Проба на установление последовательности событий.
Оценивается степень сформированности операций наглядно-образного мышления.
Для проведения исследования применяется сюжетные картинки, которые изображают определенное событие. (Примеры можно взять: Н.Радлов «Рассказы в картинках» (М.,1989); С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» (М.,1999))
Инструкция. «посмотри на картинки, которые я тебе даю. Разложи их таким образом, чтобы получился рассказ о событиях изображенных на них».
Процедура. Экспериментатор дает ребенку перемешанные картинки и просит разложить их. В протоколе записывается полученная последовательность. Ребенка просят рассказать о том, что в них происходит. В случае неправильного раскладывания не следует сразу помогать ребенку, он может сделать это сам во время рассказа. Все перестановки фиксируются в протоколе.
Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, экспериментатор задает вопросы, цель которых выделить признаки, дающие основную информацию о содержании сюжета.
Проба, раскрывающая понимание текста.
Оценивается сформированность у обследуемого операций вербально-логического мышления.
Инструкция. «Внимательно послушай рассказ и объясни в чем его смысл, чуму он учит».
Примерный текст
Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей забрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
1. Почему голубка бросила ветку в ручей?
2. Почему муравей укусил охотника?
3. Как ты думаешь, можно сказать, что этот рассказ о помощи, или нельзя?
4. Кто кому помог?
5. Только ли голубка помогла муравью?
6. А муравей помог голубке?
Каждый следующий вопрос задается тогда, когда после предыдущего не достигается адекватность, полнота и точность понимания смысла рассказа. Однако если ребенок испытывает затруднения и в этом случае, то рассказ следует поделить на смысловые куски и попросить его выделить в каждом из них главное.
Оценка результатов обследования
Полученные в экспериментальных пробах результаты оцениваются по двум основным параметрам – особенности коррекции ошибок и их характеру.
По тому как дети исправляют свои ошибки, можно выделить следующие формы коррекции:
- самостоятельная коррекция;
- после акцентирования внимания экспериментатора («Ты все сделал правильно?»);
- после повторного предъявления инструкции;
- в ситуации речевого программирования выполняемого задания с помощью шепота или громкой речи ребенка или речевого программирования его действий экспериментатором;
- с использованием помощи экспериментатора в виде наводящих вопросов, критических замечаний;
- коррекция ошибок отсутствует, но их появление осознается ребенком в виде адекватной эмоциональной реакции (смущения, досады.)
Характерные типы ошибок при выполнении экспериментальных проб.
«Конфликтная» проба.
- доминирование заученного двигательного стереотипа над инструкцией;
- импульсивные движения, повторяющие действия экспериментатора (эхопраксии);
- импульсивные преждевременные реакции, возникающие без условного сигнала и протекающие как «рефлекс на время».
2. Проба на смену руки:
-ошибки переключения, проявляющиеся либо в повторении элементов внутри серии или смешение первой и второй серий (персеверации), либо в изолированном выполнении каждого последовательного элемента действия; очень часто ошибки выступают лишь в виде тенденций к персеверации элемента внутри серии, когда ребенок после элемента «кулак», прежде чем поставить ладонь ребром, ставит кулак на бок и только после этого распрямляет пальцы;
- ошибки программирования (нарушения заданной последовательности положений руки) в виде перестановки элементов внутри серии, упрощения программы (потеря отдельных элементов), включения новых элементов.
Проба на исследование пространственной организации движений
- зеркальное воспроизведение пространственного положения рук;
- ошибки расположения рук в горизонтальном и сагиттальной областях.