Композиция. конструкт модели психического взаимодействия
психофизическое взаимодействие с внешним миром;
субъект познания
деятельностно-психологическое взаимодействие с миром вещей;
субъект труда
психорефлексивное взаимодействие с внутренним миром человека;
субъект познания
социально-психологическое взаимодействие с миром людей;
субъект общения
психофизиологическое взаимодействие с организмом;
субъект познания
Композиции структурных представлений о психической организации должны отражать, прежде всего, содержательную релевантность (соответствие) между элементами, компонентами и блоками, -которая позволит развернуть гипотезы по определению иерархических зависимостей между ними, нацелив, таким образом, эмпирические исследования на систематизированную разработку законов трансформации психических свойств в более сложные явления психологии человека. Именно эта модель отвечает данному требованию. На нее адекватно налагаются все пять классов психических свойств (психофизиологические, психофизические, психорефлексивные, деятельностно-психологические, социально-психологические), охарактеризованные во второй главе. Эти свойства можно рассматривать в качестве простейших элементов структуры психики.
Если психическое явление рассматривается как свойство, то мы, по сути, определяем его главное качественное своеобразие по простейшим элементам, из которых данное явление возникло.
Так психофизиологические свойства возникли из взаимодействия человека с собственным организмом в результате психического самоотражения его соматических процессов и состояний. К ним могут быть отнесены свойства нервной системы, темперамента, эмоций, воли, внимания, чувств, телесных движений (моторики), голоса и речи. Эти свойства трансформируются в соответствующие психические образования, которые можно рассматривать в качестве более интегративных компонентов психической организации человека по сравнению со свойствами (первичными элементами структуры психики). Первоисточником психофизиологических свойств и образований являются «органические» и «кинестетические» ощущения (термины по Ананьеву) или «интероцептивные» и «проприоцептивные» (термины по Шеррингтону).
Психофизические свойства возникли из взаимодействия человека с объектами внешнего мира, совершаемого посредством органов чувств, которые используются человеком в качестве органов познания материальных свойств (физических, химических, биологических) предметов его актуальных и потенциальных потребностей. Это — свойства познавательных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, представлений, мышления, воображения) и соответствующих им психических образов. Первоисточником психофизических свойств и образований являются «экстероцептивные» ощущения (по Шеррингтону) или «дистантные» и «тактильные» (по Ананьеву).
Психорефлексивные свойства обязаны своим происхождением внутрипсихическому взаимодействию человека с самим собой как с психологической реальностью, которая рефлексируется им во внутреннем плане сознания посредством способности человеческой психики к отражению отражения. Отражение отражения является источником психорефлексивных свойств, которые интегрируются в психических образованиях сознания и самосознания человека. К их числу следует отнести Я-образы, духовные психические образования, состояния души, нравственные переживания, веру, надежду, любовь, совесть. Бога. Первоисточником психорефлексивных свойств и образований являются психологические переживания человека.
Деятельностно-психологические свойства проистекают из предметно-практического взаимодействия человека с реалиями внешнего мира. Суть этого взаимодействия состоит в преобразовательной деятельности человека, которая направлена на превращение естественных объектов природы в предметы своих потребностей. Деятельность эта приобретает инструментально-опосредствованный характер, который проявляется в употреблении вспомогательных средств в виде орудий, специально изобретенных человеком для усиления своего потенциала воздействия на вещественную и общественную среду обитания. В этот процесс включены все три группы психических свойств человека (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных). В этом процессе происходит трансформация этих психических свойств в качественно выраженные деятельностно-психологические свойства и, соответствующие им психические образования, к числу которых относятся общие и специальные способности, опыт человека, его знания, умения и навыки, интересы, мастерство, талант, гениальность, искусство.
Социально-психологические свойства возникают в процессах общения людей по поводу удовлетворения взаимных потребностей. Через общение происходит привлечение группового потенциала для решения индивидуально-общественных задач жизнедеятельности.
Психический потенциал психофизиологических, психофизических и психорефлексивных свойств используется для взаимосвязи, сообщения, взаимопознания, взаимоотношения, согласования, взаимовлияния людей. В результате происходит трансформация этого потенциала в качественные формы человеческих отношений, которые проявляют субъекты взаимодействия. Все это ассимилируется в характерологических особенностях человека и соответствующих психических образованиях, в числе которых следует рассматривать установки личности, стереотипы социального поведения, качества характера как проявленные субъектные отношения к другим людям, к себе, к деятельности и ее результатам, к природе и предметномумиру.
Простейшие элементы структуры какого-либо объекта, вещества, явления (а психика это — явление) представляют набор дробных единиц, которые еще не создают целостной определенности явления. Они сродни диффузному состоянию вещества. Например, броуновское движение молекул, или не локализованное возбуждение в коре головного мозга, или неуправляемое поведение людей в толпе. Простейшие элементы структуры — это то, из чего складываются многообразные ее компоненты и строение в целом. Например, кирпичи по отношению к зданиям и его частям. Однако, первичный строительный материал (кирпичи, молекулы, свойства и другие) качественно отличаются друг от друга, что, безусловно, скажется на своеобразии предмета и его компонентов. При этом компоненты будут сродни по своему происхождению качественному своеобразию элементов, особенно в структуре психики.
Каждый из компонентов психической организации человека вбирает в себя все многообразие психических свойств по законам их трансформации при естественном доминировании какого-либо одного из классов этих свойств. Это доминирование будет предопределяться одним из пяти векторов взаимодействия как общего источника психических свойств и психических образований (более сложных компонентов структуры психики).
Следовательно, модель психического взаимодействия может использоваться как фундаментальное основание для разработки конструктов психической организации человека в структурном отображении. Весь вопрос теперь сводится к проблеме классификации психических явлений, выступающих в качестве психических образований. Такая классификация должна производиться по конструкту модели психического взаимодействия, то есть по основным векторам реальной практики психологической деятельности человека как субъекта познания, общения и труда.
Но прежде возникает еще один вопрос — о соотношении простейших элементов и более сложных компонентов в психической организации человека.
Если за простейшие элементы психической организации человека можно принять психические свойства, дифференцированные по источникам их происхождения, в роли которых выступают пять основных направлений психической деятельности человека, существующих в процессах взаимодействия человека с внешним миром и с самим собой, то за компоненты структуры психики следует признать психические явления, выступающие в качестве психических образований.
Если психическое явление рассматривается как психическое образование, то речь идет о феномене, в котором оно предстает как результат трансформации всех психических свойств человека.
Психические образования рассматриваются в качестве интегративных компонентов психической организации человека. Они возникают как результат двух взаимосвязанных процессов интериоризации и экстериоризации.
Интегративность психических образований заключается в том, что каждое из них, являясь частью психической организации человека, вбирает в себя все многообразие свойств психики, репрезентируя ее целостность. Эту особенность психических образований как компонентов структуры психики можно выразить формулой — часть равна целому. Следовательно, каждое психическое образование можно рассматривать в качестве системообразующего явления психологии человека, посредством которого можно реконструировать особенности психической организации человека в виде комплекса ощущений, сводя все другие явления психики к онтологическим формам чувствительности (сензитивности), или в виде комплекса эмоций, сводя все другие явления психики к онтологическим формам переживания (чувствам), или в виде комплекса способностей, сводя все другие явления психики к онтологическим формам деятельности (мастерству), или в виде комплекса нравственных отношений, сводя все другие явления психики к онтологическим формам характера (отношениям), или в виде комплекса духовных состояний, сводя все другие явления психики к онтологическим формам психического самоотражения (рефлексии), или в виде любого другого психического образования, в котором результируются процессы психической деятельности человека.
Результирующий эффект психической деятельности человека, заключенный в психических образованиях, делает это явление наиболее удобным компонентом для строительства психической организации
человека. В нем есть завершенность, интегративная целостность, онтологическая осмысленность качественного своеобразия, возможности индивидуальной психологической интерпретации и научно-гносеологического анализа в качестве макроединицы психического.
С понятием «психическое образование» легко установить смысловые отношения с понятиями «психические свойства», «психические процессы», «психические состояния», «психические функции», «психические образы», «сознание и самосознание», «психологические качества».
Психические состояния, психические образы, сознание и самосознание, психологические качества вполне подпадают под понятие «психические образования», поскольку они являются результатом психической деятельности.
Психические состояния — это такие психические образования, в которых ассимилируется субъективный результат переживания реальных отношений человека с объектами своего взаимодействия. Результатом этих переживаний являются эмоции и чувства, создающие психологический фон отношений человека с миром вещей и людей. Биполярная природа психических отношений служит основанием для дифференциации психических состояний на положительные и отрицательные в зависимости от удовлетворенности-неудовлетворенности потребностей человека, а амбивалентная природа психических отношений позволяет считать их в разных ситуациях либо положительным, либо отрицательным фоном психической деятельности. Психические состояния как фоновая характеристика психической деятельности ничего не меняют в принципиальной композиции структурной организации психики. Однако они ассимилируются в качественных формах проявления элементарных психических свойств и интегративных психических образований, то есть в психологических качествах личности.
При этом все психические состояния можно классифицировать по пяти векторам модели психического взаимодействия человека. Так, психофизиологические состояния можно рассматривать как результат трансформации соответствующих свойств нервной системы, например, в возбужденное или тормозное состояние. Психофизические состояния можно рассматривать как результат трансформации психофизических свойств, например, в состояния повышенной или пониженной чувствительности к разным объектам познания. Психорефлексивные состояния можно рассматривать как результат трансформации соответствующих свойств, например, в состояния душевного спокойствия или тревожности. Деятельностно-психологические состояния можно рассматривать как результат трансформации соответствующих свойств, например, в состояния активности или пассивности. Социально-психологические состояния можно рассматривать как результат трансформации соответствующих свойств, например, в состояния свободы или подавленности.
Психические образы представляют собой внутрепсихический облик объекта взаимодействия, ассимилируя в себе его целостную структуру. Психический образ — это наиболее обобщенная и предметно выраженная форма существования психических образований, представленная во внутреннем плане сознания. В конечном счете — это наиболее концентрированный продукт психической деятельности, заключающий в себе весь психический потенциал человека.
При трансформации психофизиологических свойств формируются образы тела, болезней, здоровья. При трансформации психофизических свойств возникают образы объектов взаимодействия. При трансформации психорефлексивных свойств возникают Я-образы и картина мира. При трансформации деятельностно-психологических свойств формируются образы предметных потребностей. При трансформации социально-психологических свойств возникают образы межличностных отношений и групповых эффектов.
По этим же основаниям дифференцируются эффекты сознания и самосознания, представленные в понимании соответствующих трудовых и общественных связей человека, его отношений с природой, в понимании своей психологии и антропологической идентичности.
Психологические качества являются предметно выраженной формой ассимиляции всех пяти классов психических свойств.Они (качества) обнаруживаются в зримых поступках, в поведении и деятельности человека.
Это — внешняя форма существования психических образований на уровне единичного признака личности. С ними связана индивидуализация обнаруженного потенциала человека как субъекта познания, общения, труда.
Эти аналитические достоинства психических образований при конструировании психической организации человека не снимают других научно-гносеологических проблем, связанных с поиском
оснований для классификации многочисленных психических образований, а также с их конкретизацией (содержательно-смысловой наполненностью), что предполагает выстраивание иерархии между психологическими явлениями в рамках категории «психические образования».
Эта категория упоминается в трудах Л.С.Выготского в связи с проблемами развития психики, которое трактуется как приобретение человеком «новообразований» в результате интериоризации внешней предметно-действенной активности субъекта. В дальнейшем эта категория становится основным понятием возрастной психологии и психологии развития, с помощью которого объясняются качественные изменения психической организации человека в онтогенезе и особенности индивидуальной психологии личности.
С. Л. Рубинштейн писал о том, что любой психический процесс заканчивается психическим образованием как своеобразным продуктом психической деятельности человека.
Если психическое явление рассматривается как процесс, томыотвечаем на вопросы его пространственно-временной протяженности, механизма происхождения и трансформации. Это — вопросы закономерностей формирования психических образований, возникновения их во внутренней структуре психической организации человека и проявления их человеком вовне при взаимодействии с миром вещей, людей и самим собой. Психические процессы — это формы динамического проявления психических образований во внутреннем и внешнем плане психической деятельности человека.
Психические процессы также как и психические образования могут классифицироваться по основным векторам модели взаимодействия на психофизиологические, психофизические, психорефлексивные, деятельностно-психологические, социально-психологические процессы. При этом нужно иметь в виду, что данная онтологическая классификация психических процессов не отменяет их гносеологической дифференциации, например, на конкретно-чувственные, конкретно-логические, абстрактно-логические и другие.
Психические процессы на практике являются в виде психической и психологической деятельности человека. При этом психическая деятельность рассматривается как деятельность мозга, в структуре которой выделяются конкретно-чувственные, конкретно-логические, абстрактно-логические процессы, дифференцированные по доминирующим
способам отражения. В то же время психические процессы подразделяются на познавательные (гностические), эмоциональные (аффективные), волевые (регуляторные), дифференцированные по функциональному предназначению.
В этой по сути гносеологической стратегии познания психики доминирует логика и принципы естественнонаучных исследований, которые стоят на позициях жесткой органической или/и средовой детерминации психики, абстрагируясь от субъектной произвольности человека. Это приводит к исчезновению психологии человека как главного и практически целесообразного предмета из содержания академической науки психологии.
Психологическая деятельность производив от субъектной активности человека, которую он проявляет как акт личной инициативы при предметном взаимодействии с реалиями внешнего мира. В психологической деятельности человек самопроизволен, хотя и не всегда подотчетен сознанию. Это говорит о том, что психическая деятельность человека индетерминирована его психологической деятельностью, которую человек совершает по собственной инициативе.
В этой деятельности выделяются коммуникативные, информационные, когнитивные, эмотивные, конативные, креативные процессы, которые сродни эксплицитным функциям психики. Это указывает на содержательную близость процессуального и функционального подходов в изучении психики.
Если психические явления рассматриваются со стороны их функций, то предполагается ответ на вопрос о том, чему служит конкретное явление в жизнедеятельности человека, какие жизненные задачи решает человек с помощью психики как инструмента взаимодействия с внешними и внутренними условиями своего существования.
Все психические функции дифференцированы по целям психической деятельности (см. главу «Функции психики»). С их выполнением связаны процессы трансформации психических образований в сложнейшие явления человеческой психологии.
Функциональная характеристика психических образований и процессов раскрывает онтологическое содержание психологической деятельности людей.
В связи с этим возникают главные вопросы для современной научной психологии. Это — проблема соотношения детерминизма и индетерминизма в психологии человека, проблема соотношения
гносеологической и онтологической стратегии познания психологии человека, проблема фундаментальных оснований для интегративных моделей психической организации человека, которые позволили бы делать, с одной стороны, содержательную интерпретацию психических явлений как психологии человека, с другой стороны, служили бы методологической основой для проектирования содержательно валидных эмпирических исследований.
В качестве основного строительного материала интегративных моделей целесообразно использовать психические явления в понятии «психические образования», поскольку они доступны и онтологической интерпретации, и гносеологическому анализу.
Все конкретные процессы психической деятельности являются механизмами трансформации психических свойств, в результате которой происходит интериоризация психических образований во внутреннюю структуру психической организации человека.
В то же самое время в контексте психологической деятельности конкретные процессы субъектной активности человека трансформируют его внутрепсихический потенциал в особенности предметных действий, поступков, поведения, которые экстериоризируютсякакпсихологические качества личности.
Следовательно, психический процесс представляет собой единство экстериоризации-интериоризации психических свойств и психологических качеств человека. Поэтому в структуре психического процесса целесообразно выделить два основных — процесс экстериоризации и процесс интериоризации, циклическая взаимосвязь которых предопределяет целостность психической и психологической деятельности человека. Результатом всех этих процессов являются психические образования — наиболее определенный продукт психического взаимодействия человека с реалиями его существования.
В этом продукте результируется психическая активность человека и вместе с тем его психологический потенциал в качестве субъекта предметно-практической деятельности и социального поведения, которые в своих многочисленных формах заключают материализованный аналог психических образований, который, в свою очередь, можно рассматривать как результат экстериоризации всех потенциалов психической организации человека.
Следовательно, любой объект, преобразованный человеком в предмет своих потребностей, содержит в себе материализованную форму
существования не только психического потенциала, но и особенности психической организации индивида. Такой предмет, замыкая на себе процессы экстериоризации-интериоризации, запечатлевает в своем облике структурное своеобразие психической организации как внутреннего явления психики и индивидуально-типологическое своеобразие психологии человека как внешнего явления психики.
Структурное своеобразие психической организации человека как внутреннего явления состоит в том, что до непосредственного контакта человека с объектом взаимодействия или его воображаемым прототипом психика находится в диффузном состоянии, то есть не имеет сколько-нибудь определенную структурную организацию. Но стоит только появиться в поле психического взаимодействия какому-либо предмету, как ее структура выстраивается в соответствии с механизмами интериоризации и экстериоризации.
При этом субъект отражения в психическом образе предмета взаимодействия уподобляется его (предмета) структуре, то есть воспроизводит в себе свойства, состояние и форму предмета, достигая тем самым большей или меньшей адекватности. Однако к предмету отражения всегда направлена субъективная амбивалентная волна отношения, которая экстериоризирует актуальные мотивы взаимодействия с конкретным предметом внешнего мира. Это означает, что человек, с одной стороны, стремится к уподоблению с внешним миром, а, с другой стороны, стремится уподобить внешний мир себе.
Следовательно, можно предположить две типовые структурные организации психики. Одна из них связана с психической деятельностью, протекающей по законам интериоризации. Другая — с психологической деятельностью, протекающей по законам экстериоризации. Поэтому необходимо рассмотреть две принципиальные композиции структурной организации психики, одну в процессе интериоризации, другую в процессе экстериоризации.
Но прежде необходимо рассмотреть вопрос классификации самих психических образований как строительного материала структурных моделей психики.