Психическая деятельность в социальном аспекте

В этой главе Адлер исследует взаимосвязь межличностных отношений с человеческой психикой. Рассматривая эту проблему автор говорит о том, что перед психикой постоянно возникают проблемы связанные с нашей общественной жизнью «требования общества влияют на личность, но редко позволяют ей влиять на себя» — говорит А. Адлер.

Так же автор упоминает о материалистической концепции общества, данной Марксом и Энгельсом и утверждает: «Согласно их учению, логику мышления и поведения индивидуумов определяет экономический базис общества». Адлер говорит о том, что каждый должен стремиться к абсолютной истине, что и поможет избежать множества ошибок.

Далее автор говорит о необходимости общественной жизни и выдвигает тезис о том, что — «Нужды общества определяют все межчеловеческие отношения». Так же он говорит о том, что человек способен выжить только в особо благоприятных условиях, которые создаются благодаря жизни в обществе. Жизнь в обществе является необходимостью «Общество — лучший гарант нашего дальнейшего существования!» — утверждает автор.

Далее Адлер делает вывод о том, что человек неполноценный организм и само чувство неполноценности присутствовало всегда и именно благодаря ему люди добиваются невероятных успехов, побеждая самого себя. Еще одним двигателем человеческого организма является логичность мышления, в виде членораздельной и логичной речи. Ведь именно речь помогает нам создавать межличностные отношения.

Каждому человеку должно быть свойственно чувство необходимости в обществе, чувство социальности. Так как личность не может сформироваться без осознания единства с человечеством и учением быть человеком общества.

РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

В этой главе Адлер выдвигает тезис о том, что человеческая жизнь не может развиваться вне общества, дающего ей защиту.

Будучи зависимым от общества младенец сталкивается с проблемой того, что он беспомощен и другие, взрослые, люди могут удовлетворять свои нужды более полно. С этим осознанием у ребенка появляется желание вырасти таким же, быть еще более умным и сильным, доминировать над окружающими. В этом и зарождается характер человека.

Позже ребенок сталкивается с жизненными препятствиями, которые принимает и адекватно оценивает. Результатом таких препятствий обычно является торможение и искажение социального чувства.

А. Адлер разделяет такие препятствия на две категории. Одни сосредоточены в семейных отношениях, к другим же относится — физические недостатки. А так же автор отмечает, что многие проблемы маленького человека связанны с чрезмерной опекой ребенка или наоборот нехваткой материнской ласки. Исходя из воспитания дети могут вести себя абсолютно по-разному.

«Все мысли ребенка во все возрастающей степени проникнуты его социальными взаимоотношениями» — слова А. Адлера, что говорит о том, что ребенок начинает искать любви у взрослых, направляя ее на общество и обретая чувство социальности.

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

В данной главе автор рассуждает на такую проблему, как внутренний и внешний (окружающий) мир человека. Что и как влияет на его цели и установки.

Психика каждого человека воспринимает из окружающего его мира множество впечатлений и следует цели, которая выработалась еще в детстве. Так как было сказано выше психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель.

Ребенок создает себе идеал исходя из своих трудностей, которые делают постановку на цель перебороть их. С помощью своих чувств он пытается перебороть все эти трудности, именно с помощью органов чувств он создает свою картину космоса.

Адлер говорит о том, что психологические проблемы исходят из трех основных источников. Это восприятие, память и воображение. Восприятие является неким раздражителем психики, так как не всегда правильная информация откладывается и оставляет отпечаток на нашей психике. Память — то, в чем и заложены наши цели. А воображение есть то, что мы надумываем себе в своих проблемах и то, чего мы боимся в решении своих трудностей.

ГРАНИ НЕРЕАЛЬНОГО

Здесь Адлер рассматривает творческие способности человеческой психики и объясняет их проявление. Фантазия еще одна способность нашей психики. Фантазии детей и взрослых всегда связанны с будущим, это и есть отражение их цели. В своих фантазиях человек всегда герой или спаситель, богач или властитель, он всегда забивает своими мечтами свои проблемы. Подавлять свои воображения люди могут из за страхов, ведь так они чувствуют себя сильнее.

Так же Адлер выделяет и сновидения, как способность психики. В сновидениях мы нередко пытаемся направить нашу жизнь в какое-то ни было русло, планировать наше будущее и вести его к цели безопасного существования. Адлер утверждает: «Сновидения дают нам важные ключи к проблемам эмоциональной жизни человека».

Благодаря эмпатии человек отождествляет с себя с произошедшей ситуацией и воспитывает в себе сострадание и сочувствие к другому.

Влияние одного человека на другого заставляет чувствовать одного — королем, а другого — рабом. Один чувствует давление и влияние со стороны другого, возникает чувство подавленности. Происходит внушение того что ты мелкий и жалкий человек, своего рода гипноз на забитость.

Внушение так же может быть позитивным и негативным, а гипноз решать или наоборот усложнять проблемы.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

В данной главе А. Адлер рассматривает проблему чувства неполноценности и целях, которые оно побуждает. А так же на примере рассматривает решение некоторой ситуации.

Адлер говорит, что еще с детства формируется чувство неполноценности. По Адлеру это: «Чувство неполноценности — это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает на котором эта цель может быть достигнута». Автор отмечает, что в борьбе за власть и главенство дети становятся «трудными».

«Именно чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности определяет цель существования индивидуума. Желание быть центром всеобщего внимания и требовать внимания родителей появляется уже в первые дни жизни» — заявляет автор. Целью становится достижение такого же положения. «Мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель — цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию. Это допущение фикции необходимо из-за несовершенства нашей психологии».

«…под давлением чувства неполноценности или беспомощности психика изо всех сил пытается преодолеть этот «комплекс неполноценности», тогда и происходит стремление к компенсации. Самоутверждение и превосходство над другими и есть главная цель.

Далее автор затрагивает вопрос о воспитании ребенка «очень важно относиться к маленькому ребенку так, чтобы он не получил ложного представления о жизни».

Рассматривая данную проблему автор объясняет, что для изучения какой-либо проблемы обязательно нужно рассмотреть образ жизни, кривую жизни, поведенческую установку, и на их основе составить целостную картину.

Наши рекомендации