинга детско-родительских отношений. Знакомство со стратегией и тактикой определения техники общения в группе. Подготовка и проведение социально-психологического тренинга по технике педагогического или делового общения, консультативной психотерапевтической и психокоррекционной работы под руководством психолога учреждения.
Отчетность: Предоставить первичные материалы по исследованию стилей взаимоотношений детско-взрослого сообщества, определение стилей патологизирующего воспитания, эмоционально-личностных проблем родителей и педагогов, рекомендации по их решению с помощью консультативной психотерапевтической и психокоррекционной работы. Конспекты проведенной консультации, тренинга и пр.
Задание № 8. Организация психологического просвещения.
Цель: Организация психологического просвещения родителей, педагогов учреждения по вопросам воспитания и развития личности детей с отклоняющимся развитием, психологическим проблемы обучения детей с нарушениями развития, формированию учебной мотивации, оптимизация детско-родительских отношений в семье ребенка – инвалида, профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов специальных учреждений и пр. Разработка научно-практических рекомендаций для педагогов и родителей по здоровому образу жизни (режим труда и отдыха, проведение досуга и т.д.).
Отчетность:конспект просветительской лекции, семинарского или практического занятия для родителей или педагогов, выпуск стенгазеты, оформление информационного стенда, родительского уголка и пр. по согласованию с администрацией и психологом учреждения.
Задание 9. Научно-исследовательская работа в специализированном учреждении
Цель: участие в научно-исследовательской деятельности коллектива учреждения. Сбор и обработка данных исследования. Обоснование темы и методов исследования в научной работе (курсовой) студента. Формулировка гипотез, объекта и предмета, целей и задач исследования, этапов экспериментальной работы. Практическое освоение основных методов экспериментальной психологии. Эксперимент. Планирование эксперимента. Обработка результатов экспериментального исследования. Оформление результатов исследования и предложений, рекомендаций.
Отчетность: подготовка проекта исследовательской (курсовой) работы
Задание 10. Подготовка отчетной документации студентов
Цель: систематизация полученного материала и оформление итогового отчета по практике.
Отчетность: По итогам практики студент предоставляет руководителю следующую документацию:
- Дневник практики, в котором зафиксированы и заверены все виды деятельности, выполненные студентом за период прохождения практики;
- письменный отчет, содержащий сведения о выполнении тематического содержания производственной практики с наглядным методическим материалом;
- характеристика с места прохождения практики с подписью руководителя практики от учреждения и печатью учреждения;
- к отчету представляется практический материал: по выполнению заданий, анализ работы по психологическому консультированию, психолого-педагогические характеристики учеников и классов, программы различных тренингов и т.д.
- творческая работа в виде стенгазеты, альбома, видеофильма от группы студентов, проходящих практику в одном учреждении;
- отчетный материал защищается студентом перед студентами-практикантами и научными руководителями.
ОТЧЕТ
Приложение 2
ОТЧЕТ
«Научно-исследовательская и квалификационная практика (№ модуля)
(фамилия, имя, отчество студента)
Курс__________________ Группа______________________
Время прохождения практики с ____________ по ___________________
Предприятие, руководитель практики _______________________________
________________________________________________________________
Отметка о выполнении/не выполнении индивидуальных заданий:
Выводы и предложения студента о практике:
Подпись студента_______________________________________
Оценка работы студента руководителем практики от организации:
Оценка работы студента руководителем практики от кафедры:
Приложение 3
ДНЕВНИК
Приложение 4
ПАМЯТКА СТУДЕНТУ – ПРАКТИКАНТУ
1. научно-исследовательская и квалификационная практика студентов кафедры социальной психологии и психофизиологии НГУЭУ являются органической частью учебного процесса и служат целям закрепления и углубления теоретических знаний, приобретения навыков и опыта работы в государственных, коммерческих и общественных организациях.
2. Прохождение видов практик является обязательным наравне с прохождением теоретических дисциплин учебного плана.
3. Ко всем видам практики студенты допускаются после выполнения учебного плана теоретического обучения.
4. Перед началом практики студент должен ознакомиться с положением о практике и получить: направление на практику, индивидуальное задание, дневник практики
5. Во время прохождения практики необходимо ежедневно выполнять работу, предусмотренную программой и индивидуальным заданием, соблюдать трудовую дисциплину, вести дневник практики и отчет о прохождении практики.
6.В процессе прохождения практики важно помнить, что Вы отрабатываете приемы и навыки, которые пригодятся Вам при самостоятельной практической работе в вашей будущей профессиональной деятельности.
7.По окончании практики студент сдает дневник практики с отчетом о прохождении практики.
8.Дневник практики заполняется самим студентом. По окончании практики заверяются подписью руководителя практики. Студент – практикант должен получить также заключение руководителя практики от предприятия, учреждения, организации с рекомендованной оценкой своей работы.
9.В отчете освещаются следующие вопросы:
- общие сведения о базе практики (о месте прохождения практики), порядке ее прохождения и сроках практики;
- цели, задачи, программа и степень выполнения программы практики;
- информация о проведенной работе;
- краткое сообщение о содержании и результатах выполнения индивидуального задания с выводами и предложениями;
- по мере необходимости отчет может иллюстрироваться рисунками, картами, чертежами, фотографиями и т.п.
- Заключение руководителя практики (оценка результатов практики, выводы и рекомендации)
- По результатам практики студент защищает отчет руководителю практики.
- Защита практики проводится комиссией, назначенной заведующим кафедрой. При оценке практики принимаются во внимание: соответствие профиля работы на практике будущей специальности; полнота выполнения программы и индивидуального задания; инициативность студента в процессе практики; характеристика – отзыв руководителя; качество и степень пригодности собранного материала для курсовой и дипломной работы; своевременность сдачи материалов практике.
- Неудовлетворительная оценка за защиту практики является академической задолженностью и основанием для не допуска к экзаменационной сессии.
Обязанности студента-практиканта:
Перед выходом на практику студент должен:
- ознакомится с направлениями деятельности и заданиями практики;
- получить в деканате направление на практику, документацию по договорным отношениями ВУЗа и учреждения;
- встретится с руководителем практики от кафедры, и получить у него инструктаж;
- прибыть на место прохождения практики в установленный срок и присутствовать в учреждении в установленные часы практики;
- согласовать план прохождения практики с руководителем практики от организации, предприятия, учреждения;
- ознакомиться с правилами заполнения и вести ежедневный дневник практики;
- подготовить отчетную документацию по практике;
В период всего прохождения практики студент является членом коллектива объекта практики и на него распространяются все правила внутреннего распорядка и трудового режима того учреждения, где он проходит практику.
При прохождении практики студент обязан:
- добросовестно выполнять функциональные обязанности психолога учреждения;
- добиваться полного выполнения индивидуального задания и личного плана с учетом специфических особенностей объекта практики;
- вести отчетные документы и дневник, в котором фиксируются результаты психологической работы;
- определить и согласовать с руководителем тему индивидуального задания, которая определяется с учетом его учебных и познавательных интересов.
В период прохождения практики студент имеет право:
- ознакомится с нормативными документами организации, предприятия, учреждения, где проводится практика;
- изучить действующие служебные документы, регламентирующие деятельность психологической службы объекта практики;
- готовить и подписывать рабочую документацию, имеющую отношение к деятельности штатного психолога;
- пользоваться в установленном порядке техническими и другими средствами, необходимыми для организации и проведения психологической работы;
- вносить предложения руководству по совершенствованию психологической работы по месту практики, по обработке и составлению отчетных документов для факультета.
Приложение 5
ХОДАТАЙСТВО
Просим Вас направить на научно-исследовательскую практику в период с ___ апреля по ____ мая 20__ года студента 4 курса кафедры Социальной психологии и психофизиологии НГУЭУ – «НИНХ»
________(Ф.И.О.)_________________________________________ для проведения исследования по теме __________________________________________________________________ в отделе персонала компании.
В период практики студент будет работать в должности __________________________________________________________________.
Дата
Директор … Ф.И.О. (Подпись)
Печать (гербовая или отдела кадров)
Выписка из рабочей программы
учебной дисциплины
«Научно-исследовательская и квалификационная практика»