Характеристика основных подходов
В оказании психологической помощи
В обобщенном виде различия главенствующих в современной психологии подходов оказания помощи представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Содержание помощи в различных направлениях психологии
Направление | Цели помощи | Методы Помощи | Роли психолога и клиента |
Психоанализ | Осознание вытесненных в бессознательное, инфантильных переживаний и конфликтов | Метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, интерпретация и др. | Психоаналитик и пациент. Психолог максимально бесстрастен, он является «экраном» для проекций пациента |
Поведенческий подход | Формирование новых, более адаптивных навыков поведения | Тренинги, жетонная система, техника «нега-тивного воздей-ствия» и др. | Психолог – об-разец для подражания, тренер. Клиент – ученик, сознательный и готовый сотрудничать с психо-логом |
Продолжение таблицы 1
Гуманистическая психология | Самоактуализа-ция, личностный рост | Эмпатийное слушание, вербализация и др. | «Я – Ты» диалог, в котором личностно раскрываются и клиент и пси-холог |
Когнитивный подход | Развитие адаптивного, рационального мышления | Упражнение, построение новой, более совершенной картины мира и др. | Психолог – учи-тель, клиент – ученик |
Итак, в психологии нет универсальных теорий. Каждая теория имеет свою сферу приложимости, т.е. описывает действующие закономерности в какой-то частной сфере психической реальности, для определенной категории людей. Знание психологом-практиком научных теорий обеспечивает выбор наиболее адекватных проблеме конкретного клиента содержания и методов психологической помощи.
Личность психолога как основной инструмент
Его профессиональной деятельности
1. Требования профессии к личности психолога.
2. Различные трактовки понятия «личностный рост».
Проблемные вопросы
Почему изучение и совершенствование собственной личности является одной из важнейших профессиональных задач психолога? Есть ли что-то общее во взглядах разных ученых на развитие человека? Какие качества необходимы человеку для работы над собой? Считаете ли вы себя готовым к такой внутренней работе? Зачем вам это надо?
Требования профессии к личности психолога
В психологии прочно утвердилось понимание личности психолога как основного инструмента его профессиональной деятельности. Характеристики рабочей ситуации психолога во взаимодействии с другим человеком (неопределенность, многозначность, отсутствие готовых схем решения, шаблонов поведения и т.п.) определяют основные требования к личности психолога.
В образовательном стандарте Республики Беларусь обозначены следующие требуемые личностные качества специалиста по психологии:
– творческое мышление и высокий уровень интеллекта;
– автономность и готовность к самосовершенствованию;
– сформированность нравственных убеждений и готовность следовать им;
– честность, самообладание, доброжелательность;
– целеустремленность;
– терпимость, умение владеть собой;
– коммуникативная компетентность;
– способность к эмпатии, рефлексии;
– социальная активность.
Ориентиры личностного развития психолога отрефлексированы также в трудах основателей различных школ психологии (З. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Роджерс, Р. Мэй и др.). Далее в обобщенном виде перечислены названные ими особо значимые для психолога-практика качества:
– глубинная рефлексивность (установка на понимание Другого и самого себя как носителей психической реальности; осознание содержания и способов своей деятельности);
– сложность внутреннего мира, многоуровневость субъективного пространства личности психолога;
– творческие способности;
– гибкость мышления, чувствования и языка;
– система гуманистических установок на разнообразие проявлений индивидуального и принятие этого многообразия как ценности;
– ответственность;
– смелость.
Важно также отметить, что согласно специальным исследованиям некоторые личностные особенности психолога (как и представителей других социономических профессий), могут разрушать, искажать не только само профессиональное взаимодействие, но и личности его участников (Г.С. Абрамова, С.П. Безносов, Б.С. Братусь, Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер, Э. Фромм, М. Якоби и др.). Кроме того, отсутствуют значимые связи между стажем профессиональной деятельности психолога и достигнутым им уровнем развития. Это говорит о том, что сама по себе деятельность психолога не является средством личностного развития специалиста. Только приобретения опыта оказания психологической помощи явно недостаточно для становления профессионально важных качеств. Для совершенствования личности профессионала необходимы сознательные усилия, специальная деятельность, которая чаще всего обозначается как «личностный рост».