СЕМИНАР № 4. Дети с нарушения слуха.

Цель: знакомство с основами сурдопсихологии и сурдопедагогики

Основные психологические понятия по теме:

Сурдопсихология –наука изучающая особенности психического развития людей с недостатками слуховой функции.

Глухие дети –степень потери слуха лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.

Ранооглохшие дети- родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах

Позднооглохшие дети-сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она была уже сформирована.

Сенсомоторные нарушения-нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.

Слабослышащие дети –с частичной слуховой недостаточностью,затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

План:

1. Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте.

2. Психическое развитие глухого ребенка в школьном возрасте.

3. Жестовая речь глухих.

4. Особенности психического развития слабослышащих детей.

5 Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития.

6. Особенности коррекции и реабилитации глухих слабослышащих детей.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите предмет и задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики

2. Какие существуют варианты нарушения слуха?

3. Как изменяется психическое развитие детей в зависимости от времени нарушения слуха?

4. Какова особенности развития познавательной сферы глухих детей?

5. Что такое жестовая речь глухих людей?

6. Как происходит развитие словесной речи?

7. Каковы особенности развития эмоций у глухих школьников?

8. Каковы особенности личностного развития и межличностных отношений у глухих детей, подростков и юношей?

Литература

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Петер Антон Янн Воспитание и обучение глухого ребенка. М.: Академия, 2003.

3. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 138-194.

4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 247- 279.

5. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная литература

1. Заболтина В.В. Изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха. – Дефектология, 2008, № 3. С.27-53.

2. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховых функций (диагностика и коррекция).- М.: Аркти, 2003.

3. Яхина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. – М.: Владос, 2003.

СЕМИНАР № 5. Дети с нарушениями зрения.

Цель: знакомство с основами тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Основные психологические понятия по теме:

Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Слабовидящие –дети с остротой зрения от 0, 05 до 0,2

Сенсомоторные нарушения-нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.

Слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.

Слепые дети - полное отсутствие зрительных ощущений, либо имеющих остаточное зрение или сохраненная способность к светоощущению

Тифлопсихология –наука изучающая закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторных процессов.

Тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.

Частично, или парциально слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение.

План:

1. Особенности развития познавательной сферы слепых детей.

2. Особенности личностного развития слепых детей

3. Речь и общение при нарушениях зрения.

4. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.

5. Особенности психологической коррекции и реабилитации слепых и слабовидящих детей.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое тифлопсихология?

2. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?

3. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих.

4. Каковы особенности познавательной сферы слепых и слабовидящих?

5. Как влияет слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?

Литература

1. Лапп Е.А. развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. М.: ТЦ Сфера, 2000.

2. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-300

4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. 194-367.

Дополнительная литература

1. Кантор В.З. Реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. – Дефектология, №5. С.38-44.

Наши рекомендации