Кафедра социальных коммуникаций

Кафедра социальных коммуникаций

РЕФЕРАТ

монографии Альфреда Адлера «Понять природу человека»

по дисциплине «Психология личности»

Выполнила

студентка группы №20207

_____ С.А.Хабутдинова

Проверил

преподаватель

______О.И.Муравьева

_______________________

зачтено /не зачтено

Томск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА.. 4

1.1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?. 4

1.2 ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.. 4

1.3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО.. 5

1.4 МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ... 5

1.5 ГРАНИ НЕРЕАЛЬНОГО.. 6

1.6 КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.. 6

1.7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.. 7

1.8 МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО.. 8

1.9 СОЗВЕЗДИЕ СЕМЬИ.. 9

2 НАУКА О ХАРАКТЕРЕ.. 10

2.1 ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ.. 10

2.2 АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.. 11

2.3 НЕАГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.. 11

2.4 ДРУГИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА.. 11

2.5 ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ.. 12

2.6 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 13

ВВЕДЕНИЕ

Книга знакомит читателя с основными идеями А. Адлера по психологии личности. По словам самого автора "цель книги — показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь, научить людей распознавать свои ошибки и, наконец, показать, как гармонично адаптироваться к социальной среде".

В основе подхода Адлера — убеждение в том, что человек свободно делает выбор и отвечает за свои поступки — а, стало быть, контролирует и изменяет свое поведение. Монография, написанная еще в 1931году, дает представление о практической системе понимания человеческой природы, которая легла в основу множеств направлений современной психотерапии.

Вся книга делится на два блока, это — I. Основы развития характера и II. Наука о характере. В первом блоке рассматривается психическая деятельность и психологические характеристики. Во втором же блоке общие соображения о чертах характера человека.

Цель моей реферативной работы — вычленить основные понятия, которые использует автор.

Задачи:

1. Представить общие сведения о монографии А. Адлера «Понять природу человека»;

2. Кратко отразить главные моменты содержания книги;

3. Изложить выводы, сделанные А. Адлером;

4. Сформулировать понятийный аппарат автора.

Реферативная работа монографии по Адлеру состоит из введения, двух частей, в первой представлены 9 разделов, а во второй 6 разделов, а так же заключения и списка используемой литературы.




ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА

Автор делит первую часть своей книги на 9 разделов, рассмотрим каждый из них.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?

В данной главе автор анализирует такой феномен, как эволюция психики. По Адлеру: «Развитие психики связано с движением и что эволюция и прогресс всех психологических явлений обусловлены подвижностью организма. Эта подвижность стимулирует, активизирует и требует все большей интенсификации умственной деятельности».

Далее автор размышляет о функции психики и дает определение психической деятельности. А. Адлер утверждает: «Психическая деятельность — это комплекс агрессивных и защитных механизмов, конечное назначение которых — гарантировать продолжение существования данного организма и дать ему возможность безопасного развития».

Что же касается целеустремленности человека, здесь Адлер говорит о том, что целю и определяется умственная жизнь личности. Следуя закону, управляющему нашей психикой, человек следуя своей цели, выполняет запрос психики на эту цель. Так же автор отмечает, что психологическая цель идет из детских воспоминаний, представлений об идеальном. Целеустремлённость взрослого человека, это как борьба ребёнка быть лучше других. При таких условиях основной целью часто становится уклонение от трудностей, ведь ребенок часто пытается избежать трудностей, чтобы уйти от ответственности. В этом месте главной целью родителей должно быть воспитание открытой к общению, позитивной и активной личности. Ведь если ребенок вырастет пассивным и неуверенным, его цель окажется вне его досягаемости.

РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

В этой главе Адлер выдвигает тезис о том, что человеческая жизнь не может развиваться вне общества, дающего ей защиту.

Будучи зависимым от общества младенец сталкивается с проблемой того, что он беспомощен и другие, взрослые, люди могут удовлетворять свои нужды более полно. С этим осознанием у ребенка появляется желание вырасти таким же, быть еще более умным и сильным, доминировать над окружающими. В этом и зарождается характер человека.

Позже ребенок сталкивается с жизненными препятствиями, которые принимает и адекватно оценивает. Результатом таких препятствий обычно является торможение и искажение социального чувства.

А. Адлер разделяет такие препятствия на две категории. Одни сосредоточены в семейных отношениях, к другим же относится — физические недостатки. А так же автор отмечает, что многие проблемы маленького человека связанны с чрезмерной опекой ребенка или наоборот нехваткой материнской ласки. Исходя из воспитания дети могут вести себя абсолютно по-разному.

«Все мысли ребенка во все возрастающей степени проникнуты его социальными взаимоотношениями» — слова А. Адлера, что говорит о том, что ребенок начинает искать любви у взрослых, направляя ее на общество и обретая чувство социальности.

МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

В данной главе автор рассуждает на такую проблему, как внутренний и внешний (окружающий) мир человека. Что и как влияет на его цели и установки.

Психика каждого человека воспринимает из окружающего его мира множество впечатлений и следует цели, которая выработалась еще в детстве. Так как было сказано выше психологическое развитие происходит только тогда, когда у личности есть цель.

Ребенок создает себе идеал исходя из своих трудностей, которые делают постановку на цель перебороть их. С помощью своих чувств он пытается перебороть все эти трудности, именно с помощью органов чувств он создает свою картину космоса.

Адлер говорит о том, что психологические проблемы исходят из трех основных источников. Это восприятие, память и воображение. Восприятие является неким раздражителем психики, так как не всегда правильная информация откладывается и оставляет отпечаток на нашей психике. Память — то, в чем и заложены наши цели. А воображение есть то, что мы надумываем себе в своих проблемах и то, чего мы боимся в решении своих трудностей.

ГРАНИ НЕРЕАЛЬНОГО

Здесь Адлер рассматривает творческие способности человеческой психики и объясняет их проявление. Фантазия еще одна способность нашей психики. Фантазии детей и взрослых всегда связанны с будущим, это и есть отражение их цели. В своих фантазиях человек всегда герой или спаситель, богач или властитель, он всегда забивает своими мечтами свои проблемы. Подавлять свои воображения люди могут из за страхов, ведь так они чувствуют себя сильнее.

Так же Адлер выделяет и сновидения, как способность психики. В сновидениях мы нередко пытаемся направить нашу жизнь в какое-то ни было русло, планировать наше будущее и вести его к цели безопасного существования. Адлер утверждает: «Сновидения дают нам важные ключи к проблемам эмоциональной жизни человека».

Благодаря эмпатии человек отождествляет с себя с произошедшей ситуацией и воспитывает в себе сострадание и сочувствие к другому.

Влияние одного человека на другого заставляет чувствовать одного — королем, а другого — рабом. Один чувствует давление и влияние со стороны другого, возникает чувство подавленности. Происходит внушение того что ты мелкий и жалкий человек, своего рода гипноз на забитость.

Внушение так же может быть позитивным и негативным, а гипноз решать или наоборот усложнять проблемы.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

В данной главе А. Адлер рассматривает проблему чувства неполноценности и целях, которые оно побуждает. А так же на примере рассматривает решение некоторой ситуации.

Адлер говорит, что еще с детства формируется чувство неполноценности. По Адлеру это: «Чувство неполноценности — это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает на котором эта цель может быть достигнута». Автор отмечает, что в борьбе за власть и главенство дети становятся «трудными».

«Именно чувство неполноценности, неадекватности и неуверенности определяет цель существования индивидуума. Желание быть центром всеобщего внимания и требовать внимания родителей появляется уже в первые дни жизни» — заявляет автор. Целью становится достижение такого же положения. «Мы ориентируемся на искусственно созданную постоянную цель — цель, которая не имеет никаких основ в реальной действительности, другими словами, на фикцию. Это допущение фикции необходимо из-за несовершенства нашей психологии».

«…под давлением чувства неполноценности или беспомощности психика изо всех сил пытается преодолеть этот «комплекс неполноценности», тогда и происходит стремление к компенсации. Самоутверждение и превосходство над другими и есть главная цель.

Далее автор затрагивает вопрос о воспитании ребенка «очень важно относиться к маленькому ребенку так, чтобы он не получил ложного представления о жизни».

Рассматривая данную проблему автор объясняет, что для изучения какой-либо проблемы обязательно нужно рассмотреть образ жизни, кривую жизни, поведенческую установку, и на их основе составить целостную картину.

МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО

А. Адлер в данной главе выдвигает тезис «Разделение труда представляет собой важнейший фактор в жизни человеческого общества. Каждый когда-то и где-то должен внести в него свой вклад. Всякий, кто не вносит своего вклада, кто отрицает ценность общественной жизни, является по определению антисоциальной личностью и ставит себя вне сообщества людей». Решая эту проблему, автор говорит о том, что благодаря разделению пола на мужской и женский происходит совсем другое разделение труда, где женщинам недопустимы одни работы, а мужчины лучше реализуются в других. Адлер делает вывод о том, что: «Мы не вправе осуждать это разделение труда до тех пор, пока оно действует справедливо и без злоупотребления способностями или ресурсами».

Говоря о мужском главенстве в разделении труда, Адлер выражает свои взгяды «Разделение труда становится таким, что привилегированной группе — а именно мужчинам — гарантируются определенные преимущества, и результатом этого является их господство над женщинами в разделении труда», ведь господство мужчин является естественным.

Упоминая же о женской неполноценности, автор напоминает, что на протяжении всей истории женщина была послушницей своего мужа, не имела никаких прав. Это угнетало женщину как личность и развивалов ней чувство неполноценности еще с рождения.

«Очевидные преимущества, данные мужчинам, привели к таким нарушениям в психическом развитии женщин, что в настоящее время наличествует почти всеобщая неудовлетворенность женской ролью, которую я назвал «мужским протестом». Женщины отказываются и отрицают свою половую принадлежность, борясь за равные права с мужчинами.

Что е происходит далее?! Конфликт между полами начинает разгораться во всеоружии.

Решая проблему конфликта между полами, автор делает вывод о том, что совместные занятия мальчиков и девочек, а так же совместное обучение, где нет разделения и соперничества, позволит разрушить этот конфликт в обществе.

СОЗВЕЗДИЕ СЕМЬИ

В данной главе Адлер рассматривает проблему порядка рождения детей и их борьбу за власть.

Рассматривая эту проблему, автор выделяет несколько типов детей по их порядку рождения, это: младший ребенок (имеющий самую сильную мотивацию обойти других и добиться своего), второй или средний ребенок (конкурирует со старшими, доказывая что он не хуже), единственный ребенок (склонен к конкуренции с одним из родителей) и первый ребенок (стремиться к власти и лидерству).

Вывод автора является таковым,: «…каким бы отрицательным влияниям не подвергался ребенок в ходе своего развития, наиболее серьезные последствия влечет за собой его желание господствовать над себе подобными, стремление к личной власти, которая даст ему преимущества по сравнению с ними. В нашей культуре он практически обречен развиваться по определенному образцу», «Анализируя структуру и развитие психики любого человека, мы можем не только понять его прошлое, но также строить обоснованные предположения относительно его будущего».

НАУКА О ХАРАКТЕРЕ

ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ

А. Адлер подробно рассматривает проблему развития характера и становления темперамента. Автор считает важным дать определение характеру: «Характер — это психологическая модель, качество и природа взаимоотношений индивидуума с той средой, в которой он живет. Это поведенческая установка, согласно которой он ведет борьбу за самоутверждение в соответствии со своим социальным чувством». Так же автор отмечает, что черты характера приобретаются нами для того, чтобы помочь нам идти по нашему жизненному пути.

«После стремления к власти наиболее важную роль в развитии характера играет социальное чувство. Так же как стремление к самоутверждению, оно находит свое выражение в первых побуждениях ребенка, особенно в его желании общения и нежности» — заявляет автор, говоря о значении социального чувства. «Общинный дух, или социальное чувство, находится под влиянием как чувства собственной неполноценности, испытываемого человеком, так и компенсаторного стремления к власти».

«Каждая черта характера, присущая данной личности, олицетворяет направление, в котором ее психика развивалась с раннего детства. Это развитие может идти по прямой или изобиловать поворотами и объездами» — так развивается характер по Адлеру. Автор делит людей на два типа по развитию их характера, тип А — будет подходить к своим проблемам прямо, тип Б — не пойдет по пути к самоутверждению и власти напрямик, а применит серию обходных маневров. Так же Адлер отмечает: «До некоторой степени оба типа могут сосуществовать в одной и той же личности».

Еще автор классифицирует людей в зависимости от их реакции на трудности и выделяет два типа: оптимисты и пессимисты. Так же Адлер говорит: «Людей можно также разделить на агрессивных и обороняющихся» и поясняет «Агрессивным людям присущи такие черты, как грубость и жестокость» и «Оборонцы» — это те, кому повсюду чудится угроза. Они постоянно настороже. Они компенсируют свое чувство неуверенности в себе не агрессией, а беспокойством, осторожностью и трусостью». Плюс ко всему автор делит людей на мыслителей и деятелей.

Что же касается темперамента, здесь Адлер не уходит от традиционного разделения на сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический тип.

Рассмотрев данный вопрос, автор делает вывод: «всеобщность существования социального чувства, которое соединяет человечество в единое целое; это социальное чувство, или общественный дух, и стоит у истоков великих достижений нашей цивилизации» и «критерием характера является оценка тех факторов, которые наиболее враждебны социальному чувству: склонности к борьбе за личную власть и преобладанию над другими».

АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

В данной главе автор акцентирует свое внимание на таких чертах характера, которые отталкивают людей повседневности и работают на человека отрицательным способом.

Имея в виду тщеславие, автор говорит о возвышении себя над другими. Говоря об игре в бога, Адлер выдвигает точно такую же мысль, это борьба за власть и возвышение себя над другими. Говоря и о ревности, и о ненависти, и о жадности автор выдвигает мысль о том, что все эти чувства и черты характера проявление властолюбия, желания быть первым и главным.

Адлер, анализируя этот вопрос, делает вывод о том, что некоторые люди часто ставят свои мелкие дела, чувства и т.д. превыше всего, что его окружает. В этом и вся утопичность.

ДРУГИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА

В этой главе Адлер рассматривает такие проявления характера, которые человек применят к себе в своей повседневности, придерживаясь особенностям своей одержимости.

Предрассудки и педантизм, покорность, невезение, невоспитанность — такие черты характера могут отталкивать от нас людей, принося в нашу жизнь негативное отношение. А так же властолюбие, религиозность, школярское поведение могут раздражать нашего собеседника. Все эти качества по Адлеру для людей «со странностями».

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

«Чувства и эмоции являются акцентированными проявлениями того, что мы ранее описали как черты характера» — говорит автор. В данной главе Адлер раскрывает проблему выражения поведения людей, с помощью чувств и эмоций.

Здесь автор классифицирует чувства на разъединяющие и объединяющие. К разъединяющим относит: гнев, горе, отвращение, страх и злоупотребление эмоциями. К объединяющим же относит: радость, сострадание и смирение.

Говоря о разъединяющих, автор имеет в виду те чувства и эмоции, которые направлены на подавление одного человека другим, те проявления, которыми злоупотребляет человек, чтобы избежать каких-либо проблем или уйти от ненужной ситуации.

Анализируя объединяющие, автор говорит о тех чувствах, которые стирают границу между людьми и объединяют их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей реферативной работе была рассмотрена монография Альфреда Адлера «Понять природу человека». Все поставленные задачи и главная цель реферата выполнены.

Все цетируемые *** взяты измонографии.

Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что данная теория Адлера является доказательством того, что индивидуум не может быть отделен от социума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Понять природу человека – СПб.: «Академический проект», 1997. – 256 с.

2. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теория личности 3–е изд. // СПб 2006. – 217с.

3. Семинар Муравьевой О.И. «Индивидуальная психология личности по Адлеру».

Кафедра социальных коммуникаций

РЕФЕРАТ

монографии Альфреда Адлера «Понять природу человека»

по дисциплине «Психология личности»

Выполнила

студентка группы №20207

_____ С.А.Хабутдинова

Проверил

преподаватель

______О.И.Муравьева

_______________________

зачтено /не зачтено

Томск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА.. 4

1.1 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?. 4

1.2 ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ.. 4

1.3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО.. 5

1.4 МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ... 5

1.5 ГРАНИ НЕРЕАЛЬНОГО.. 6

1.6 КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.. 6

1.7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.. 7

1.8 МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ НАЧАЛО.. 8

1.9 СОЗВЕЗДИЕ СЕМЬИ.. 9

2 НАУКА О ХАРАКТЕРЕ.. 10

2.1 ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ.. 10

2.2 АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.. 11

2.3 НЕАГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.. 11

2.4 ДРУГИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА.. 11

2.5 ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ.. 12

2.6 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 13

ВВЕДЕНИЕ

Книга знакомит читателя с основными идеями А. Адлера по психологии личности. По словам самого автора "цель книги — показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь, научить людей распознавать свои ошибки и, наконец, показать, как гармонично адаптироваться к социальной среде".

В основе подхода Адлера — убеждение в том, что человек свободно делает выбор и отвечает за свои поступки — а, стало быть, контролирует и изменяет свое поведение. Монография, написанная еще в 1931году, дает представление о практической системе понимания человеческой природы, которая легла в основу множеств направлений современной психотерапии.

Вся книга делится на два блока, это — I. Основы развития характера и II. Наука о характере. В первом блоке рассматривается психическая деятельность и психологические характеристики. Во втором же блоке общие соображения о чертах характера человека.

Цель моей реферативной работы — вычленить основные понятия, которые использует автор.

Задачи:

1. Представить общие сведения о монографии А. Адлера «Понять природу человека»;

2. Кратко отразить главные моменты содержания книги;

3. Изложить выводы, сделанные А. Адлером;

4. Сформулировать понятийный аппарат автора.

Реферативная работа монографии по Адлеру состоит из введения, двух частей, в первой представлены 9 разделов, а во второй 6 разделов, а так же заключения и списка используемой литературы.

ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА

Автор делит первую часть своей книги на 9 разделов, рассмотрим каждый из них.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИКА?

В данной главе автор анализирует такой феномен, как эволюция психики. По Адлеру: «Развитие психики связано с движением и что эволюция и прогресс всех психологических явлений обусловлены подвижностью организма. Эта подвижность стимулирует, активизирует и требует все большей интенсификации умственной деятельности».

Далее автор размышляет о функции психики и дает определение психической деятельности. А. Адлер утверждает: «Психическая деятельность — это комплекс агрессивных и защитных механизмов, конечное назначение которых — гарантировать продолжение существования данного организма и дать ему возможность безопасного развития».

Что же касается целеустремленности человека, здесь Адлер говорит о том, что целю и определяется умственная жизнь личности. Следуя закону, управляющему нашей психикой, человек следуя своей цели, выполняет запрос психики на эту цель. Так же автор отмечает, что психологическая цель идет из детских воспоминаний, представлений об идеальном. Целеустремлённость взрослого человека, это как борьба ребёнка быть лучше других. При таких условиях основной целью часто становится уклонение от трудностей, ведь ребенок часто пытается избежать трудностей, чтобы уйти от ответственности. В этом месте главной целью родителей должно быть воспитание открытой к общению, позитивной и активной личности. Ведь если ребенок вырастет пассивным и неуверенным, его цель окажется вне его досягаемости.

Наши рекомендации