Разграничение 2х парадигм наметилось в кон. ХX в., когда Дильтей выделил описательную и понимающую психологию. В отечественной психологии всегда преобладала ориентация на объективность, эксперимент.
ВОПРОСЫ к экзамену «Экспериментальная психология» 3 курс
Вопросы 31-40 ???
1. Экспериментальная психология как самостоятельная наука.
2. Основные подходы к пониманию предмета экспериментальной психологии (В.Н. Дружинин).
3. Основные задачи экспериментальной психологии.
4. История развития экспериментальной психологии (Европа и Америка).
5. История развития экспериментальной психологии в России.
6. Предмет науки. Научный метод.
7. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы.
8. Научное исследование. Основные классификации научного исследования.
9. Этапы научного исследования.
10. Гипотеза. Уровни экспериментальных гипотез.
11. Варианты экспериментальных гипотез (по Р. Готтсданкеру).
12. Основные общенаучные исследовательские методы.
13. Классификация методов психологического исследования. Подходы отечественных психологов к проблеме классификации методов психологии.
14. Классификация методов психологических исследований на современном этапе.
15. Метод наблюдения. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования.
16. Организация психологического наблюдения. Программа наблюдения.
17. Общая характеристика вербально-коммуникативных методов.
18. Вербально-коммуникативные методы: опрос.
19. Вербально-коммуникативные методы: беседа.
20. Вербально-коммуникативные методы: интервью.
21. Вербально-коммуникативные методы: анкетирование.
22. Экспериментальное общение.
23. Эффект Зайонца («аудитории») в эксперименте.
24. Эффект Розенталя (Пигмалиона) в эксперименте.
25. Эффект «плацебо» и «Хотторна» в эксперименте.
26. Экспериментатор: его личность и деятельность.
27. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.
28. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента.
29. Этические принципы проведения исследования на человеке.
30. Организация и проведение экспериментального исследования.
31. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент.
32. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия».
33. Экспериментальная выборка.
34. Экспериментальный переменные и способы их контроля.
35. Независимая переменная.
36. Зависимая переменная.
37. Отношения между переменными.
38. Контроль переменных.
39. Определение внешней переменной.
40. Экспериментальные планы.
41. Первые психологические эксперименты (Гельмгольц, Гальтон).
42. Социальные эксперименты Шерифа.
43. Стэнфордский эксперимент Зимбардо.
44. Хоторнские эксперименты.
45. Эксперимент Аша.
46. Эксперимент Милгрэмма.
47. Эксперименты Павлова.
48. Эксперименты Пиаже.
49. Эксперименты Эббингауза.
50. Эксперименты Мухиной.
1.Эксперименталка как самостоятельная наука. Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.В.В. Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих «полномочий» другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках. В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном «Психологическом словаре» дается следующее определение:«Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента». Еще отчетливее эти тенденции звучат в другом определении: «Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов». Аналогичное понимание экспериментальной психологии существует и в зарубежной психологии. П. Фресс определяет экспериментальную психологию следующим образом: «Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода».
2. Основные подходы к пониманию предмета экспериментальной психологии (В.Н. Дружинин)Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.
1. Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественнонаучном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др. «Этот (экспериментальный) метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требований рефлективного мышления... Рассуждения в философии подчиняются законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной психологии) этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой».
2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология – это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер.
3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл отмечает, что одним из важных в психологии являются «...вопросы планирования экспериментов, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания».
4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии.
3.Основные задачи экспериментальной психологии. «Экспериментальная психология» - это, во-первых, дисциплина, изучающая и разрабатывающая ряд эмпирических методов психологического исследования, а во-вторых, обобщающее обозначение исследований в разных областях психологии, использующих эти эмпирические методы. Основными задачами экспериментальной психологии являются: • формулирование методологических и теоретических основ исследования в психологии;
• разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур;
• поиск методов анализа, интерпретации и проверки статистической значимости результатов психологических исследований;
• оценка эффективности экспериментальных процедур;
• оценка взаимосвязи теоретических положений и экспериментальных данных;
• разработка этических принципов психологических исследований;
• разработка правил представления результатов психологических исследований.
4.История развития экспериментальной психологии (Европа и Америка). В разных странах развитие экспериментальных исследований происходило своеобразно: В ГЕРМАНИИ эксперимент получил большое развитие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов — память, мышление, волю и др.Наибольшее развитие получили медицинская и педагогическая психология, в меньшей степени — исследования в области торговли, промышленности, общественной жизни. Г. Эббингауз в работе о памяти сформулировал законы памяти на основе психологического эксперимента. Память он понимал как механический* процесс образования следов,для этого нужно найти материал,не знакомый испытуемому, Эббингауз выбрал бессмысленные слоги.Ввел два метода исследования памяти:Метод заучивания и.Метод сбережения ВЫВОД-заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется. ЗАСЛУГИ ЭББ.- Выявил объем непосредственного запоминания,- установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт,- был обнаружен факт упражняемости памяти. Иссл-л память и Г.Э. Мюллер, сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание. В его лаб. был создан метод парных ассоциаций. Вюрцбургская школа занималась эксперим-ой разработкой мышления. Школу возглавил О. Кюльпе, ученик Вундта. В нее входили: А, Майер, А. Мессер, Г. Уатт, К. Бюлер,и др. Вюрцбуржцы сделали самонаблюдение методом исследования.Из первых была работа К. Марбе на понимание суждения.Бюлер говорит о мыслях как основных носителях мышления, производит их классификацию:*мысли как сознание правил,*как сознание отношений и*мысли-интенции. Отто Зельц подчеркивает целостность мышления. Э. Крепелин применил в клинике ассоциативный эксперимент и показал различие в характере ассоциаций при шизофрении и МДП. Он произвел экспер-ые исследования умственного утомления и построил кривую работы.Э. Блейлер и К. Юнг ипользовали ассоциативный эксперимент.Э. Майман и Лай провозгласили возникновение экспериментальной педагогики. Штерн создал Институт прикладной психологии и журнал. Мюнстерберг показал практическое значение психологии при выборе профессии.АМЕРИКА У истоков экспериментальной психологии в Америке стоят У. Джемс, Г. Ст. Холл. Джемс не экспер-р, но активно поощрял экспер-ые исследования. У него начинает свои эксперименты по зоопсихологии Э. Торндайк, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, все психологи-экспериментаторы — его ученики.Джемс уделял большое внимание прикладной психологии, особенно применительно к педагогике. Холл - основоположник экспер-ой психологии в Америки, руководитель одной из крупнейших экспериментальных псих-их лаб. Создалось научное движение - педология. Из Америки оно распространилось в страны Европы.Холл явился крупным организатором американской психологической науки. Кеттел определение интеллектуального уровня (студентов). Из основателей экспериментальной психологии в Америке назовем- Лэдда , Скрипчура, Сишора, Болдуина, Энджелла. Экспериментальные исследования Титченера, развивались в русле структурализма.Большой вклад внесли зоопсихологи - Торндайк(сделал предметом экспериментального исследования проблему обучения) , Йеркс, Смолл. Мюнстерберг(исследования связаны с областью промышленного производства) АНГЛИЯ работы были начаты Ф. Гальтоном, статистическим методом пытался обосновать идею наследственности таланта, предпринял исследование однояйцовых и разнояйцовых близнецов путем сбора анкет. Этим был введен близнецовый метод. Спирмен разработал метод анализа корреляций — факторный анализ. ФРАНЦИЯСоздание экспер-ой психол. связано с Бинэ. Его вклад:в иссл. мышл. пришел к тем же выводам,что и Вюрц.шк., изучал людей с выдающимися способностями, Исс-ал воображение, память и интеллект у детей. Разработал «метрическую шкалу интеллектуального развития», совместно с врачом Т. Симоном. Штерн ввел понятие коэффициента умственной одаренности как отношение умственного возраста к хронологическому. Термен назвал это отношение коэффициентом интеллектуальности.Др. областью прикладных исследований была медицина(психиатрия и неврология).Ж. Шарко занимался истерией и гипнозом. Рибо - основоположник современной эмпирической психологии. Рибо уделял внимание фактам патологии, использовал их для изучения психической жизни. Его ученик П. Жанэ основным методом псих-ии считал клиническое наблюдение. Учениками П. Жанэ были Пьерон, Валлон, Ж. Пиаже- основатели современной генетической психологии.
5. История развития экспериментальной психологии в России. В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры. В 80-х гг. XIX в. ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках:*в Казани, а затем в Петербурге — В.М. Бехтерев; *Москве — С.С. Корсаков, А.А. Токарский;*Харькове — П.И. Ковалевский;*Киеве —ИЛ. Сикорский;*Дерпте (Тарту) — Э. Крепелин, В.Ф. Чиж и др. В этих лаб-ях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию.Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела замечать эту работу врачей. Однако процесс внедрения эксперимента в психологию нельзя было остановить. Первый психолог, создавший собственно психологическую лабораторию - Н.Н Ланге внес огромный вклад в развитие экспер-ой психологии. Его исследования привели к выводу, что самонаблюдение не может уловить стадии процессов.На диспуте вопрос о значении эксперимента в психологии поддержали С.С. Корсаков,А.А. Токарский. В обстановке ожесточенных споров постепенно эксперимент входил в психологическую науку в России. В поддержку эксперимента выступил Н.Я. Грот. Грот выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который должен учитывать сознание, самосознание человека. Грот поддержал идею Ланге о необходимости учреждения психологических лабораторий при университетах. В 1901 г. А.П. Нечаев организовал лаб-ию экспер-ой психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он подчеркивал значение экспер-ой пс-ии для выработки приемов школьного обучения, развернул экспер-но-психол-ие исследования основ школьного дела. При лаборатории Нечаева были созданы педологические курсы (директор Н.Е. Румянцев),организованы Всероссийские съезды по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. А.Ф. Лазурский- выступил за расширение области применения эксперимента, распространив его на исследование личности, он разработал метод естественного эксперимента(зак-ся в наблюдении за испытуемым, нап-р школьником, в естественных условиях, во время учебных занятий, в подвижных играх, и т.п). Г.И. Россолимо разработал колич-ый подход к исследованию структуры личности с помощью тестов. Свой метод он назвал методом психологических профилей.Выделил 11 психических процессов, которые оценивал по 10-балльной шкале. Методика явилась первым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей. Крупнейшим событием явилось открытие Психологического института при историко-филологическом факультете Московского университета, основателем которого был Г.И. Челпанов: - Задачу эксперимента он видел в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение, т.е. подчинил его интроспекции; Челпанову принадлежит заслуга в организации обучения психологов экспериментальным методам исследования.
6. Предмет науки. Научный метод. Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом кот. является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Исследователь – это профессионал, кот. строит свою деятельность по критерию «истинность – ложность». Результатом научной деятельности м\б описание реальности, объяснение причин процессов и явлений, кот. выражаются в форме текста, схемы,формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов – теоретическое объяснение действительности. Все научные результаты можно расположить на шкале: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.Термин «наука» относится ко всей совокупности знаний, полученных научным методом. Наука как совокупность знаний характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как сфера человеческой деятельности характеризуется методом. В общем смысле метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод - совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Метод в единстве с предметом науки составляет научный подход к изучаемой реальности. Научный подход выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретных исследовательских методах. Исследовательский метод – это форма организации определенного способа познания (наблюдение, эксперимент, опрос и др.). Исследовательский метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе одного исследовательского метода может быть создано множество методик.У психологии нет однозначного набора исследовательских методов. Сущ-щие методы получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Одни методы используются только в определенной научной школе, другие находят применение в разных. Учение о методе науки составляет сферу научного знания – методологию. Методология – это система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности для получения истинного результата.Зинченко и Смирнов выд-т след. уровни методологии: уровни философской, общенаучной, конкретно-научной методологии и уровень методики и техники исследования.Философскаяхарактеризует общую мировоззренческую позицию как интерпретационную основу науки. Общенаучная определяет принципы построения научного знания. Конкретно-научная служит реализации принципов построения и функционирования конкретной науки. На уровне методики и техники исследования конкретизируются принципы построения и проведения научного исследования.
7.Гуманитарная и естественно-научная парадигмы. Основополагающим для методологии психологии является разграничение в ее рамках естественно-научного и гуманитарного подхода в объяснении и понимании человека. Естественно-научная парадигма в психологии исповедует 2 принципиальные установки: 1) ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины); 2) ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Научное познание строится при помощи наблюдения и экспериментирования. Исследователь занимает позицию внешнего незаинтересованного, беспристрастного субъекта. Центральное место отводится индуктивному методу: обобщению большого количества сходных наблюдений. Количество накопленного эмпирического материала определяет основательность вывода. Содержание знания имеет единое для всех значение.Критерием истинности знания являются проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования. Парадигма ориентирована на выявление общих зависимостей и законов, типов, подведение единичных фактов под общую зависимость. Широко используются математические методы обработки данных. Другим критерием истинности естественнонаучного познания служит использование его результатов на практике. Изучать психологию человека нельзя, т.к. игнорируется его духовная сущность.Гуманитарная парадигма ориентирована на индивидуальность, обращена к духовному миру человека, его личностным ценностям и смыслам. Единичное событие имеет свою самоценность. Для Г. познания важно постичь единичные факты. Г. знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных и эстетических норм. Содержание Г. знания связано с вопросами смысла человеческого бытия. Г. знание – это единство истины и ценности, факта и смысла. В Г. науках могут существовать разные точки зрения на одну проблему. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво. Гуманитарное познание никогда не может быть окончательным и единственно верным. Понимание, являющееся одним из способов Г. познания, предполагает активное, заинтересованное отношение субъекта познания, его вживание в изучаемую реальность. Гуманитарные науки используют в познании субъектный подход. При этом подходе человек воспринимается исследователем как активный субъект общения. Исследование принимает форму диалога двух субъектов. Нельзя примененять количественные методы при изучении гуманитарной сферы.
ВОПРОСЫ к экзамену «Экспериментальная психология» 3 курс
Вопросы 31-40 ???
1. Экспериментальная психология как самостоятельная наука.
2. Основные подходы к пониманию предмета экспериментальной психологии (В.Н. Дружинин).
3. Основные задачи экспериментальной психологии.
4. История развития экспериментальной психологии (Европа и Америка).
5. История развития экспериментальной психологии в России.
6. Предмет науки. Научный метод.
7. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы.
8. Научное исследование. Основные классификации научного исследования.
9. Этапы научного исследования.
10. Гипотеза. Уровни экспериментальных гипотез.
11. Варианты экспериментальных гипотез (по Р. Готтсданкеру).
12. Основные общенаучные исследовательские методы.
13. Классификация методов психологического исследования. Подходы отечественных психологов к проблеме классификации методов психологии.
14. Классификация методов психологических исследований на современном этапе.
15. Метод наблюдения. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования.
16. Организация психологического наблюдения. Программа наблюдения.
17. Общая характеристика вербально-коммуникативных методов.
18. Вербально-коммуникативные методы: опрос.
19. Вербально-коммуникативные методы: беседа.
20. Вербально-коммуникативные методы: интервью.
21. Вербально-коммуникативные методы: анкетирование.
22. Экспериментальное общение.
23. Эффект Зайонца («аудитории») в эксперименте.
24. Эффект Розенталя (Пигмалиона) в эксперименте.
25. Эффект «плацебо» и «Хотторна» в эксперименте.
26. Экспериментатор: его личность и деятельность.
27. Испытуемый: его деятельность в эксперименте.
28. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента.
29. Этические принципы проведения исследования на человеке.
30. Организация и проведение экспериментального исследования.
31. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент.
32. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия».
33. Экспериментальная выборка.
34. Экспериментальный переменные и способы их контроля.
35. Независимая переменная.
36. Зависимая переменная.
37. Отношения между переменными.
38. Контроль переменных.
39. Определение внешней переменной.
40. Экспериментальные планы.
41. Первые психологические эксперименты (Гельмгольц, Гальтон).
42. Социальные эксперименты Шерифа.
43. Стэнфордский эксперимент Зимбардо.
44. Хоторнские эксперименты.
45. Эксперимент Аша.
46. Эксперимент Милгрэмма.
47. Эксперименты Павлова.
48. Эксперименты Пиаже.
49. Эксперименты Эббингауза.
50. Эксперименты Мухиной.
1.Эксперименталка как самостоятельная наука. Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.В.В. Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих «полномочий» другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках. В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном «Психологическом словаре» дается следующее определение:«Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента». Еще отчетливее эти тенденции звучат в другом определении: «Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов». Аналогичное понимание экспериментальной психологии существует и в зарубежной психологии. П. Фресс определяет экспериментальную психологию следующим образом: «Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода».
2. Основные подходы к пониманию предмета экспериментальной психологии (В.Н. Дружинин)Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.
1. Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественнонаучном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др. «Этот (экспериментальный) метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требований рефлективного мышления... Рассуждения в философии подчиняются законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной психологии) этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой».
2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология – это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер.
3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл отмечает, что одним из важных в психологии являются «...вопросы планирования экспериментов, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания».
4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии.
3.Основные задачи экспериментальной психологии. «Экспериментальная психология» - это, во-первых, дисциплина, изучающая и разрабатывающая ряд эмпирических методов психологического исследования, а во-вторых, обобщающее обозначение исследований в разных областях психологии, использующих эти эмпирические методы. Основными задачами экспериментальной психологии являются: • формулирование методологических и теоретических основ исследования в психологии;
• разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур;
• поиск методов анализа, интерпретации и проверки статистической значимости результатов психологических исследований;
• оценка эффективности экспериментальных процедур;
• оценка взаимосвязи теоретических положений и экспериментальных данных;
• разработка этических принципов психологических исследований;
• разработка правил представления результатов психологических исследований.
4.История развития экспериментальной психологии (Европа и Америка). В разных странах развитие экспериментальных исследований происходило своеобразно: В ГЕРМАНИИ эксперимент получил большое развитие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов — память, мышление, волю и др.Наибольшее развитие получили медицинская и педагогическая психология, в меньшей степени — исследования в области торговли, промышленности, общественной жизни. Г. Эббингауз в работе о памяти сформулировал законы памяти на основе психологического эксперимента. Память он понимал как механический* процесс образования следов,для этого нужно найти материал,не знакомый испытуемому, Эббингауз выбрал бессмысленные слоги.Ввел два метода исследования памяти:Метод заучивания и.Метод сбережения ВЫВОД-заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется. ЗАСЛУГИ ЭББ.- Выявил объем непосредственного запоминания,- установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему, чтобы он не был забыт,- был обнаружен факт упражняемости памяти. Иссл-л память и Г.Э. Мюллер, сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание. В его лаб. был создан метод парных ассоциаций. Вюрцбургская школа занималась эксперим-ой разработкой мышления. Школу возглавил О. Кюльпе, ученик Вундта. В нее входили: А, Майер, А. Мессер, Г. Уатт, К. Бюлер,и др. Вюрцбуржцы сделали самонаблюдение методом исследования.Из первых была работа К. Марбе на понимание суждения.Бюлер говорит о мыслях как основных носителях мышления, производит их классификацию:*мысли как сознание правил,*как сознание отношений и*мысли-интенции. Отто Зельц подчеркивает целостность мышления. Э. Крепелин применил в клинике ассоциативный эксперимент и показал различие в характере ассоциаций при шизофрении и МДП. Он произвел экспер-ые исследования умственного утомления и построил кривую работы.Э. Блейлер и К. Юнг ипользовали ассоциативный эксперимент.Э. Майман и Лай провозгласили возникновение экспериментальной педагогики. Штерн создал Институт прикладной психологии и журнал. Мюнстерберг показал практическое значение психологии при выборе профессии.АМЕРИКА У истоков экспериментальной психологии в Америке стоят У. Джемс, Г. Ст. Холл. Джемс не экспер-р, но активно поощрял экспер-ые исследования. У него начинает свои эксперименты по зоопсихологии Э. Торндайк, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Р. Вудвортс, все психологи-экспериментаторы — его ученики.Джемс уделял большое внимание прикладной психологии, особенно применительно к педагогике. Холл - основоположник экспер-ой психологии в Америки, руководитель одной из крупнейших экспериментальных псих-их лаб. Создалось научное движение - педология. Из Америки оно распространилось в страны Европы.Холл явился крупным организатором американской психологической науки. Кеттел определение интеллектуального уровня (студентов). Из основателей экспериментальной психологии в Америке назовем- Лэдда , Скрипчура, Сишора, Болдуина, Энджелла. Экспериментальные исследования Титченера, развивались в русле структурализма.Большой вклад внесли зоопсихологи - Торндайк(сделал предметом экспериментального исследования проблему обучения) , Йеркс, Смолл. Мюнстерберг(исследования связаны с областью промышленного производства) АНГЛИЯ работы были начаты Ф. Гальтоном, статистическим методом пытался обосновать идею наследственности таланта, предпринял исследование однояйцовых и разнояйцовых близнецов путем сбора анкет. Этим был введен близнецовый метод. Спирмен разработал метод анализа корреляций — факторный анализ. ФРАНЦИЯСоздание экспер-ой психол. связано с Бинэ. Его вклад:в иссл. мышл. пришел к тем же выводам,что и Вюрц.шк., изучал людей с выдающимися способностями, Исс-ал воображение, память и интеллект у детей. Разработал «метрическую шкалу интеллектуального развития», совместно с врачом Т. Симоном. Штерн ввел понятие коэффициента умственной одаренности как отношение умственного возраста к хронологическому. Термен назвал это отношение коэффициентом интеллектуальности.Др. областью прикладных исследований была медицина(психиатрия и неврология).Ж. Шарко занимался истерией и гипнозом. Рибо - основоположник современной эмпирической психологии. Рибо уделял внимание фактам патологии, использовал их для изучения психической жизни. Его ученик П. Жанэ основным методом псих-ии считал кл