Постмодернистские теоретические модели
Термин конструктивизм используется многими современными психотерапевтами означает, что реальность, с их точки зрения, «конструируется» благодаря установ-ам и когнитивным убеждениям индивида, его восприятию окружающего мира. Пред-тавления о мире считаются не более чем конструктом, который не отражает «истиной» внешней реальности, что заставляет психотерапевтов-конструктивистов сомне-аться в правильности своего мнения. Терапевты-конструктивисты исходят из четырех основных допущений: 1) реальность субъективна, 2) при проведении терапии не нужно выстраивать жесткие иерархические отношения, 3) терапевтические изменения неизбежны и 4) терапевтические изменения уже начались.
Роль терапевта
Как видно из предыдущего обсуждения, постмодернисты придерживаются коллегиальной, а не директивной позиции. Исходя из того, что ни одна точка зрения на реальность не может считаться истинной, они рассматривают терапевтическое взаимодействие как бессрочное партнерство, которое не обязательно должно привести к изменениям. Такой подход считается традиционным в сфере психического здоровья еще со времен Карла Роджерса (Rogers, 1961), хотя имеет некоторые особенности, поскольку конструктивисты руководствуются не только эмпатией, но и убежденностью в субъективном характере того, что принято считать реальностью. Эмпатия означает, что терапевт принимает точку зрения клиента на реальность и сопереживает ему. Напротив, конструктивист полагает, что отношение клиента к реальности в известной мере определяет ее, потому что способствует сохранению дискомфорта.
Нарративный подход в семейной психотерапии
Майкл Уайт уделяет особое внимание тому воздействию, которое оказывают проблемы на индивида и семью, в частности тому, каким образом проблема определяет их поведение. Под влиянием работ Мишеля Фуко М. Уайт делает вывод о том, что рассказы о себе и своей семье модифицируются под влиянием культурных ожиданий, при этом выбор альтернативных вариантов поведения сильно ограничен в угоду общественному мнению.
Семейная психотерапия с элементами психологического просвещения
Психологическое просвещение ведет свое начало с работы Кэрол Андерсон и ее коллег по лечению шизофрении
Программы психологического просвещения обучают членов семьи создавать атмосферу, благоприятную для взаимодействия, с целью компенсации и коррекции функционирования больного члена семьи. Сравнительно недавно появились программы психологического просвещения для семей, где один из членов страдает алкоголизмом (Joanning et al., 1992); семей, возникших в результате повторного брака (Vi-sher & Visher, 1988); семей, где один из членов страдает ожирением (Fischman-Havstaii & Marston, 1984) или аффективными расстройствами (Clarkin et al., 1990). Основной задачей всех этих программ является обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи научаются 1) понимать проблему и выявлять потенциальные стрессоры, которые могут ее индуцировать или обострить, 2) определять, какие именно взаимодействия в семье служат источником стресса, 3) разраба-чывать стратегии совладания со стрессом, а также 4) принимать проблему.
Интегративный подход
Семейный терапевт, таким образом, должен быть творческой личностью. Модифицируя приемы, заимствованные из разных школ, терапевт формирует специфическую технику, подходящую для конкретного клиента и его конкретной проблемы в конкретных условиях. Это не означает, однако, что большинство терапевтов прагматично используют по своему усмотрению техники из теоретических направлений противоположной ориентации. Напротив, системный подход дает концептуальную основу для развития многочисленных новых теорий. Бывало, что первые семейные терапевты совместно работали с одной и той же семьей. Клиницисты делились друг с другом своими представлениями о семье, причем каждый из них подходил к задачам терапии с собственных позиций. Часто в разных ситуациях использовались сходные технические приемы или же, наоборот, в аналогичных случаях применялись разные техники. Современный семейный терапевт только выигрывает от такого разнообразия теоретических направлений и техник. В настоящее время появились данные о том, что регльтат терапии зависит не столько от принадлежности терапевта к той или иной шко-:, сколько от применения конкретной техники для работы с конкретной семьей, име-щей специфические проблемы (Gurman & Kniskern, 1978).
32. Психологическое консультирование и психологическое сопровождение.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.Профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом основное отличие П. к. от психотерапии. Современная тенденция — стирание границ между психотерапией и П. к.
черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: 1-консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; 2- на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков»; 3-консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; 4-консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч); 5-консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; 6- в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; 7-консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.
Цели и задачи П. к.:
1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;
2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;
3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);
4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;
5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;
6)повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.
Технические этапы П. к.:
1) установление контакта профессионального консультирования;
2) предоставление пациенту возможности выговориться (в ряде случаев люди, впервые получившие возможность рассказать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают «видеть проблему по-другому и возможности ее решения», могут остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами);
3) предоставление пациенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;
4) совместная с пациентом переформулировка проблемы;
5) заключение динамического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий пациента);
6) формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как пациент сформулировал 2-3 решения);
7) выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения пациента;
8) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально — «критикой и сомнениями» консультанта;
9) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи.
Опыт показывает, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2-3 часа, или в курсе из 2-5 встреч по 1 часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель.
СОПРОВОЖДЕНИЕ Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога. Психологическое сопровождение – помощ клиенту от позиции «я не могу» к «я могу справится сам с проблемой». Тенденция к изменеию позицию психолога и активной включенности клиента. Тенденция выведения клиента на уровень ответственности. Взаимствовали идею активности из клиент-центрированной терапии и ответственности из эгзистенциальной. Сопровождения всегда идет в чем-то, в пути, в переходе, в новых условиях.
-яркий акцент на немедиуинском подходе.
-идея жизненого пути
-зона ближайшего развития
-опора на базовые механизмы идентиф./обособление
В кризисные или переходные периоды жизни, либо в особых условиях. Психолог не использует исскуственные приемы а создает для каждого отдельного клиента свой вариант работы, в зависимости какой переход мы с ним выполняем, и от его индивид.особенностей.
Это строится на основе базвых механизмов человеческого развития и бытия. Использование механизма идентификации приводит к полному погружению клиента и не выходит из этого состояния. Фиксируется вторичная травматическая ситуация. Только рациональный взгляд со стороны дает нормальную реакцию на экстремальные события.
(у мухины и ярулова использовались разные варианты сопрождения).
33. Индивидуальная и групповая психотерапия: общая характеристика, основные направления.
ПСИХОТЕРАПИЯ(от греч. psyche — душа и therapeia — лечение). Есть предтечи: культура, медицина…Терапия возникла в 40ие г. а проф. консультирование 20-30г. в США. Классически псих терапия это- подход к лечению без употребления медикаментов. Только потом добавляются характеристики как забота, помощ, безопасность итд. Современная терапия движется все дальше от медицины и все ближе к споровождению. Антипсихотератия – это сопровождение клиента от невозможности жить и одиночества к людям. (Лоэнг).
В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет П. как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера.
общих факторов П.К основным из них Мармор (Marmor J., 1978) относит:
1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом.;
2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;
3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;
4) оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;
5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;
6) убеждение и внушение,явное или скрытое;
7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.
Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач — пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.
Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности, как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При индивидуальной психотерапии особенно важна роль психотерапевта. По срокам проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на разрешении главного конфликта). Вопрос о завершении лечения поднимает пациент, но его может поставить и психотерапевт в результате анализа рассуждений и переживаний пациента по этому поводу.
Отсутствие современной научной оценки результативности касается аналитической психологии Юнга, логотерапии, нейролингвистического программирования, трансцендентальной медитации, индивидуальной психологии Адлера, трансактного анализа, которые в настоящее время находят применение в нашей стране, а также многих других, более редко встречающихся методов индивидуальной психотерапии. Немногочисленные исследования гештальт-терапии свидетельствуют о ее эффективном действии на широкий спектр нарушений. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии. Высокую эффективность, но при ограниченном спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого направления. Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией. Когнитивная психотерапия Бека была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств.
Из числа отечественных, наиболее научно обоснованной и подтвердившей свою широкую клиническую эффективность индивидуальной формой психотерапии является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на теории отношений Мясищева, представленная Карвасарским и его сотрудниками.
Психотерапевтический контакт содержит следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание, эмоциональная поддержка, обратная связь, при раскрытии своих мыслей, переживаний и поведения. Психотерапевтический контакт формируется на основе развития взаимопонимания, коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых, доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь.
Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами общения. При хорошем психотерапевтическом контакте пациент вербально и невербально стремится к синхронности с поведением психотерапевта.
После установления первоначального контакта между психотерапевтом и пациентом их общение приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе психотерапии или изменяются на разных ее этапах. Ташлыков выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в психотерапевтическом контакте: руководство и партнерство. Психотерапевт эмпатическим подходом создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягостных переживаниях и открыто выражать свои чувства.