Занятие 1 (семинар). Тема: Специальная психология как отрасль психологической науки
Время - 1час.
Цель: сформировать у студентов систему знаний о специальной психологии как науке и практике.
Форма проведения:
· выступления с докладами;
· ответы на вопросы;
Учебные вопросы:
1. Предмет и объект специальной психологии.
2. История зарождения и становления специальной психологии.
3. Характеристики основных разделов специальной психологии и перспективы их развития.
4. Роль специальной психологии в решении общих проблем психологии.
5. Сфера приложения специальной психологии.
Литература
1 Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
2 Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Занятие 2 (семинар). Тема: Понятие психического дизонтогенеза.
Время - 1час.
Цель: сформировать у студентов систему знаний о психическом дизонтогенезе.
Форма проведения:
· выступления с докладами;
· ответы на вопросы;
· дискуссия.
Учебные вопросы:
1. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития.
2. Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.
3. Развитие ребенка в условиях сложных недостатков в развитии.
4. Проблема компенсации психических функций.
Тема дискуссии: «Какой уровень дефекта: первичный или вторичный – легче поддается коррекции?».
Литература
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Занятие 3 (семинарское). Тема: Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.
Время - 1час
Цель: Сформировать у студентов систему знаний о нарушениях психических процессов, состояний и свойств при различных видах патологии у человека. практически познакомить с методиками патопсихологической диагностики.
Форма проведения:
· выступления с докладами;
· ответы на вопросы;
· дискуссия:
· практикум с использованием патопсихологических методов диагностики.
Учебные вопросы:
1. Особенности психического развития умственно отсталых детей в раннем детском, дошкольном возрасте и в школьном возрасте.
2. Задержка психического развития.
3. Психологические особенности личностного развития детей с умственной отсталостью.
4. Особенности развития детей с сенсорной и моторной недостаточностью.
5. Характеристика развития детей с общими расстройствами развития.
Тема дискуссии: «Как зависит развитие личности от возраста, в котором появился тот или иной дефект?».
Литература
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Занятие 4. (семинарское). Тема: Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей.
Время – 1час.
Цель: сформировать у студентов систему знаний о взаимосвязи поражений мозга и нарушениях психики; практически познакомить с методиками нейропсихологической диагностики.
Форма проведения:
· выступления с докладами;
· ответы на вопросы;
· практикум с использованием психодиагностических методик.
Учебные вопросы:
1. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной сферы.
2. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами интеллектуальной сферы.
3. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами эмоциональной сферы.
4. Ранняя помощь детям с врожденными недостатками и их семьям. Стимуляция компенсаторных механизмов поведения.
Литература
1. Клиническая психология / Под ред. Карвасарского Б. Д. – СПб.: «Питер», 2007.
2. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология – М.: «Медпресс», 2001.
3. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования – СПб, «Речь», 2005.
4. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии – СПб, «Речь», 2005.
5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии – М.: «Академия», 2002.