Раздел 1. Психология человека
Приложение 2. Практические занятия
Планы практических занятий
Раздел 1. Психология человека
Семинар № 1. Основные этапы развития психологии как науки (2 ч.).
План:
1. Возникновение психологии. Основные этапы развития психологии.
2. Развитие психологии в период античности. Взгляды Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля.
3. Развитие психологии в Новое время. Учения Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка.
4. Психологическая мысль в эпоху Просвещения. Ассоциативная психология (Гартли, Д. Беркли, Д. Юм).
Литература:
· Психология / под общ.ред. В.Н. Дружинина. – Спб.: «Питер», 2001. – с. 28-36.
· Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. учеб.заведений – М.: «Академия», - 2008. – с.
· Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
Методические рекомендации:
Ø Ответить на вопросы семинара.
Ø При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): душа, гилозоизм, дуализм, сенсуализм, ассоциационизм.
Ø Заполните таблицу «Этапы становления психологии как науки»
Хронология | Научное направление | Основные представители | Предмет исследования | Основные идеи |
Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.).
План:
1. Объективные методы психологии:
1.1. Наблюдение. Виды наблюдения.
1.2. Эксперимент. Виды эксперимента.
1.3. Тестирование.
1.4. Метод опроса:
· интервьюирование – метод устного опроса
· анкетирование – метод письменного опроса
2. Методы описательной психологии
3. Методы практической психологии
Литература:
· Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М. 1998.
· Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
· Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
· Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1.-М., 1982.-с. 17-31.
· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
Методические рекомендации:
Ø При подготовке к вопросам обратите внимание на особенности каждого метода исследования. Заполните таблицу «Методы психологии»:
№ | Метод | Вариант метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Наблюдение | ||||
Эксперимент | ||||
Интервьюирование | ||||
Анкетирование |
Ø Выполните практическое задание:
Выберите из указанных суждений те, которые описывают конкретные методы:
· Наблюдение (3 ответа) № _________________________
· Эксперимент (3 ответа) № _____________
· Тесты (3 ответа) № ________________
Номера правильных ответов запишите после знака «№».
Суждения:
1. используется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции;
2. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения;
3. может быть лабораторным, естественным, формирующим;
4. может быть сплошным и выборочным;
5. педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвоения школьниками материала;
6. бывает включенным и невключенным, скрытым (зеркало Гезелла) и открытым;
7. полученные индивидуальные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал и соотносятся с нормой.
8. исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
9. отвечает требованиям валидности, надежности и стандартизации;
Семинар № 12. Внимание человека: изучение психологических свойств внимания. Развитие наблюдательности (2 ч.)
План:
1. Зарубежные и отечественные теории внимания.
2. Свойства внимания
3. Виды внимания.
4. Методы изучения продуктивности внимания.
5. Наблюдательность. Способы развития.
Литература:
· Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 33-36
· Психология. Учебник для гуманитарных вузов // под ред. В.Н.Дружинина, - СПб.: Питер, 2001. Глава 10 (Внимание).
· Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 169-174.
Методические рекомендации:
Ø Выполните практическое задание:
В изучении темы необходимо рассмотреть психологические характеристики внимания на примере различных видов деятельности человека. Привести примеры как проявляются в деятельности свойства и виды внимания.
Приложение 2. Практические занятия
Планы практических занятий
Раздел 1. Психология человека