На основе проведенного наблюдения необходимо составить резюме, в котором должны отражаться основные тенденции деятельности психолога в конкретной организации.

По окончании практики студенты-практиканты специализации «Социальная психология» оформляют отчетную документацию в соответствии с проделанной работой по каждому из блоков. При этом они также предоставляют всю остальную отчетную документацию (организационный дневник, отчет о прохождении практики, черновой вариант дипломной работы).

Некоторые материалы диагностического и коррекционного характера не могут быть предоставлены в отчетной документации у студентов, проходящих практику в подразделениях силовых структур в силу специфики деятельности данных организаций.

Виды деятельности студентов 5 курса специализации «Педагогическая психология»на практике

Преддипломная практика студентов специализации «Педагогическая психология» предусматривает их самостоятельную работу в качестве сотрудника социально-психолого-педагогической службы учреждения образования. Основной цельюпрактики выступает интеграция и обогащение сформированных у студента умений диагностической, методической, педагогической, профилактической деятельности психолога.

Основные задачи студента-практиканта при прохождении практики:

1. Сбор и анализ материалов для выполнения эмпирической части дипломной работы.

2. Изучение деятельности психолога в организации и нормативной документации, регламентирующей его деятельность.

3. Формирование умения выделять актуальные для конкретного УО психологические проблемы и находить пути их решения.

4. Приобретение навыков практической работы психолога; планирование деятельности.

В ходе прохождения преддипломной практики студенту-практиканту необходимо выполнить задания, представленные в следующих направлениях.

1. Научно-исследовательское предполагает выполнение задания диагностического или исследовательского характера по запросу администрации учреждения образования; выполнение эмпирической части дипломного исследования.

Задания данного направления, а именно его диагностической части направлены на обобщение имеющихся у студентов знаний в области общей психодиагностики и практической психологии, умений работы с различными источниками информации. Выполнение задания предполагает не просто механический подбор практикантом методик по выбранной теме, а теоретический анализ диагностируемого проявления психики и научное обоснование инструментария его измерения. В течение практики каждый студент должен выполнить одно из следующих заданий (либо предложить собственное).

1 Диагностика внимания

2 Диагностика мнестической деятельности

3 Диагностика сформированности понятийного мышления (обобщающих опер.)

4 Диагностика вербально-логического мышления

5 Диагностика практического интеллекта

6 Диагностика уровней развития социального интеллекта

7 Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении

8 Диагностика эмоционально-личностного развития младшего школьника

9 Диагностика эмоционально-личностного развития подростка

10 Диагностика межличностных отношений младшего школьника

11 Диагностика межличностных отношений подростка

12 Диагностика одаренности

13 Диагностика темперамента

14 Диагностика акцентуаций характера

15 Диагностика тревожности

16 Диагностика синдрома эмоционального выгорания

17 Диагностика детско-родительских отношений

18 Диагностика стилей педагогического общения

19 Диагностика мотивации деятельности

20 Диагностика стилей разрешения конфликтов

21 Диагностика стилей управленческой деятельности

22 Диагностика психических состояний

23 Диагностика агрессивности

24 Диагностика стрессоустойчивости

25 Диагностика психологического климата в коллективе

Оформление задания: машинописный текст в папке с файлами.

Структура включает в себя следующие компоненты:

- краткое теоретическое понятие диагносцируемого феномена

(1-2 страницы с представлением различных точек зрения на него);

- не менее пяти методик по теме (автор, когда была создана, целевая аудитория, апробация, текст, ключ обработки и интерпретации данных);

- список использованной и рекомендуемой литературы.

2. Методическоетребует, во-первых, подготовку методических материалов – рекомендации, папки и др. – для администрации, педагогов, психолога в соответствии со спецификой учреждения образования; во-вторых, обобщение диагностического инструментария психолога по выбранной проблеме.

Задания данного блока направлены на развитие диалогичности сознания будущих психологов, гибкости профессионального мышления и умения переводить понятийный аппарат научной психологии в доступную для непрофессионалов вербальную и образную форму.

Предлагаемые темы являются отражением наиболее актуальных проблем психического и личностного развития современного школьника, при столкновении с которыми окружающие ребенка взрослые испытывают определенные затруднения. Задача психолога – предложить учителям и родителям конкретные и понятные рекомендации, направленные либо на разрешение уже существующих проблем, либо на их профилактику. В течение практики студент должен выполнить одно задание из методического блока по следующим проблемам (либо предложить собственное).

1 Интеллектуальная готовность к обучению в школе

2 Мотивационная готовность к обучению в школе

3 Социально-личностная готовность к школьному обучению

4 Трудности адаптации к школьной жизни

5 Неуспевающие младшие школьники (подростки)

6 Дисграфия. Дислексия. Акалькулия

7 Леворукие дети

8 Депривированные дети

9 Тревожность младших школьников (или подростков)

10 Школьные неврозы (младшие школьники или подростки)

11 Детские страхи

12 Одаренные дети

13 Астеничные дети

14 Гиперактивные дети (дети с СДВГ)

15 Избалованные дети

16 Застенчивые дети

17 Нарушения детско-родительских отношений

18 Ревность между сиблингами

19 Дети с компьютерной зависимостью

20 Суицидальное поведение подростков

21 Аддиктивное поведение школьников

22 Ребенок-манипулятор

23 Ребенок-перфекционист

Оформление задания: машинописный текст в папку с файлами.

Структура:

- описание проблемы (феноменология, причины возникновения, краткая история изучения);

- рекомендации для учителей, родителей (может быть одноклассников), практические упражнения;

- список рекомендуемой литературы.

3. Практическоесвязаноспросветительской и профилактической работой по актуальным для конкретного учреждения образования психологическим проблемам.

Необходимо обратить внимание при планировании на следующие моменты:

- представленность в заданиях всех указанных направлений деятельности психолога учреждения образования;

- обязательное выполнение одного задания методического блока (папка с психологическими рекомендациями) и одного задания диагностического блока (папка с диагностическим инструментарием);

- минимум два задания практической направленности должны быть предложены студентом самостоятельно на основе его собственного понимания запроса на деятельность психолога в конкретном учреждении образования,

- каждая неделя практики должна включать 2-3 задания.

Индивидуальное задание оформляется в двух экземплярах (для студента и преподавателя). В нем должны быть четко обозначены все виды работ, которые должен осуществить практикант и временные сроки их выполнения.

Наши рекомендации