Семинар № 7. Изучение направленности личности: потребности, мотивы и ценности личности (2 ч.).
План:
1. Личность и её направленность.
2. Теории мотивации в зарубежной психологии.
2.1. Мотивы и потребности личности (А. Маслоу, Э. Фромм)
2.2. Мотивы и отношения личности.
3. Структура мотива (Мерлин B.C.).
4. Мотивы и ценности личности.
Методические рекомендации:
Ø Дать характеристику ключевых понятий:
· Направленность личности (понятие, ее составляющие)
· Отношения личности
· Потребности личности
· Потребность в персонализации (А.В. Петровский)
Ø Выполните практическое задание:
· Провести методики изучения мотивации учебной деятельности, направленности личности, ценностных ориентаций.
· Представить результаты методик в виде таблицы и графических изображений, описать и проанализировать их. Сделать выводы.
Литература:
§ Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и её статус. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 134-140.
§ Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 25-32.
· Годфруа Ж.. Что такое психология. М., «Мир» ., 1996., в 2-х т., Т. 1. С. 240-257, 281-282, 289-293.
· Мерлин В. С.. Лекции по психологии мотивов. Пермь. , 1976. (Лк. 7, 12, 13).
· Рубинштейн С. Л.. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154.
· Мясищев В. Н.. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений»)
Семинар № 8 Интегративные психические образования: темперамент и характер (2 ч.).
План:
1. Краткий обзор учений о темпераменте и характере.
2. Физиологические основы темперамента. Виды темперамента.
3. Отличие темперамента и характера.
4. Понятие о характере.
5. Формирование характера.
6. Учет особенностей темперамента и характера в индивидуальном подходе учителя к ученику.
7. Акцентуация черт характера.
Литература:
· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. - (Серия «Мастера психологии»).
· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 - 475.
· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
· Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
· Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»)
Методические рекомендации:
Ø Ответить на вопросы семинара.
Ø При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): темперамент, характер, акцентуации характера.
Ø Выделите существенные отличительные черты темперамента и характера.
Ø При подготовке к вопросу № 7, рассмотрите акцентуации характера у подростков, предложенные А.Е.Личко. Выделите особенности поведения подростков с разными типами акцентуаций характера. Проанализируйте их.
Семинар № 9. Методы изучения темперамента и характера (2 ч.).
Методические рекомендации:
Ø Выполните теоретическое задание: проанализируйте методы изучения темперамента и характера:
· тест Стреляу;
· патохарактерологический опросник;
· тест-опросник Г. Айзенка;
· тест изучения акцентуаций характера и т.д.
Ø Выполните практическое задание:
· провести тест-опросник Г. Айзенка.
· на основе результатов исследования составить сводную ведомость.
· проанализировать результаты и сделать выводы, указав какой тип темперамента преобладает.
Литература:
· Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. - (Серия «Мастера психологии»).
· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 - 475.
· Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии