Производственная (преддипломная) ПРАКТИКА
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
«Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина»
______________ М.Э. Чесновский
«_____» _______________ 2011 г.
Регистрационный № УД-_____/п.
ПРОГРАММА
Производственная (преддипломная) ПРАКТИКА
для специальности:
1-23 01 04 Психология
направления специальности:
________________ _________________________________;
(код направления специальности) (наименование направления специальности)
специализации:
________________ _________________________________
(код специализации) (наименование специализации)
2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
С.Л. Ящук,доцент кафедры психологииучреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат психологических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой психологии учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № ____от ___________ 20__ г.)
Заведующий кафедрой | |||
Г.И. Малейчук | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Учебно-методической комиссией (Советом) психолого-педагогического факультета учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № ____от ___________ 20__ г.)
Председатель | |||
А.Е. Левонюк | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Научно-методическим советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № ____ от ___________ 20__ г.)
Председатель | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Пояснительная записка
Производственная преддипломная практика является важнейшей частью общего образовательного процесса при подготовке студентов по специальности 1-23 01 04 «Психология» и разработана в соответствии с учётом требований образовательных стандартов, утвержденных Постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 02.05. 2008 № 40, 07.08. 2008 № 64, Положением о производственной практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11. 2000 № 1823.
Целью производственной преддипломной практики является углубленное закрепление теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности, проверка возможностей самостоятельной работы в условиях конкретного предприятия (учреждения образования), подготовка материала к дипломному проекту (работе).
Достижение указанной цели предусматривает решение целого ряда задач:
- освоение системы управления в организации (учреждении образования) и её составляющих во взаимосвязи и взаимодополняемости;
- усвоение содержания основных видов деятельности психолога в организации или в учреждении образования;
- закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретической подготовки;
- приобретение навыков правильного и грамотного ведения соответствующей документации (на производстве и в учреждениях образования);
- участие в разработке организационно-методических и нормативных документов в сфере производственной на предприятиях, в учреждениях образования;
- формирование умения адаптировать полученные знания по психологии к психологическим и возрастным особенностям конкретной аудитории, а также транслировать психологическую информацию соответствующим для данной аудитории языком;
- освоение и самостоятельное применение приемов и методов по регулированию системы межличностных отношений в конкретном коллективе;
- информирование коллектива о современных достижениях психологии по вопросам обеспечения динамического и эффективного управления развитием организации;
- разработка и проведение специально разработанных занятий (индивидуальных и групповых) по имеющимся запросам;
- проведение научно-исследовательской работы с последующим представлением полученных результатов с точки зрения их практического применения в конкретной организации;
- развитие потребности к самосовершенствованию;
- развитие личностных профессионально-важных качеств будущих специалистов: самостоятельность, ответственность, эмпатийность, рефлексивность, креативность;
- овладение навыками саморегуляции.
Преддипломная практика является обязательным видом учебной работы студентов специальности 1-23 01 04 Психология.
Преддипломной практике предшествует изучение основных дисциплин по специальности общая, возрастная и педагогическая психология, психология развития, социальная психология, психология личности, психология управления, психология рекламы и маркетинга, работа психолога в учреждениях образования, работа психолога в организациях, методика преподавания психологии, а также курсов по выбору студентов юридическая психология, клиническая психология, работа с одаренными детьми, техники работы с семьей, работа с детьми с особенностями развития, психология делового общения, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Преддипломная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин. Немаловажным является факт прохождения практик по основной специальности на предыдущих курсах.
В соответствии с учебным планом преддипломная практика проводится для студентов дневной формы обучения в десятом семестре (продолжительность – 8 недель); для студентов заочной формы обучения в двенадцатом семестре (продолжительность – 6 недель).
Прохождение практики является необходимой основой для подготовки будущих психологов, получающих квалификацию «Психолог. Преподаватель психологии».
В соответствии с целью практики она осуществляется на различных базах: в организациях, учреждениях образования и предприятиях, соответствующих профилю подготовки специалистов.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- наличие базы, соответствующей запросам практики;
- надежность отношений с администрацией учреждений образования
(организаций);
- наличие высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять планомерное руководство деятельности студентов-практикантов, а также контролировать эту деятельность;
- стратегическое планирование, позволяющее осуществлять долгосрочные проекты совместной деятельности на взаимовыгодных условиях.
Содержание преддипломной практики на различных специализациях имеет свою специфику. На специализации «Педагогическая психология» оно представлено тремя направлениями: научно-исследовательским, методическим и практическим. Специализация «Социальная психология» включает в себя пять блоков: кадровый менеджмент, диагностический, информационный, тренинго-развивающий, маркетинговый. В конечном итоге, эти составляющие деятельности студентов-практикантов на практике позволяют сформировать им такие общепрофессиональные компетенции как
- владение и применение базовых научно-практических знаний для решения теоретических и практических задач;
- владение исследовательскими навыками;
- умение работать самостоятельно;
- способность к порождению новых идей;
- владение междисциплинарным подходом при решении проблем.
Следующие профессиональные компетенции по видам деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
- формулировка и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
- подбор необходимых методов исследования, модификация существующих либо разработка новых методов, исходя из задач конкретного исследования;
- планирование, организация и ведение научно-исследовательской, просветительской, профилактической, консультационной работы;
- подготовка научных материалов, составление рефератов, обзоров, рецензий;
- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;
в учебно-воспитательной деятельности:
- принятие участия в формулировке и решении задач, возникающих в педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
- принятие участия в планировании, организации и ведении научно-методической и учебно-методической работы;
- выполнение функций преподавателя психологии в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе, педагога-психолога при работе во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях, медицинского психолога в лечебных учреждениях, социального психолога в психологии управления, бизнеса, силовых структур, промышленности, массовых коммуникаций, в социально-педагогических, психологических, профориентационных службах.
в диагностико-консультационной деятельности:
- планирование, организация и ведение диагностической и консультационной работы;
- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформление в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;
- выполнение функций эксперта-психолога в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе, во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях, в лечебных учреждениях, в сфере управления, бизнеса, силовых структур, промышленности, массовых коммуникаций, в социально-педагогических, психологических, профориентационных службах;
в коррекционно-реабилитационной деятельности:
- принять участие в планировании, организации и ведении просветительской, профилактической, диагностической, консультативной, психокоррекционной, психореабилитационной работе;
- выполнять функции педагога-психолога при работе в высших учебных заведениях, учреждениях системы среднего и среднего специального образования, внешкольных, дошкольных учреждениях, медицинского психолога в лечебных учреждениях, социального психолога в сфере управления, бизнеса, промышленности, силовых структур, массовых коммуникаций, психолога в социально-педагогических, психологических и профориентационных службах;
в инновационной деятельности:
- принять участие в разработке инновационных технологий оказания психологической помощи, психологической диагностики и профессиональной ориентации;
- принять участи в оценивании готовности организаций к нововведениям и консультирование их с целью повышения инновационного потенциала;
в культурно-просветительской деятельности:
- принять участие в планировании, организации и ведении просветительской работы;
- содействовать повышению уровня психологической грамотности населения.
Специальные компетенции:
- обладать качествами зрелой личности;
- владеть навыками социального взаимодействия;
- уметь работать в коллективе;
- быть способным к саморазвитию.
содержание практики
Программа прохождения практики на 5 и 6 курсе предусматривает несколько этапов:
организационный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. На данном этапе производится подбор баз практик, разрабатываются программы практики (распределение студентов и руководителей по базам практик), оформляются в окончательном варианте индивидуальные задания, подготавливаются сопроводительные документы, в том числе и по оплате практики.
После обсуждения организационных вопросов факультетский руководитель проводит установочную конференцию, на которой присутствуют руководители практик от вуза, представители от деканата, студенты-практиканты.
Студенты подразделяются на несколько подгрупп (по 2-5 студентов в каждой), за каждой из которой закрепляется групповой руководитель из числа преподавателей кафедры.
Они знакомятся с задачами, программой практики, отчетной документацией по практике. Студентам-практикантам сообщаются требования по прохождению практики на базах (выполнение графика, внутреннего распорядка, выполнение индивидуальных заданий, подготовка и сдача отчетов);
прохождение практики включает в себя:
ознакомительный этап – знакомство студентов с учреждением, в котором будет проходить практика; составление индивидуального плана работы. При планировании, которое осуществляет групповой руководитель совместно со студентом, важно учитывать следующие моменты: представленность в заданиях всех указанных направлений деятельности психолога; обязательное выполнение заданий методического, диагностического и др.блоков, а также должны быть предложены задания творческого плана студентами-практикантами с точки зрения понимания запросов учреждения; консультации с преподавателями-руководителями практики;
основной этап – выполнение основных заданий практики; сбор материала по теме дипломной работы; освоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований (работ); анализ и обсуждение полученных результатов с руководителем практики; подготовка проектов документов, входящих в сферу деятельности психолога;
заключительный этап – предполагает аналитический обзор литературы, изученной в ходе практики; анализ проведенных видов работ и полученных результатов; обобщение исходных материалов; подготовка выводов, рекомендаций и предложений, используя результаты анализа полученных данных, а также предоставление в установленные сроки соответствующей документации руководителю практики;
подведение итогов практики осуществляется на научно-практической конференции. Студенты готовят выступления, выставку учебно-методических материалов, в которых отражены ход и результаты практики. В конференции принимают участие групповые руководители, которые совместно с факультетским руководителем оценивают деятельность во время прохождения практики с учетом оценки психолога учреждения. Подводятся итоги работы студентов, высказываются пожелания и замечания. Студенты от каждой базы готовят в форме устных выступлений (одно выступление от базы), либо презентации отчет о прохождении практики, обмениваются мнениями, высказывают свои пожелания.
Виды деятельности студентов 5 курса специализации «Социальная психология»на практике.
Цель практики: практическая подготовка студентов для сопровождения управления человеческими ресурсами в организации и продвижения организации на рынке.
Задачи практики:
1. Освоение и применение конкретных психодиагностических методик в профессиональном отборе будущих сотрудников организации.
2. Освоение и применение методов и приемов по регуляции межличностных отношений в производственном коллективе.
3. Информирование сотрудников различных подразделений о достижениях современной психологии в обеспечении динамического и эффективного развития организации.
4. Повышение эффективности деятельности сотрудников различных подразделений с помощью специально организованных занятий.
В ходе прохождения преддипломной практики студенту-практиканту необходимо выполнить задания, представленные следующими блоками: кадровый менеджмент; диагностический блок; информационный блок; тренинго-развивающий блок; маркетинговая деятельность психолога в организации.
Кадровый менеджмент
Кадровый менеджмент – целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Кадровый менеджмент включает в себя следующие основные этапы: планирование ресурсов; набор и отбор персонала; профориентация и адаптация; обучение персонала; оценка трудовой деятельности; повышение, понижение, перевод, увольнение персонала; определение зарплаты и льгот; подготовка руководящих кадров; управление продвижением по службе.
Данный блок предполагает:
а) проведение интервью и соответствующее его оформление;
б) планирование роста и перемещения персонала на основании проведенных исследований;
в) определение перечня требований к руководящим кадрам (по ролям) на основании диагностики.
Диагностический блок
Данный блок предполагает проведение исследований в разных подразделениях данной структуры. Проведение следующих методик позволит выявить «болевые» точки в коллективе и даст возможность работать с другими блоками:
- «экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто;
- методика «Групповые роли»;
- методика «Склонность к определенному стилю руководства Е.П. Ильина;
- изучение ценностно-ориентационного единства Р.О. Немова;
- методики самооценки деловых и личностных качеств руководителя («Мотивация к успеху Т. Элерса», «Мотивация к избеганию неудач Т. Элерса», «Диагностика степени готовности к риску Шуберта», «Опросник для самооценки упорства Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко», «Самооценка мотивации одобрения Д.Марлоу и Д.Крауна», «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной»).
Информационный блок
Данный блок подразумевает проведение лекций, бесед, консультаций, выпуск информационных бюллетеней в различных структурных подразделениях (по запросу).
Цель: представить сведения, позволяющие более полно и содержательно раскрыть основные теоретические положения по заявленной проблематике, что позволит использовать их в практической деятельности. Предполагаемая тематика следующая:
а) мотивация и стимулирование персонала в организации.
б) причины возникновения и способы разрешения конфликтов.
в) психологические барьеры по отношению к инновациям.
г) психологическое обеспечение профессионального здоровья руководителя.
Требования к сообщениям:
Предоставляемый материал должен быть: научным, содержательным, конкретным, доступным и интересным. Информация должна включать инновационные элементы. Возможность использования данного материала в конкретных ситуациях. В сообщении необходимо учитывать целевую аудиторию.
Объем материала – 6 печатных страниц.
Тренинго-развивающий блок
Данный блок подразумевает проведение тренингов, способствующих личностному росту членов команды.
К тренингам, позволяющим решить данную задачу, можно отнести: сенситивный тренинг, тренинг уверенности в себе, тренинг лидерства и тренинг коммуникативной компетентности и др.
Задача студентов-практикантов при проведении конкретного тренинга – разработать полную программу тренинга.
Программа тренинга и результаты его проведения должны быть отражены в документации.
Информационная часть
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1.1) основная литература
для студентов отделения «Социальная психология»
1 Глухов, В.В. Менеджмент : Учебник для вузов / В.В. Глухов. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – 608 с.: ил.
2 Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 701 с.
3 Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства / Э. Кристофер, Л. Смит ; пер. с англ. – СПб. : Питер, 2001. – 161 с.
4 Лидер и его команда. Практика работы тренеров и консультантов в организациях / под ред. Н.В. Клюевой. – СПб. : Речь, 2008. – 208 с.
5Мананникова, Е.Н. Психология управления / Е.Н. Мананникова. – М. : «Дашков и К», 2008. – 320 с.
6 Мещерякова, Е.В. Психология управления / Е.В. Мещерякова. – Минск : Выш. шк., 2005. – 237 с.
7 Мучинский, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучинский. – СПб. : Питер, 2004. – 539 с.
8 Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. – СПб. : Изд-во «Речь», 2002. – 298 с.
9 Шульц, Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.
10 Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2004. – 639 с.
11 Райзберг, Б.А. Психологические основы управления / Б.А. Райзберг, А.К. Тутунджян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 240 с.
12 Розанова, В.А. Психология управления / В.А. Розанова. – М. : «Интел-Синтез», 1999. – 352 с.
13 Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Макей ; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
для студентов отделения «Педагогическая психология»
14Бардиер, Г.Л. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская. – СПб. : Речь, 2005. – 208 с.
15 Борба, М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться / М. Борба ; пер. с англ. – М. : Изд. Дом «Вильямс», 2006. – 320 с.
16 Демоз, Л. Психоистория / Л. Демоз; пер. с англ. – Ростов н/ Дону : Феникс, 2000. – 512 с.
17 Жинот, Х. Учитель и ребенок : кн. для родителей и учителей / Х. Жинот ; пер. с англ. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 1997. – 384 с.
18 Жутикова, Н.В. Психологические уроки обыденной жизни / Н.В. Жутикова. – М. : Просвещение, 1990. – 256 с.
19 Керделлан, К. Дети процессора / К. Керделлан, Г. Грезийон ; пер. с фр. – Екатеринбург : «У-Фактория», 2006. – 272 с.
20 Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. – СПб. : Питер, 2004. – 480 с.
21 Кривцова, С. Учитель и проблемы дисциплины: тренинг для педагогов / С. Кривцова. – М. : Генезис, 1997. – 288 с.
22 Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер ; пер. с англ. – М. : Класс, 2005. – 336 с.
23 Осипова, А.А. Общая психокоррекция : уч. пос. / А.А. Осипова. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. – 512 с.
24 Педагогика и психология семейного воспитания / под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2008. – 360 с.
25 Семаго, Н. Теория и практика оценки психического развития ребенка / Н. Семаго, М. Семаго. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
26 Спиваковская, О.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. (Т.1 и Т.2)
27 Субботский, Е. Ребенок открывает мир / Е. Субботский. – М. : Смысл ; СПб. : Питер, 2005. – 334 с.
28 Фристад, М. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером / М. Фристад, Дж. Арнольд ; пер. с англ. – СПб. : Питер, 2004. – 272 с.
29 Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб. : Речь, 2007. – 480 с.
1.2) дополнительная литература
для студентов отделения «Социальная психология»
30 Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение : Учеб. пособие / О.А. Баева. – 2-е изд., исправл. – Мн. : Новое знание, 2001. – 328 с. ; ил.
31 Зазыкин, В.Г. Менеджер : психологические аспекты профессии / В.Г. Зазыкин, А.П. Чернышев. – М. : ЦИТП, 1992. – 168 с.
32 Занковский, А.Н. Организационная психология : Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. – 2-е изд. – М. : Флинта : МПСИ, 2002. – 648 с.
Примерные критерии оценивания
«Три» – не выполнен обязательный минимум.
«Четыре» –выполнение предписанного минимума с несколькими ошибками научного, методического, организационного или другого характера.
«Пять» –выполнение предписанного обязательного минимума (с незначительными ошибками).
«Шесть» –фактически безошибочное выполнение обязательного минимума.
«Семь» –обязательный минимум заданий, а также выполнение 2-3 заданий по просьбе психолога базы практики.
«Восемь» –обязательный минимум, при этом проведение 4-5 мероприятий по заказу психолога базы практики.
«Девять» – обязательный минимум, а также проведение 4-5 мероприятий с применением элементов инновационных технологий по собственной инициативе.
«Десять» – см. оценку «девять», к этому добавляется полный текст чернового варианта дипломной работы и благодарность от администрации базы прохождения практики.
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
«Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина»
______________ М.Э. Чесновский
«_____» _______________ 2011 г.
Регистрационный № УД-_____/п.
ПРОГРАММА
Производственная (преддипломная) ПРАКТИКА
для специальности:
1-23 01 04 Психология
направления специальности:
________________ _________________________________;
(код направления специальности) (наименование направления специальности)
специализации:
________________ _________________________________
(код специализации) (наименование специализации)
2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
С.Л. Ящук,доцент кафедры психологииучреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат психологических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой психологии учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № ____от ___________ 20__ г.)
Заведующий кафедрой | |||
Г.И. Малейчук | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Учебно-методической комиссией (Советом) психолого-педагогического факультета учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № ____от ___________ 20__ г.)
Председатель | |||
А.Е. Левонюк | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Научно-методическим советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
(протокол № ____ от ___________ 20__ г.)
Председатель | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Пояснительная записка
Производственная преддипломная практика является важнейшей частью общего образовательного процесса при подготовке студентов по специальности 1-23 01 04 «Психология» и разработана в соответствии с учётом требований образовательных стандартов, утвержденных Постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 02.05. 2008 № 40, 07.08. 2008 № 64, Положением о производственной практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11. 2000 № 1823.
Целью производственной преддипломной практики является углубленное закрепление теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности, проверка возможностей самостоятельной работы в условиях конкретного предприятия (учреждения образования), подготовка материала к дипломному проекту (работе).
Достижение указанной цели предусматривает решение целого ряда задач:
- освоение системы управления в организации (учреждении образования) и её составляющих во взаимосвязи и взаимодополняемости;
- усвоение содержания основных видов деятельности психолога в организации или в учреждении образования;
- закрепление и углубление знаний, полученных в ходе теоретической подготовки;
- приобретение навыков правильного и грамотного ведения соответствующей документации (на производстве и в учреждениях образования);
- участие в разработке организационно-методических и нормативных документов в сфере производственной на предприятиях, в учреждениях образования;
- формирование умения адаптировать полученные знания по психологии к психологическим и возрастным особенностям конкретной аудитории, а также транслировать психологическую информацию соответствующим для данной аудитории языком;
- освоение и самостоятельное применение приемов и методов по регулированию системы межличностных отношений в конкретном коллективе;
- информирование коллектива о современных достижениях психологии по вопросам обеспечения динамического и эффективного управления развитием организации;
- разработка и проведение специально разработанных занятий (индивидуальных и групповых) по имеющимся запросам;
- проведение научно-исследовательской работы с последующим представлением полученных результатов с точки зрения их практического применения в конкретной организации;
- развитие потребности к самосовершенствованию;
- развитие личностных профессионально-важных качеств будущих специалистов: самостоятельность, ответственность, эмпатийность, рефлексивность, креативность;
- овладение навыками саморегуляции.
Преддипломная практика является обязательным видом учебной работы студентов специальности 1-23 01 04 Психология.
Преддипломной практике предшествует изучение основных дисциплин по специальности общая, возрастная и педагогическая психология, психология развития, социальная психология, психология личности, психология управления, психология рекламы и маркетинга, работа психолога в учреждениях образования, работа психолога в организациях, методика преподавания психологии, а также курсов по выбору студентов юридическая психология, клиническая психология, работа с одаренными детьми, техники работы с семьей, работа с детьми с особенностями развития, психология делового общения, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Преддипломная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин. Немаловажным является факт прохождения практик по основной специальности на предыдущих курсах.
В соответствии с учебным планом преддипломная практика проводится для студентов дневной формы обучения в десятом семестре (продолжительность – 8 недель); для студентов заочной формы обучения в двенадцатом семестре (продолжительность – 6 недель).
Прохождение практики является необходимой основой для подготовки будущих психологов, получающих квалификацию «Психолог. Преподаватель психологии».
В соответствии с целью практики она осуществляется на различных базах: в организациях, учреждениях образования и предприятиях, соответствующих профилю подготовки специалистов.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- наличие базы, соответствующей запросам практики;
- надежность отношений с администрацией учреждений образования
(организаций);
- наличие высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять планомерное руководство деятельности студентов-практикантов, а также контролировать эту деятельность;
- стратегическое планирование, позволяющее осуществлять долгосрочные проекты совместной деятельности на взаимовыгодных условиях.
Содержание преддипломной практики на различных специализациях имеет свою специфику. На специализации «Педагогическая психология» оно представлено тремя направлениями: научно-исследовательским, методическим и практическим. Специализация «Социальная психология» включает в себя пять блоков: кадровый менеджмент, диагностический, информационный, тренинго-развивающий, маркетинговый. В конечном итоге, эти составляющие деятельности студентов-практикантов на практике позволяют сформировать им такие общепрофессиональные компетенции как
- владение и применение базовых научно-практических знаний для решения теоретических и практических задач;
- владение исследовательскими навыками;
- умение работать самостоятельно;
- способность к порождению новых идей;
- владение междисциплинарным подходом при решении проблем.
Следующие профессиональные компетенции по видам деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
- формулировка и решение задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
- подбор необходимых методов исследования, модификация существующих либо разработка новых методов, исходя из задач конкретного исследования;
- планирование, организация и ведение научно-исследовательской, просветительской, профилактической, консультационной работы;
- подготовка научных материалов, составление рефератов, обзоров, рецензий;
- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;
в учебно-воспитательной деятельности:
- принятие участия в формулировке и решении задач, возникающих в педагогической деятельности и требующих углубленных профессиональных знаний;
- принятие участия в планировании, организации и ведении научно-методической и учебно-методической работы;
- выполнение функций преподавателя психологии в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе, педагога-психолога при работе во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях, медицинского психолога в лечебных учреждениях, социального психолога в психологии управления, бизнеса, силовых структур, промышленности, массовых коммуникаций, в социально-педагогических, психологических, профориентационных службах.
в диагностико-консультационной деятельности:
- планирование, организация и ведение диагностической и консультационной работы;
- представление итогов проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформление в соответствии с имеющимися требованиями с привлечением современных средств редактирования и печати;
- выполнение функций эксперта-психолога в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе, во внешкольных, дошкольных и школьных учреждениях, в лечебных учреждениях, в сфере управления, бизнеса, силовых структур, промышленности, массовых коммуникаций, в социально-педагогических, психологических, профориентационных службах;
в коррекционно-реабилитационной деятельности:
- принять участие в планировании, организации и ведении просветительской, профилактической, диагностической, консультативной, психокоррекционной, психореабилитационной работе;
- выполнять функции педагога-психолога при работе в высших учебных заведениях, учреждениях системы среднего и среднего специального образования, внешкольных, дошкольных учреждениях, медицинского психолога в лечебных учреждениях, социального психолога в сфере управления, бизнеса, промышленности, силовых структур, массовых коммуникаций, психолога в социально-педагогических, психологических и профориентационных службах;
в инновационной деятельности:
- принять участие в разработке инновационных технологий оказания психологической помощи, психологической диагностики и профессиональной ориентации;
- принять участи в оценивании готовности организаций к нововведениям и консультирование их с целью повышения инновационного потенциала;
в культурно-просветительской деятельности:
- принять участие в планировании, организации и ведении просветительской работы;
- содействовать повышению уровня психологической грамотности населения.
Специальные компетенции:
- обладать качествами зрелой личности;
- владеть навыками социального взаимодействия;
- уметь работать в коллективе;
- быть способным к саморазвитию.
содержание практики
Программа прохождения практики на 5 и 6 курсе предусматривает несколько этапов:
организационный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. На данном этапе производится подбор баз практик, разрабатываются программы практики (распреде<