Стенли Холл – теория рекапитуляции.
В основе его теории рекапитуляции лежит биогенетический закон Геккеля. Однако если Геккель говорил о том, что зародыши в своём развитии проходят все предыдущие стадии развития вида, то Холл распространил этот принцип на психическое развитие, утверждая, что онтогенетическое развитие психики ребёнка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека. Холл считал, что последовательность и содержание стадий психического развития заданы генетически, поэтому уклониться от какой-то стадии своего развития ребёнок ни при каких условиях не может.
БИХЕВИОРИЗМ: в Америке, Д. Уотсон (1878-1958). Причина возникновения- стремление сделать психологию объективной наукой. Представители: Джон Уотсон, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен, Кларк Халл, Беррес Скиннер, Джордж Герберт Мид, Альберт Бандура
Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем; цель – служить практике. Человек выступает как реагирующее существо, игнорируется активная сознательная деятельность. Натурализм в трактовке человека – человек животное, отличающееся словесным поведением.
Развитие психики - изменение поведения, появление новых связей S-R. Ведущий фактор развития- социальный (социогенетический подход). Адаптация определяет направление психического развития. Развитие поведения, в основе которого лежит формирование новых связей между стимулами и реакциями, происходит в процессе жизни ребенка под влиянием информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособ лению к среде, считается главной детерминантой, определяющей направление психического развития ребенка.
Психическое развитие отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков, не только специально формируемых (обучение), но и возникающих стихийно. Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы пришли к выводу, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. главное внимание должно уделяться изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей между стимулами и реакция ми.
Речь и мышление рассматриваются как виды навыков. Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Удержание навыков составляет память.
Торндайк:В его экспериментах изучались закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только имеющимся набором программ поведения. Эксперименты на животных - проблемный ящик. Приходит к выводу, что научение происходит путем проб и ошибок. Законы научения:
- упражнение- чем чаще повторяется связь S-R, тем она быстрее закрепляется и прочнее;
- закон эффекта- в конце выучиваемой реакции должно быть подкрепление (положительно\отрицательное);
- закон готовности- образование новых связей зависит от готовности субъекта;
- закон ассоциативного сдвига- нейтральный стимул при связи со значимым будет так же вызывать реакцию.
Психические процессы интериоризованы внешними реакциями.
Уотсон: изучал S-R, доказал прижизненность образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможность повлиять на их содержание. Доказал, что психические процессы интериоризированы внешними реакциями. «Дайте мне детей одного возраста и я сформирую у них одинаковый вкус, привычки и тд.»
НЕОБИХЕВИОРИЗМ: вводится внутренняя переменная О (когнитивная карта, потребность и тп.), изменяющая поведение и направляющая организм на достижение нужного результата.
Толмен (1886-1959): ввел внутреннюю переменную, опосредующую связь S-R, а так же понятие когнитивных карт (путь по которому идет решение задачи) и латентного научения (отсутствует подкрепление).
Халл (1884-1952): ввел первичное (непосредственное, например, пища) и вторичное подкрепление (нейтральный стимул вместе с ведущим, который в результате начинает мотивировать), закон редукции напряжения (чем чаще удовлетворяется потребность- тем выше навык). О – потребности.
ОПЕРАТНОЕ ОБУЧЕНИ:
Скиннер (1904-1990): В принципе он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. При оперантном обучении подкрепляется не стимул, но поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться поаторить реакцию, которая принесла ему успех. Фактически происходит экстериоризация (переход во внешний план) не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Патология возникает когда есть неадекватная реакция (преступное поведение) или неусвоенная адекватная реакция. У человека в зрелости появвляется возможность саоконтроля, что Скиннер связывает с созиданием необходимиых условий среды, чтобы вызвать определенную реакцию.
СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ (социальное научение): рассматривает ролевое поведение человека в социуме, поведение становится когнитивным. Причина возникновения: социальное поведение нельзя было изучать на животных.
Мид (1863-1931): вводит понятие роли и системы ролей как основы личности (личность = совокупность ролей), раскрытие роли игры (сюжетные- помогают принимать и играть различные роли, а игры по правилам развивают произвольность поведения) и ожидания окружающих в становлении «Я» (человек проигрывает свои роли исходя из ожидания окружающих).
Бандура(1925-1988):
Поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств. Научение у человека проходит по механизму социального подражания. Исследования Бандуры не только выявили этапы в развитии подражания у детей, но и показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится данный ребенок. Выявив этапы развития подражания, Бандура также показал, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах не привело к успеху, т.е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас». У животных научение путём проб и ошибок, а у человека – путём имитации поведения социальной модели. (эксперименты с фильмами).
Бандура говорит о наличии реципрокной (от лат. reciprocus - возвращающийся, обратный, взаимный) связи между поведением, субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами, на нас влияют, но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления, которого требуют принципы оперантного и классического обусловливания. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. На то, будет ли происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу таких факторов относятся возраст модели и компетентность. Людьми наблюдается и впоследствии осваивается широкое разнообразие социальных реакций, таких как агрессия, сексуальное поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое. Важную роль в человеческом поведении играют также процессы саморегуляции: люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля.
19. Общая характеристика гештальтпсихологии.
Гештальт-психология (от нем. Gestalt – форма, структура). Вертгеймер, Келер и Коффка.
в "начале 20-х годов в Германии. изучались познавательные процессы, а также структура и динамика развития личности. Предмет психологии – сознание. Основная идея – в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Следовательно, развитие психики связано не с формированием новых ассоциативных связей, соединяющих отдельные элементы между собой, а с динамикой, с изменением гештальтов. Адаптация есть процесс изменения, реорганизации и переструктурирования гештальтов. Мышление, как процесс переструктурирования. Важно понятие проблемной ситуации.
Данные, полученные в этих исследованиях, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависят его поведение и понимание ситуации. Процесс психического развития – это рост и дифференциация гештальтов. Так как определяет и на правляет этот процесс формированияи трансформации гештальтов восприятие окружающего мира, именно восприятие служит ведущей психической функцией психического развития в целом.
Макс Вертгеймер.В качестве основного принципа формирования психики выдвинул принцип целостности в противовес ассоцианистическому принципу элементов, что стало основным постулатом гештальтпсихологии. Первичными данными психологии служат целостные структуры (гештальты), не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру по закону прегнантности – стремления к простым и чётким, «хорошим» формам, к простым и устойчивым состояниям.
Курт Коффка.Ведущей психической функцией считал восприятие. Основные свойства восприятия формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Смутные образы (общий гештальт) становяться дифференцированными (детали образа). Так появляются константность и правильность восприятия, а также его осмысленность. Коффка пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.
Вольфганг Келер.- Решение задач происходит благодаря спонтанному схватыванию отношений – инсайту. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанными с их новыми функциями, ведёт к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс "переструктурированием гештальта". Так создаеться проблемное обучение, которое должно опережать развитие, которое опираеться на созревание.
Курт Левин (1890-1947) создал теорию «поля». Он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность и это происходит в данный момент как инсайт (ага-решение). Понятие «поля» он связывал с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих здесь и сейчас в его психологическом субъективном пространстве. Каждый объект имеет «валентность» - положительную (притягивает) или отрицательную (отталкивает). Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает больше потребности, теряют свою побудительную силу. Ситуация, в которой поведение человека определяется объектами поля - «полевое поведение». Оказываясь в каком-либо помещение без цели, люди начинают вести себя в соответствии с тем, что «предлагают» им окружающие предметы: дергать занавеску, листать книгу на столе и т.д. Далее Левин перешел к проблеме внутригрупповых отношений, при этом группа - целое, внутри которого действуют особые силу сплочения. Считал, что существуют два типа поведения – полезависимое и поленезависимое (волевое). Для того, чтобы у ребенка сформировалось волевое поведение, необходимо ему давать временную перспективу, на которую он бы опирался.
20. Общая характеристика экзистенциализма.
Экзистенциальное и, во многом с ним схожее, гуманистическое направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века., представляя собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравший в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), “философия жизни” (Ницше), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю). После Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Не является исключением, в этом смысле, и гуманистическая психология (Маслоу, Олпорт, Роджерс, Келли и др.). Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. Бюдженталь предпочитают не разделять эти два направления, а говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе.
Утверждая уникальность и самобытность каждой личности, подчеркивая ее индивидуальность, практически все персонологи гуманистической ориентации отмечают, что при всей этой ее уникальности и самобытности, личность нельзя рассматривать в отрыве от конкретного ее социального окружения.
Принципы:
- целостности- личность целостное образование, с целями и смыслами;
- позитивности- акцент за здоровых и творческих людей;
- развития- любое живое существо наделено тенденцией с росту и развитию своего неповторимого пути;
- активности- человек не жертва обстоятельств детства, а он сам ответственен за себя, вся «симптоматика» связана с несоответствием внутренних желаний человека и его достижений.
Впервые обратили внимание на позитивные стороны развития личности, исследовали механизмы формирования личности, пути саморазвития и самосовершенствования.
Гордон Олпорт(1897-1967): личность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Он утверждал, что любой человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл – черта. Движущие силы развития- основные инструментальные черты (мотивы, определяющие наше поведение), набор которых уникален и автономен и зависит от социальной роли, которую мы выполняем. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. представляют собой фенотипические образования. Набор этих черт и составля ет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость. он создает свои многофакторные опросники, при помощи которых и исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета ( MMPI )
Абрахам Маслоу (1908-1970): Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа разви тия и человека и общества. Развитие - есть самоактуализация (человек должен реализовать свою миссию и стать тем, кем он должен стать, при этом самоактуализация не имеет конца и завершенности).
Маслоу подчеркивал, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки сред них или невротических индивидуумов. исследования привели его к мысли о том, что суще ствует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом: физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;" потребность в безопасности – стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности – семья, дружба; потребность в уважении – самоуважение, признание; потребность в самоактуализации – развитие способностей. именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные ин стинкты составляют самую суть человеческой личности, отли чают человека от животных.
Карл Роджерс (1902-1987):
Говоря о структуре «Я», Роджерс пришел к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее «Я». У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления, способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознавае мой оценкой себя. мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная Самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности - соответствие того кем я хочу быть и кем являюсь. Исследования, доказали, что успешная социализация человека, его удовлетворение работой и собой имеют прямую корреляцию с уровнем его самосознания. «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка, создание такой самооценки - и есть развитие.И эта связь более значима для нормального развития личности, чем отношение родителей к ребенку, их привязанность или отчуждение от него, социальный статус семьи и ее окружение. Роджерс подчеркивал значение настоящего, люди должны научиться жить в настоящем, осо знавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что- то прекрасное и значительное. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно гово рить о полночи реализации, полном функционировании личности.
Роло Мэй подчеркивал, что это свойство является общим для человека и для других живых существ, а потому при воспитании он считал необходимым избавить ребенка от всех возможных угроз его «Я», так как в против ном случае возможно возникновение стрессового состояния ин дивида и развитие агрессии.
Виктор Франкл: логотерапия - обретение смысла жизни. Основные идеи: свобода жизни, свобода воли, смысл свободы. Выделяет ценности (смыслы типичных ситуаций, выработанные у человека в опыте жизни): творчества (труд), переживания (любовь), отношения (твое отношение к обстоятельствам жизни, которые ты не можешь изменить). Смысл существует в каждом моменте жизни, в любой ценности. Идея о возможности самодетерминации - определяется существованием человека в духовном мире.
- Общая характеристика теорий Жан Пиаже.
Этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логическое мышление.
Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация – не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры. Приспособление осуществляется с помощью 2-х механизмов:
1. ассимиляции, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям, процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия.
2. аккомодации, при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации, изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта.
Адаптация – уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.
Пиаже выделяет две линии развития интеллекта:
1. развитие познавательной позиции.
2. изменение структур интеллекта, связ с развитием действий и формированием операций (интеллект – развитие системы операций, операции – внутренние интериоризованные действия, скоординорованные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойсвом обратимости. Операции подчиняются принципу группировки – комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая идентичность, спец идентичность.)
Стадии:
Сенсомоторный интеллект (0-2 года).
А. Центрация на собственном теле. Б. Объективация практического интеллекта.
Репрезентативный интеллект и конкретные операции (2 - 11-12 лет):
А. Дооперациональный интеллект Появление символической функции (речь, игра) и начало интериоризации схем действия.
Б. Конкретные операции (8 – 11 лет).
Формальные операции (11 – 12 – 15 лет).Мыслительные операции могут осуществляться без какой-либо конкретной опоры, формируется понятийное и абстрактное мышление, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции.
Работы Пиаже показали, что развитие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.
Эгоцентризм – это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношения (луна бежит за ним)- это явление "реализм". Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Дети не отделяют своего "Я" от окружающего мира, от вещей. "Реализм" бывает двух типов: - интеллектуальный (ветки дерева делает втер); - моральный (судит о поступке только по результату). Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов. Объективный интеллект, ум, осознающий субъективное "Я", позволяет субъекту отличать факт от интерпретации. Параллельно идет развитие детских идей от абсолютности ("реализма") к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. Мысль ребенка развивается еще и в третьем направлении – от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны. Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место миру отношений. Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому "реалистическая", развивается по направлению к объективности, реципрокности и релятивности. Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма.
Эгоцентризм обусловливает: синкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и др. Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична, прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь "со своей точки зрения", и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма – значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" систему общих и взаимных отношений.
- Общая характеристика когнитивной психологии. Сша, 60их.
Причина появления- смена бихевиоризма, т.к. был необходим учет сознания. Психика- система когнитивных реакций, связанных как с внешними стимулами, так и с внутренними переменными, например, самосознанием. Достоинство: точность и конкретность полученных данных. Минусы: упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.
Джером Брунер – социальное воприятие т.е. наше воприятие зависит от социального опыта, оно селективно (в зависимости от ценностях, потребностях). Вопрос – каким образом человек вопринимает мир? В основе мыслительных процессов лежит принцип категоризации. В культуре есть усилители, через кот развивается наш интеллект. Они могут быть материальными и символическими. Интеллект – высшая форма адаптации к среде. Недоценивается роль сознания! Поэтому когнитивисты рассматривали психику как систему когнитивных реакций, внутренние (внутр структуры психики: самосознание, самооценка) и внешние (среда).
Надо перестраивать свои мысли и излечится психика, наше представление о мире. Проблема инсайта – внезапного озарения.
Аналогия психики человека с компьютером. Большую роль играют познание, знания и искусственный интеллект.
Проблема бессознательного – это та инфо кот перерабатывается в нас но не осознается, и никак на нас не влияет. Наша психика вопринимает все вокруг, но мы не можем вопринимать только что-то.
Арон Бек. В каждом из нас есть самоследящая ….. кот регулирует нашу деятельность «мысль на заднем фоне». Постоянно происходят автоматические мысли как инстинкт кот мы не осознаем. Если происходит сбой то возникает невроз. Способ справится – вырабатывать в себе рациональную модель, избавлятся от установок.
Леон Фестингер: Теория когнитивного дисонанса – человек испытывает дискомфорт если у него возникаютпротиворечивые мысли по поводу одного собыитя.
Дордж Миллер: создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов.Анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ.
Уиллиам Найссер: выпустил в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления. Когнитивные процессы лучше всего изучать, моделируя информационный поток.
Клод Шеннон: создал математическую модель универсальной системы коммуникаций, объясняющую механизмы идентификации различных сигналов.
Келли Джорж Александр: психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных действий или переживаний. Разработал методический принцип репертуарных решеток.
Теория личностных конструктов. Человек постоянно конструирует мир и себя. Он самодетерминирубщая субстанция. Этим он прогнозирует свое будущее.
- конструктивный альтернативизм – все по разному интерпретируют мир, у каждого свои конструкты
- эпистемиологическая ответственность – каждый ответствен за то какие знания он получает о мире. Он должен стремится расширить свои конструкты.
- мир постоянно изменяется, поэтому человек тоже меняется, вместе с своими конструктами. В противном мы стали бы непродуктивными.
Основные характеристики конструктов: индивидуальность, биполярность,диапазон применяемости. Могут быть свободны (еще не сформированны, в неизвестной ситуации мы не знаем как мы удем действовать) и ограничены (жесткие представления, нет возможности для творчества). Проницаемые – вводятся новые элементы, и непроницаемые – о событиях прошлого (представления о прошлом изменить нельзя).
- Психология в России в конце XIX – начале XX века. Основные направления психологической мысли.
40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социальной ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины.
В своей психологической концепции Сеченов выдвинул изучение психических процессов в закономерностях их протекания как основной предмет психологии и особенно подчеркнул значение генетического метода. отвергает отожествление психического с сознательным и рассматривает "сознательный элемент" как средний член единого – рефлекторного – процесса, который начинается в предметной действительности и кончается поступком. Своими идеями и исследованиями Сеченов оказал прямое влияние на развитие в России экспериментально-психологических исследований, сближавших русскую психологию с передовым русским естествознанием.
Наиболее значительный вклад в развитие такой психологии сделал в то время К. Д. Кавелин (1818-1885). Основной темой его научных исследований была проблема нравственности в разных ее аспектах. В концепции Кавелина зарождаются контуры отечественной психологии личности, так как в его работах на первый план выдвигается прежде всего идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. В своей работе «Задачи этики» (1887) он доказывал, что нравственная личность представляет собой «живой двигатель» индивидуальной и общественной жизни людей. сформулировал и свой принцип культурного прогресса - он возможен лишь там, где есть развитая личность.
Идеологический кризис в российском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитии отечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Это привело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного на духовную философию, идеи В.Соловьева и его последователей. Соловьев в некотором роде обозначил кульминационную точку того поворота в мышлении, в конце 80-х годов XIX в. и знаменовал собой признание религиозной жизни и некоторое разочарование в «единодержавии» науки, в особенности естествознания. рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими.
Одновременно (хотя и не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология, возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта в Лейпциге.
Н.Н.Ланге же создал одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии при Одесском университете. Ланге стал автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, обегающих изображенный контур.
За этот же период – конец XIX и начало XX в. – в русской психологической литературе появился ряд экспериментальных работ, посвященных специальным психологическим проблемам: работы Н.Я.Грота об эмоциях, труды А. Ф. Лазурского (1874-1917), который, стремился разрешить проблему объективной интерпретации полученных при психологическом эксперименте данных, разработал свой метод естественного эксперимента и наблюдения. Он также является основоположником дифференциальной психологии в России.
Следующим важным моментом стало зарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. В многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества В то же время задача формирования нового человека заставляла вглядываться в значение среды, ее роли в ускорении и изменении развития психики. Поэтому главные дискуссии 20-х годов проходили в борьбе этих подходов.
Продолжателем направления, заложенного Сеченовым, стал физиолог И.П.Павлов (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности(поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшее физиологию и обогатившее психологию, медицину, педагогику и другие науки о человеке. Павлов исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является нервная система (принцип «нервизма»). основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен Павловым), реализуемый высшими нервными центрами - корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой. Наряду с условными рефлексами были выделены другие категории рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности.
В.М.Бехтерев (1857-1927). В начале XX в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» (1903) и «Общие основания рефлексологии» (1918). Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, не противоречат, не заменяют, но дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивид, индивидуальность и личность,считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. структуры личности, в которой он выделял пассивнуюи активную, сознательнуюи бессознательнуючасти, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи.
В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.
Несмотря на то что в то время доминировала, что естественно, объективная и социогенетическая методология, до начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета). Творчество Шпетас самого начала отличало стремление к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук. логики, так и с исследованием психологии «социального бытия». Этот подход предполагал анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе мышления, речи, индивидуальных и национальных психических особенностей, а также исследование психологических основ культуры. Он видел выход в отходе от чистой психологии и соединении ее с философией, подчеркивая, что для объяснения полученных фактов психология может использовать только философские концепции, а не естественно-научные Шпет приходит к выводу о том, что сознание индивида носит культурно-исторический характер, его важнейшим элементом является слово, открывающееся нам не только при восприятии предмета, но и, главным образом, при усвоении его в виде знака, который индивид интерпретирует в процессе социального общения.
Выготскийвпервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека в<