Постмодернистские теоретические модели

Термин конструктивизм используется многими современными психотерапевтами означает, что реальность, с их точки зрения, «конструируется» благодаря установ-ам и когнитивным убеждениям индивида, его восприятию окружающего мира. Пред-тавления о мире считаются не более чем конструктом, который не отражает «истин­ой» внешней реальности, что заставляет психотерапевтов-конструктивистов сомне-аться в правильности своего мнения. Терапевты-конструктивисты исходят из четырех основных допущений: 1) реальность субъективна, 2) при проведении терапии не нужно выстраивать жесткие иерархичес­кие отношения, 3) терапевтические изменения неизбежны и 4) терапевтические из­менения уже начались.

Роль терапевта

Как видно из предыдущего обсуждения, постмодернисты придерживаются колле­гиальной, а не директивной позиции. Исходя из того, что ни одна точка зрения на реальность не может считаться истинной, они рассматривают терапевтическое взаи­модействие как бессрочное партнерство, которое не обязательно должно привести к изменениям. Такой подход считается традиционным в сфере психического здоровья еще со времен Карла Роджерса (Rogers, 1961), хотя имеет некоторые особенности, поскольку конструктивисты руководствуются не только эмпатией, но и убежденнос­тью в субъективном характере того, что принято считать реальностью. Эмпатия озна­чает, что терапевт принимает точку зрения клиента на реальность и сопереживает ему. Напротив, конструктивист полагает, что отношение клиента к реальности в извест­ной мере определяет ее, потому что способствует сохранению дискомфорта.

Нарративный подход в семейной психотерапии

Майкл Уайт уделяет особое внимание тому воздействию, которое оказывают проблемы на индивида и семью, в частности тому, каким образом проблема определяет их поведение. Под влиянием работ Мишеля Фуко М. Уайт делает вывод о том, что рассказы о себе и своей семье модифицируются под влиянием культурных ожиданий, при этом выбор альтернативных вариантов поведения сильно ограничен в угоду обществен­ному мнению.

Семейная психотерапия с элементами психологического просвещения

Психологическое просвещение ведет свое начало с работы Кэрол Андерсон и ее коллег по лечению шизофрении

Программы психологического просвещения обучают членов семьи создавать атмосферу, благоприятную для взаимодействия, с целью компенсации и коррекции функционирования больного члена семьи. Сравнительно недавно появились про­граммы психологического просвещения для семей, где один из членов страдает алко­голизмом (Joanning et al., 1992); семей, возникших в результате повторного брака (Vi-sher & Visher, 1988); семей, где один из членов страдает ожирением (Fischman-Havstaii & Marston, 1984) или аффективными расстройствами (Clarkin et al., 1990). Основной задачей всех этих программ является обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи научаются 1) понимать проблему и выявлять потенциальные стрессоры, которые могут ее индуцировать или обострить, 2) опреде­лять, какие именно взаимодействия в семье служат источником стресса, 3) разраба-чывать стратегии совладания со стрессом, а также 4) принимать проблему.

Интегративный подход

Семейный терапевт, таким образом, должен быть творческой личностью. Моди­фицируя приемы, заимствованные из разных школ, терапевт формирует специфичес­кую технику, подходящую для конкретного клиента и его конкретной проблемы в кон­кретных условиях. Это не означает, однако, что большинство терапевтов прагматично используют по своему усмотрению техники из теоретических направлений противопо­ложной ориентации. Напротив, системный подход дает концептуальную основу для развития многочисленных новых теорий. Бывало, что первые семейные терапевты совместно работали с одной и той же семьей. Клиницисты делились друг с другом сво­ими представлениями о семье, причем каждый из них подходил к задачам терапии с собственных позиций. Часто в разных ситуациях использовались сходные техничес­кие приемы или же, наоборот, в аналогичных случаях применялись разные техники. Современный семейный терапевт только выигрывает от такого разнообразия теоре­тических направлений и техник. В настоящее время появились данные о том, что регльтат терапии зависит не столько от принадлежности терапевта к той или иной шко-:, сколько от применения конкретной техники для работы с конкретной семьей, име-щей специфические проблемы (Gurman & Kniskern, 1978).

32. Психологическое консультирование и психологическое сопровождение.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.Профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом основное отличие П. к. от психотерапии. Современная тенденция — стирание границ между психотерапией и П. к.

черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии: 1-консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; 2- на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков»; 3-консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов; 4-консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч); 5-консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды; 6- в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; 7-консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Цели и задачи П. к.:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»);

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

6)повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

Технические этапы П. к.:

1) установление контакта профессионального консультирования;

2) предоставление пациенту возможности выговориться (в ряде случаев люди, впервые получившие возможность рассказать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают «видеть проблему по-другому и возможности ее решения», могут остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами);

3) предоставление пациенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;

4) совместная с пациентом переформулировка проблемы;

5) заключение динамического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий пациента);

6) формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как пациент сформулировал 2-3 решения);

7) выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения пациента;

8) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально — «критикой и сомнениями» консультанта;

9) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи.

Опыт показывает, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2-3 часа, или в курсе из 2-5 встреч по 1 часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель.

СОПРОВОЖДЕНИЕ Сопровождение — это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Сопровождение рассматривается нами как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога. Психологическое сопровождение – помощ клиенту от позиции «я не могу» к «я могу справится сам с проблемой». Тенденция к изменеию позицию психолога и активной включенности клиента. Тенденция выведения клиента на уровень ответственности. Взаимствовали идею активности из клиент-центрированной терапии и ответственности из эгзистенциальной. Сопровождения всегда идет в чем-то, в пути, в переходе, в новых условиях.

-яркий акцент на немедиуинском подходе.

-идея жизненого пути

-зона ближайшего развития

-опора на базовые механизмы идентиф./обособление

В кризисные или переходные периоды жизни, либо в особых условиях. Психолог не использует исскуственные приемы а создает для каждого отдельного клиента свой вариант работы, в зависимости какой переход мы с ним выполняем, и от его индивид.особенностей.

Это строится на основе базвых механизмов человеческого развития и бытия. Использование механизма идентификации приводит к полному погружению клиента и не выходит из этого состояния. Фиксируется вторичная травматическая ситуация. Только рациональный взгляд со стороны дает нормальную реакцию на экстремальные события.

(у мухины и ярулова использовались разные варианты сопрождения).

33. Индивидуальная и групповая психотерапия: общая характеристика, основные направления.

ПСИХОТЕРАПИЯ(от греч. psyche — душа и therapeia — лечение). Есть предтечи: культура, медицина…Терапия возникла в 40ие г. а проф. консультирование 20-30г. в США. Классически псих терапия это- подход к лечению без употребления медикаментов. Только потом добавляются характеристики как забота, помощ, безопасность итд. Современная терапия движется все дальше от медицины и все ближе к споровождению. Антипсихотератия – это сопровождение клиента от невозможности жить и одиночества к людям. (Лоэнг).

В общих чертах Бастин (Bastine R., 1982) определяет П. как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера.

общих факторов П.К основным из них Мармор (Marmor J., 1978) относит:

1) хорошие отношения и сотрудничество между психотерапевтом и пациентом.;

2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;

3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;

4) оперативная модификация поведения больного за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;

5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;

6) убеждение и внушение,явное или скрытое;

7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач — пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия рассматривается в качестве альтернативы групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими котерапевтами. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности, как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При индивидуальной психотерапии особенно важна роль психотерапевта. По срокам проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Долговременные формы индивидуальной психотерапии наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на разрешении главного конфликта). Вопрос о завершении лечения поднимает пациент, но его может поставить и психотерапевт в результате анализа рассуждений и переживаний пациента по этому поводу.

Отсутствие современной научной оценки результативности касается аналитической психологии Юнга, логотерапии, нейролингвистического программирования, трансцендентальной медитации, индивидуальной психологии Адлера, трансактного анализа, которые в настоящее время находят применение в нашей стране, а также многих других, более редко встречающихся методов индивидуальной психотерапии. Немногочисленные исследования гештальт-терапии свидетельствуют о ее эффективном действии на широкий спектр нарушений. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии. Высокую эффективность, но при ограниченном спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого направления. Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией. Когнитивная психотерапия Бека была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств.

Из числа отечественных, наиболее научно обоснованной и подтвердившей свою широкую клиническую эффективность индивидуальной формой психотерапии является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, основанная на теории отношений Мясищева, представленная Карвасарским и его сотрудниками.

Психотерапевтический контакт содержит следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание, эмоциональная поддержка, обратная связь, при раскрытии своих мыслей, переживаний и поведения. Психотерапевтический контакт формируется на основе развития взаимопонимания, коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых, доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь.

Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами общения. При хорошем психотерапевтическом контакте пациент вербально и невербально стремится к синхронности с поведением психотерапевта.

После установления первоначального контакта между психотерапевтом и пациентом их общение приводит к созданию определенных взаимоотношений, которые сохраняются в ходе психотерапии или изменяются на разных ее этапах. Ташлыков выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в психотерапевтическом контакте: руководство и партнерство. Психотерапевт эмпатическим подходом создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягостных переживаниях и открыто выражать свои чувства.

Наши рекомендации