Различные трактовки понятия «личностный рост»
Понятие «личностный рост» возникло в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) в рамках движения «за рас-крытие человеческих потенциалов». По мнению названных психологов личностный рост свойственен любой здоровой личности. Это абсолютно естественный процесс, поскольку человеческая природа по своей сути добра и позитивна. Однако такого оптимистичного взгляда на сущность человека придерживаются далеко не все психологические теории. Например, представители экзистенциальной психологии (Дж. Бюдженталь, В. Франкл и др.) полагают, что личностный рост – это результат сознательного выбора человека, его самосозидания. Несмотря на критику, понятие «личностный рост» сегодня широко используется представителями различных психологических направлений в качестве синонима саморазвития, хотя в это понятие разные авторы вкладывают разное содержание. Кратко основные из существующих в психологии точек зрения на обсуждаемое понятие представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Понимание личностного роста
в различных школах психологии
Автор | Понятие «личностный рост» | Технология личностного роста | Характеристика развивающегося человека |
К. Роджерс | Самореализация. Врожденная мотивация к психическому развитию (зрелости) | Создание «помогающих» отношений с самим собой (осознание и принятие собственных чувств) | Конгруэнтность, самодоста-точность, ответственность, духовность, твердость в принятии решений |
А. Маслоу | Самоактуализация – «…непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов… Более полное познание и следующее из него принятие своей собственной изначальной природы» | Обращение внутрь себя. «Такой индивид ищет себя, а не того, кто будет ему помогать» | Наиболее общая- демократический характер и полная поглощенность тем делом, которое человек считает своим призванием |
Продолжение таблицы 2
В. Франкл | Самоактуализация важна, но не как автономная цель, а как побочный результат созидательной деятельности | «Лишь в той мере, в какой люди забывают о себе в деле, жертвуют себя миру, они осуществляют и себя» | Трансценденция, поиск смысла своего бытия либо в деле, либо в других людях |
К.Г. Юнг | Индивидуация – процесс приращения индивидуального сознания | Диалог с самим собой, прежде всего сознания с бессознательным | Контроль за своим развитием, преодоление «ведомости» (другими людьми и идеями…), панорамный взгляд на мир |
М. Мамардашвили | Это рождение нового, «не развитие того, что уже есть, не преобразование, а установление впервые!» | Расширение жизни индивидуального сознания через новый опыт | «Все существующее должно превосходить себя, чтобы быть собой в следующий момент времени» |
Процесс личностного развития, как правило, довольно сложен. Природа экономна. Личностный рост труден и чаще всего начинается вынужденно, под давлением жизненных обстоятельств, в буквальном смысле заставляющих человека столкнуться со своими недостатками и несовершенствами (вспомните закон осознания Э. Клапареда). Основные трудности личностного роста:
– перестройка Я-концепции сопровождается сильными эмоциями (не всегда положительными);
– новая информация о себе часто требует перестройки не только самосознания, но и мировоззрения.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Психическая реальность и ее свойства
1. Человек и его атрибутивные качества.
2. Понятие психической реальности.
3. Свойства психической реальности: идеальность, опосредованность, знаковость, динамичность.
.
Словарь профессиональных понятий
психика, психическая реальность, отражение, идеальность,
опосредование, знак
Литература для докладов и сообщений
1. Характеристика различных типов психической реальности (Дасс, Р. Зерно на мельницу / Р. Дасс. – Киев : София, 1993. – С. 215–221).
2. Свойства психической реальности (Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М. : Смысл, Per Se, 2000. – С. 19–25).
3. Характерные особенности душевной жизни (Франк, С.Л. Предмет познания. Душа человека / С.Л. Франк. – Минск : Харвест; М. : АСТ, 2000. – С. 855–866).
4. Психика как процесс (Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1989. – С. 12–26).
Задания и упражнения
1. Представьте себе, что за стеной находится некое существо. Оно может отвечать на ваши вопросы только «да» или «нет».
Составьте тест из 10–12 вопросов, цель которых – определить, кто за стеной: человек или машина. Прямые вопросы типа: «Ты машина?», «Ты живой?» и т.п. задавать нельзя.
– В группе составьте обобщенные «портреты» человека и машины. Найдите в них общее и различное.
– Кем быть труднее: человеком или машиной?
2. Из приведенных ниже цитат известных деятелей науки и искусства выделите атрибутивные характеристики Человека:
«Верблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его в храбрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят более многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться» (Аль-Газали).
«Истинно любящий находит свет лишь когда, подобно свече, он становится собственным топливом, расходуя себя самого» (Аттар).
«Понять жизнь и полюбить ее в другом существе – в этом задача человека и в этом его талант» (А. Барбюс).
«Вы отдали – и этим вы богаты.
Но вы – рабы всего, что жаль отдать» (М. Волошин).
«Потребность необычайного – может быть, самая сильная после сна, голода и любви» (А. Грин).
«Мыслящего человека узнают по священному благоговению пе- ред жизнью» (В. Гюго).
«Жизнь на самом деле есть тьма, когда нет стремления. Всякое стремление слепо, когда нет знания. Всякое знание тщетно, когда нет труда. Всякий труд бесплоден, когда нет любви» (Д. Джебран).
«Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все» (Ф.М. Достоевский).
«В том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать свое призвание» (Г. Ибсен).
«Человек начинается тогда, когда вид чужой крови ему страшнее собственной» (Ф. Искандер).
«Душа человека – своеобразный сплав Бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно – частичное, ограниченное, эгоистическое; а другое – всеобщее, бесконечное и беспристрастное» (Б. Рассел).
«Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни» (Р. Роллан).
«Реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне…» (Ж.П. Сартр).
«Конечно, призвание помогает освободить в себе человека, – но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию» (А. Сент-Экзюпери).
«Жизнь – это бесконечное совершенствование, считать себя совершенным – значит убить себя» (К. Хеббель).
– Просмотрите полученный список сущностных человеческих качеств. Может быть, вы захотите его как-либо видоизменить, дополнить?
– Насколько качества, определяющие суть человека, присущи лично вам?
3. Выполните рисунок «Мой мир» (краски, карандаши, фломастеры – по выбору).
Форма свободная – он может быть конкретным, схематичным, образным… Ваши художественные способности значения не имеют. Дополните свой рисунок словесным описанием: Мой мир – (какой?)… Место человека в мире – …
4. Проанализируйте в микрогруппах (по 3–4 человека) свои рисунки «Мой мир».
– Ваш мир простой (сложный), открытый (закрытый), многоцветный, уютный и т.п.?
– Что (кто?) находится в центре вашего мира?
– Присутствуют ли другие люди в вашем мире? Кто это? Это реальные или воображаемые люди? Чем они заняты?
– Где ваше место в мире? Связаны ли вы с другими людьми?
– Почему рисунки у всех разные?
– Можно ли считать, что у кого-то мир лучше, у кого-то хуже?
5. Ознакомьтесь с заочной дискуссией психолога и журналиста, посвященной обсуждению сущности человека в современном мире (Хрестоматийные материалы. С. 89–92).
Какой из представленных точек зрения вы придерживаетесь? Аргументируйте свою позицию.
6. Прочитайте отрывки из рассказа Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (Хрестоматийные материалы. С. 93–99).
Письменно ответьте на следующие вопросы:
– Какие свойства психической реальности воплощает в себе Джонатан Ливингстон?
– Какие качества психического представлены в образе Стаи?
– Какие из них преобладают лично в вас? Почему вы так думаете?
Выпишите из рассказа Р. Баха цитаты, которые описывают противоположные свойства психической реальности: простота/сложность, уникальность/типичность и др.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – Гл. 1. Проблема человека в современной науке. – С. 3–26.
2. Арсеньев, А.С. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики / А.С. Арсеньев // Мир психологии. – 1999. – № 1. – С. 245–263.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М. : Педагогика, 1983. – С. 88–114.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 1996. – Лекция 2.