Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации
К сожалению, как бы мы ни готовились к чрезвычайным ситуациям, они происходят, они всегда неожиданны и требуют незамедлительного действия.
Что может сделать образовательное учреждение?
· Заверить учащихся в том, что о них позаботятся и что педагогический коллектив готов к выпавшему на его долю испытанию.
· Поддерживать стабильность в школе.
· Обеспечить родителей и учителей необходимой информацией.
· Школьные психологи должны быть готовы к оказанию поддержки и консультированию в случае необходимости.
· Выделить время для обсуждения случившегося.
· Направить учащихся с наибольшей тревожностью, страхом, дезадаптивным поведением на дополнительную консультацию к специалисту.
· Поставить в известность родителей.
· Предоставить возможность для осуществления помогающих действий.
· Обратить внимание на детей, недавно переживших тяжелое, травматическое событие, осуществить дополнительную поддержку и помощь.
· Не допускать ярлыков и обвинений.
· Помнить, что реакция на травматическое событие зависит как от индивидуальных, так и от возрастных характеристик детей.
При организации мероприятий по ликвидации последствий кризисной ситуации, необходимо помнить о том, что все шаги должны совершаться по хорошо продуманному плану.
В группу, принимающую план действий по ликвидации последствий, входят: руководитель образовательного учреждения, заместители, представители школьной службы безопасности, консультанты, учителя и другие лица, отвечающие за проведение антикризисных работ. Планируется проведение общего собрания, групповая и индивидуальная работа. Определяются время, место и ответственных за проведение мероприятий.
Своевременная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление – ликвидация последствий.
Новые условия, осознание важности и возрождение необходимости осуществления воспитания в школе, адекватного требованиям современной ситуации, диктует поиск новых путей работы, в том числе и для психологического сопровождения УВП. Одним из таких новых направлений может стать работа по проектированию и моделированию психологически безопасной образовательной среды школы.
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования.
Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы.
Первый - принцип опора на развивающее образование, главная цель которого – не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.
Второй принцип, исходя из которого, необходимо проектировать психологически безопасную среду школы – принцип психологической защиты личности каждого субъекта УВП; реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получать ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.
Третий принцип – помощь в формировании социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимается набор умений, дающий возможность компетентного выбора своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуации и выбирать соответствующее поведение.
Основными методически-организационными условиями осуществления психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса являются:
1.Проведение системы психических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.
2.Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического воздействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
3.Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.
4.В каждой из программ помимо содержательных задач отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества.
5.В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.
6.Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.
Рекомендации:
1. Руководителям ОУ создавать условия для благоприятного психологического климата в образовательных учреждениях.
2. Педагогам – психологам:
· Подготовить и провести семинар для педагогов по теме «Психологическая безопасность образовательной среды» (согласно годового плана работа СПП)
· Проводить мероприятия по проектированию развивающей среды в школе (Неделя школьной психологии, Неделя психологического здоровья, Неделя семьи, Неделя профориентации и др.)
· Проводить два раза в месяц психологические обходы классов, с целью изучения психологического климата
· Проводить занятия с учащимися по профилактике психологического здоровья.
· Систематически пропагандировать для родителей тему «Психологическая безопасность в ОУ»
· Оформлять стендовую информацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. — М.: Медицина, 1991.
2. Алиев Х. Ключ к себе. — М.: Молодая гвардия, 1990.
3. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. — Москва–Тула, 1993.
4. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – С-П.:Речь, 2002 г.
5. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. — СПб., 1911.
6. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. — Пг.: Колос,1921.
7. Бубер М. Два образа веры. — М.: Республика, 1995.
8. Бурмистрова Е.В. Проектирование профессиональной позиции психолога образования. Диссертационное исследование. – М., 1999.
9. Василюк Ф.Е. Пережить горе / В кн: О человеческом в человеке. — М., 1991.
10. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. — М., 1984.
11. Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988.
12. Делез Ж. Различие и повторение. — СПб.: Петрополис, 1998.
13. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении.- М.: Генезис., 2007 г.
14. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992.
15. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. — СПб.: Питер Пресс, 1996.
16. Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации.- М.:Генезис, 2006 г.
17. Рубинштейн С.Л. Проблемы общения в психологии. — М.: Педагогика, 1973.
18. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993.
19. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993.
20. Шадура А.Ф. Концепция психологической реабилитации личности // Деп. ИРЛ РАО. М., 1993 — 45 с.
21. Шадура А.Ф., Мамедова Г.Ю. Дети, опаленные войной: Психологическая реабилитация. — Народное образование, № 4, 2002.
Приложение