Анкета на выявление детей группы риска (от 5 до 10 лет)
На каждый вопрос можно дать только один ответ, выбрав его из 4 возможных и поставив знак «+» на соответствующем ответе. При этом: 1) ответ должен отражать особенности ребенка; 2) следует учитывать все 4 ответа; 3) в конце следует сообщить об особенностях поведения, не затронутых предложенными вопросами:
1. Каковы умения ребенка при рисовании, конструировании?
a) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо, неловко
2. Какова точность его наблюдений (способность к точным наблюдениям, наблюдательность) в различных ситуациях – при игре, просмотре ТВ?
a) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо
3. Способен ли ребенок выявлять существенные и несущественные детали при рассматривании иллюстраций, в рассказах, при наблюдении за какими-то событиями?
a) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо
2. Насколько часто при рассказе ребенок не удерживает «ход мысли» (сохраняет последовательность)?
a) никогда, b) в отдельных случаях, c) часто, d) плохо
3. Насколько стабильны проявления его успешности в различных видах деятельности?
a) всегда стабильны, b) в отдельных случаях стабильны, c) часто нестабильны, d) всегда нестабильны
4. Каков темп решения интеллектуальных задач (раздумывания, размышления)?
a) очень быстрый, b) быстрый, c) не быстрый, не медленный, d) медленный
5. Может ли ребенок перестроиться на другой вид деятельности?
a) легко, b) нелегко, c) с трудом, d) с большим трудом
6. Как ребенок воспринимает логические объяснения7
a) с большим пониманием, b) довольно часто с пониманием, c) иногда с пониманием, d) не воспринимает
7. Как ребенок запоминает имена, цифры, понятия, события?
a) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо
8. Легко ли ребенка выводят из равновесия внешний беспорядок, различные помехи?
a) никогда, b) иногда, c) часто, d) всегда
9. Как ребенок соображает (понимает)?
a) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо
10. Может ли ребенок связно рассказать о своих переживаниях или какую-либо историю?
a) подробно, с пониманием взаимосвязей, b) с пониманием существенных взаимосвязей, c) с частичным пониманием взаимосвязей, d) без понимания взаимосвязей.
13. Беспокоен ли ребенок, проявляет ли расторможенность?
a) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда
14.Проявляет ли ребенок нервозность, поспешность, вялость?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда
15. Необходимо ли ребенку манипулировать с какими-либо предметом, держа его в руках?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда
16 Проявляет ли усидчивость?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда
17. Как ведет себя ребенок во время занятий, которые выбрал сам?
а) очень концентрируется, b) концентрируется, c) посредственно, d) не концентрируется
18.Как ведет себя ребенок во время занятий, предложенных со стороны?
а) очень концентрируется, b) концентрируется, c) посредственно, d) не концентрируется
19. Проявляет ли во время целенаправленных занятий поверхностность, рассеянность?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда
20. Легко ли отвлекается?
а) очень редко, b) временами, c) часто, d) всегда
21. Легко ли утомляется, истощается?
а) очень редко , b) временами, c) часто, d) всегда
22. Проявляет ли пассивность?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда
23. Как проводит ребенок свое рабочее время?
а) активно, с выдумкой, b) преимущественно активно3 c) пассивно, но заинтересовано, d) равнодушно, пассивно
24. Беспокоит ли вас, что ребенок может что-то натворить, находясь без присмотра?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) всегда
25. Легко ли ребенок возбудим, импульсивен?
а) очень редко , b) временами, c) часто, d) всегда
26. Может ли ребенок управлять собой?
а) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) неудовлетворительно
27. Проявляет ли ребенок плаксивость?
а) очень редко, b) временами, c) часто, d) очень часто
28. Впадает ли в своем настроении, поведении в крайности (то слишком распущен, то подавлен)?
а) очень редко, b) временами, c) часто, d) очень часто
29. Проявляет ли ребенок раздражительность?
а) очень редко, b) временами, c) часто, d) очень часто
30. Легко ли впадает в гнев или проявляет строптивость, упрямство?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто
31. Проявляет ли ребенок чувствительность или сверхчувствительность?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто
32. Проявляет ли ребенок недисциплинированность в отношении со взрослыми (отсутствие чувства дистанции, бесцеремонность)?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто
33. Как ведет себя ребенок с ровесниками, ладит ли со сверстниками?
а) очень хорошо, b) хорошо, c) посредственно, d) плохо
34. Проявляет ли ребенок агрессивность к другим детям, животным или предметам?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто
35. Как реагирует ребенок на запреты или невыполнение его желаний?
а) спокойно, с пониманием, b) спокойно, но огорченно, c) отчетливо агрессивно, раздраженно (обозлено,) d) неуправляемо, гневно.
36. Ведет ли себя эгоистично?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто
37. Любит ли рассматривать, трогать руками предметы в гостях (находясь не дома
а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто
38. Пытается ли ребенок во что бы то ни стало настоять на своем?
а) никогда, b) временами, c) часто, d) очень часто
39. Как ребенок выполняет требования, не соответствующие его желанию?
а) сразу, b) с колебаниями c) после многократных требований, d) редко
40. Легко ли поддается воспитанию?
а) легко , b) нелегко, c) с затруднениями, d) тяжело
Ф.И.О. ребенка___________________________
Дата рождения___________________________
Класс (группа)____________________________
Дата заполнения___________________________
Кто заполнял_______________________________
Нормативная таблица 1
Уровни развития | Параметры психосоциального развития | |||||
I | II | III | IV | V | VI | |
115-128 | 13-18 | 29-31 | 5-8 | 12-13 | 39-40 | |
129-146 | 19-20 | 32-38 | 9-10 | 14-19 | ||
147-170 | 21-24 | 39-43 | 11-14 | 20-24 | 42-44 | |
171-182 | 25-28 | 44-47 | 15-16 | 25-30 | 45-55 | |
183-196 | 29-33 | 48-54 | 17-18 | 31-33 | 56-63 | |
197-206 | 34-37 | 55-58 | 19-20 | 34-37 | 64-68 | |
207-222 | 38-41 | 59-63 | 21-22 | 38-42 | 69-73 | |
223-234 | 42-44 | 64-67 | 23-24 | 43-46 | 74-78 | |
235-244 | 45-46 | 68-69 | 25-27 | 47-48 | 79-81 | |
245-254 | 47-48 | 70-72 | 49-52 | 82-84 | ||
255-266 | 49-50 | 73-75 | 53-54 | 85-89 |
Примечания:
1. Патология разной степени выраженности представлена уровнями 0-2; 3-й уровень пограничная зона; выше- норма
2. Параметры психосоциального развития:
I – общий показатель развития;
II- уровень гиперактивности, двигательной расторможенности;
III- показатель социальной активности ребенка;
IV- эмоциональная устойчивость;
V- уровень умственного развития;
VI- воспитуемость, восприимчивость к педагогическим воздействиям.
Нормативная таблица 2. Числовое выражение вариантов ответа.
№ вопроса | Вариант ответа и его числовое выражение | № шкалы, на которую работает вопрос |
abcd | ||
I | ||
I,V | ||
I,V | ||
I | ||
I,V | ||
I,V | ||
I | ||
I,III,VI | ||
I,V | ||
I,IV | ||
I,V | ||
I,V | ||
I,II | ||
I,II,VI | ||
I,III | ||
I,II,VI | ||
I | ||
I | ||
I | ||
I,II,VI | ||
I | ||
I | ||
I | ||
I,III,VI | ||
I,II,VI | ||
I,III,VI | ||
I,IV | ||
I,IV | ||
I,III,VI | ||
I,III,VI | ||
I,IV | ||
I,III,VI | ||
I,III | ||
I,III | ||
I, III,VI | ||
I | ||
I | ||
I,III,VI | ||
I,III,VI | ||
I,III,VI |
Приложение 16. Сравнительная таблица акцентуаций.
По Леонгарду | По Личко |
Демонстративный | Истероидный |
Педантичный | Психоастенический |
Застревающий | - |
Возбудимый | Эпилептоидный |
Гипертимнический | Гипертимный |
Дистимический | - |
Аффективно-лабильный | Циклоидный |
Аффективно-экзальтированный | Лабильный |
Эмотивный | Лабильный |
Тревожный (боязливый) | Сензитивный |
Экстравертированный | Гипертимно-конформный |
Интровертированный | Шизоидный |
- | Неустойчивый |
- | Конформный |
- | Астено-невротический |
Приложение 17. Направления обследования детей.
Детей первого года жизни | От 1 года до 5 лет |
Двигательная сфера | Познавательная сфера |
Сенсорная сфера | Эмоционально-волевая сфера |
Особенности манипуляции с предметами | Речевая сфера |
Способы взаимодействия со взрослыми | Двигательная сфера |
Эмоциональные особенности | |
Голосовая активность |
Приложение 18. Карта обследования ребенка.
Имя, фамилия ребенка | |
Возраст и диагноз ребенка | |
Посещаемое учреждение | |
Состояние мелкой моторики | |
Манипуляция пальцами | |
Манипуляция кистями рук и руками | |
Движение глаз, рук и пальцев | |
Способность соединять и разъединять пальцы | |
Особенности постройки из деталей | |
Что построил? | |
Характер скрепления лего-элементов | |
Какие по форме лего-элементы использовал? | |
Какие цвета преобладают в постройке? | |
Композиция | |
Наличие готовых фигурок в постройке | |
Личностные особенности | |
Терпеливость | |
Способность сосредоточиться | |
Способность к сотрудничеству | |
Вера в свои силы | |
Доведение задуманного до конца | |
Поведение в коллективе | |
Умение играть вместе с другими детьми | |
Использование речи во время игры | |
Способность организовывать игру со сверстниками | |
Развитие творческих способностей | |
Изобретательность | |
Использование воображения | |
Выражение своих мыслей через игру | |
Способ решения задачи | |
Созидательные способности | |
Развитие речи | |
Умение ребенка рассказать о том, что он намерен делать | |
Умение рассказать о том, как выполняется постройка | |
Умение составить рассказ о том, что построено | |
Умение ребенка рассказать о том, как он будет играть |
Приложение 19. Карта наблюдения за спонтанной конструктивной игрой ребенка в лего
Имя, фамилия ребенка | |
Возраст и диагноз ребенка | |
Посещаемое учреждение | |
Эмоциональное состояние ребенка перед предстоящей деятельностью | |
Ребенок испытывает радость, испуг, волнение, не выражает ни каких эмоций, грубое проявление эмоций | |
Поведение в начале игры | |
Активно приступил к деятельности; начал играть спокойно; не знал, с чего начать; выразил отказ | |
Поведение в процессе игры | |
Играет один (обособленно); играет вместе с другими детьми; действия нельзя назвать игровыми; мешает другим детям | |
Речевая активность | |
Играт молча; активно пользуется речью при общении с другими детьми; сопровождает свои игровые действия речью | |
Поведение в конце игры | |
Смог организовать коллективную игру с постройкой; организовал самостоятельную игру; участвовал в коллективной игре; продолжал долгое время конструировать; играть с постройкой не стал | |
Наличие конфликтных ситуаций | |
Часто ли ребенок конфликтует; может ли сам разрешить конфликт; легко ли втягивается в конфликтную ситуацию | |
Творческие способности | |
Сколько построек смог сделать- одну или много; использовал ли детали лего в качестве заместителей; есть ли интересные детали в постройке. | |
Характер постройки | |
Как скреплены детали лего?; какие по форме детали преобладают?; Каких цветов; наличие готовых фигурок в постройке; использовались ли детали-заместители; соответствует ли постройка реальному или фантазийному объекту; соблюдение пропорций и основных частей постройки | |
Состояние моторики | |
Умеет ли удерживать деталь щепотью?; какие трудности при скреплении и разъединении деталей испытывает; наличие сопутствующих движений при манипуляции деталями; скоординированность работы рук; работа ведущей руки | |
Развитие речи | |
Умение рассказать о предстоящей постройке, об этапах планирования, о том, что получилось, об игре с постройкой: - Расскажи, что ты сделал - Расскажи о своей постройке - Расскажи, как ты ее делал - Расскажи, как ты будешь с ней играть (Оцените и запишите эти рассказы) | |
Личностные особенности | |
Способность сосредоточиться Способность к сотрудничеству Доведение задуманного до конца | |
Примечание | |
Что еще было замечено в процессе игры ребенка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. Экспериментально-психологическое обследование детей пограничной интеллектуальной недостаточности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Экспериментально-психологическое обследование. В процессе обследования используются нейропсихологические пробы, раскрывающие особенности функционирования отдельных анализаторов – слухового, зрительного, кинестетического и двигательного, а также пробы, выполнение которых требует сложных форм деятельности, обусловленных состоянием целого комплекса основных зон коры головного мозга.