Ведущие направления психологической помощи
1. Уникальность отдельного случая и обобщенность теории.
2. Характеристика основных направлений психологической практики:
– психоанализ;
– поведенческая терапия;
– гуманистическая терапия;
– когнитивная терапия.
3. Проблема критериев эффективности психологической помощи.
Словарь профессиональных понятий
психоанализ, бихевиоральный (поведенческий) подход,
клиент-центрированный подход, когнитивный подход
Литература для докладов и сообщений
1. О практичности хорошей теории (Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. – М. : Смысл, 2003. – Диалог 1).
2. Почему теория нужна практическому психологу? (Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 2000. – С. 27–33).
3. Пример оказания эффективной психологической помощи (Практическая психология в образовании / под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Сфера, 2000. – С. 475–484).
Задания и упражнения
1. Напишите сочинение-рассуждение на любую из следующих тем:
«Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом» (Ф. Бэкон).
«Вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления» (А. Эйнштейн).
Главная проблема, которую вам предстоит разрешить в ходе своих размышлений: нужна ли психологу-практику теория, если каждая конкретная ситуация помощи предполагает свою стратегию?
2. Обдумайте следующую мысль:
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (Монтень).
– Почему научные знания в отрыве от нравственных принципов имеют разрушительный характер?
– Что вы понимаете под «добром» в работе практического психолога?
3. Заполните таблицу.
Таблица 10 – Содержание помощи в различных направлениях
практической психологии
Направление психологии | Цели психологической помощи | Роли психолога и клиента во взаимодействии |
Психоанализ | Осознание вытесненных инфантильных переживаний и конфликтов | Психоаналитик и пациент. Психолог максимально бесстрастен, он – «экран» для проекций другого человека |
Поведенческая | Формирование желательных поведенческих навыков | |
Гуманистическая | ||
Когнитивная |
4. Напишите сочинение-рассуждение на любую из предложенных ниже тем:
«Правда – точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье» (О. Бальзак).
«Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе» (Л.Н. Толстой).
– Почему любая правдивая информация (особенно психологическая) требует от человека мужества в ее принятии?
– Всегда ли психолог обязан говорить своему клиенту полную правду? В какой форме?
5. Проанализируйте высказывания клиентов о работе психолога:
С Вами пообщался, как в церкви побывал.
В голове прояснилось, все стало на свои места.
Жить стало труднее, слишком много задумываюсь.
Теперь чуть что, я сразу к психологу за советом.
Я тетю (психолога) люблю больше, чем маму (пятилетняя девочка).
Я умный человек и сам себя лучше всех знаю. Что мне нового может сказать психолог?
Одни разговоры, а сдвига никакого (мать после консультации по поводу ребенка-подростка).
Сделал все по вашей инструкции: проблема решилась.
Психолог посоветовал профессию, связанную с цифрами. Пойду учиться на бухгалтера (старшеклассник после консультации по профориентации).
– Разделите высказывания на две группы: положительной оценки и отрицательной.
– Согласны ли вы с мнением клиентов относительно оценки действий психолога? Если нет, то в каких случаях и почему?
– Какую модальность психической реальности выделяют клиенты в своих высказываниях как центральную для фиксации происшедших с ними изменений?
6. Изучите описание одного примера демонстрации психологической помощи (Хрестоматийные материалы. С. 133–138).
– Назовите критерии, которые использовались большинством участников данной демонстрации для подтверждения эффективности проведенной терапии.
– Почему автор считает указанные критерии необоснованными? Каковы его критерии эффективности?
– Обдумайте свою собственную позицию по вопросу: считать описанный случай терапии примером эффективной или неэффективной психологической помощи.
Литература
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М. : Академия, 1997. – С. 224–228.
2. Минигалиева, М.Р. Проблема ответственности психолога-консультанта / М.Р. Минигалиева // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 253–261.
3. Назлоян, Г.М. Критерии завершенного психотерапевтического процесса. Катарсис Аристотеля и пседвокатарсис Брейера и Фрейда / Г.М. Назлоян // Мир психологии. – 2001. – № 4. – С. 241–255.
4. Немов, Р.С. Практическое консультирование : учеб. пос. / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2000. – С. 29–40.
5. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб. : ЗАО Питер, 1999. – С. 222–245.
6. Характеристика положительного процесса психотерапии // Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Прогресс ; Универс, 1994. – С. 237–247.
7. Хьел, А. Теории личности (Основные положения, исследование и применение) / А. Хьел, Д. Зиглер. – СПб. : Питер, 1999. – 608 с.
Этический кодекс психолога
1. Понятие этики.
2. Характеристика основополагающих принципов этического кодекса психолога.
3. Отношение психолога к клиенту: ценностное и объектное.
4. Проблема проявления деструктивности в деятельности психолога.